Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 17:33, курсовая работа

Описание

Целью написания моей работы является рассмотрение такого актуального вопроса, как инфляция и инфляционные процессы.

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 87.68 Кб (Скачать документ)

    Дефляционная  политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

    Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Это определяет барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

    В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов.

    Политика  доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроль над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер в рамках этой политики обычно используются следующие:

    1. Длительное и целенаправленное  регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым или косвенным т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

    2. Добровольное регулирование доходов.  Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия). [7. c.816]

    Политика  валютного курса представляет собой комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых для внешнего мира и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются: 1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки; 2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

    3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита; 4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере; 5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами; 6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

    Фиксацию  валютного курса как основную антиинфляционную меру применяли (с  различным успехом) многие страны: в  1980 г.— Чили; в 1986г.— Боливия и Бразилия; в 1991 г.— Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной — плавающий — курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания, и от него приходится временно отказываться.

    В меньшей степени применяются институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа. К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности и, в частности, ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе на их перелив в экспортный сектор экономики.

    Денежная  реформа. Ее суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

    В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства  денежная реформа может быть начальным  или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме "шоковой терапии". [2. c.162]

    Резюмируя, подчеркнем, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного  воздействия на экономику могут  существенно различаться между  собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

    Временному  или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия:

    1) приход к власти в стране  нового руководства, которое не  связано с прежним экономическим курсом ни популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;

    2) потенциальная способность сильной  и самостоятельной исполнительной  власти противостоять любым социально-экономическим  или группам, наживающимся на  инфляции и не желающим идти  на экономические жертвы во  имя ее подавления;

    3) помощь международных финансовых  организаций или наличие договоренности о реструктуризации существующего долга с кредиторами;

    4) относительно равномерное распределение  среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;

    5) доверие большинства населения правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры;

    6) обеспечение частичной компенсации  потерь наиболее низкооплачиваемым  слоям населения с целью исключения  крупных социально-политических  потрясений;

    7) использование набора конкретных  антиинфляционных мер в такой  последовательности, чтобы не ущемить  интересы слишком многих важных  социально-профессиональных групп  одновременно;

    8) умение исполнительной власти "договориться" о поддержке его экономической  политики; со всеми наиболее влиятельными  силами в стране: профсоюзами,  политическими партиями, армией, предпринимательскими  союзами и другими общественными  организациями;

    9) психологический перелом в настроении  большей части экономически активного  населения страны, связанный с  желанием покончить с высокой  инфляцией. 

    Если  такой перелом еще не наступил и большинство экономических  субъектов и граждан готовы мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно, как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

    Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики, является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко-, средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и иностранной валюте.

    Необходимо  подчеркнуть, что искоренить инфляцию, "одержать окончательную победу над ней" в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным. [23. c.585]

    Выводы  по главе

    Инфляция  в Беларуси является результатом комплекса факторов, которые взаимодействуют между собой, порождая порочный круг. Причем главными из них являются: ошибочная экономическая политика, игнорирование мирового опыта, отсутствие понимания ее пагубности и твердой воли для преодоления.

    Конкретные  причины следует рассматривать  в контексте классической количественной денежной теории. Из этого следует два вывода. Первый — в рыночной, в том числе и социально ориентированной, экономике главную ответственность за ценовую стабильность несет Центральный банк. Для этого он должен обладать реальной независимостью и высокопрофессиональными кадрами. В Беларуси условие независимости Нацбанка не соблюдено. В этой ситуации главную ответственность за инфляцию и ее последствия несет правительство. Второй — путем административного регулирования цен отсрочить их повышение можно лишь на ограниченный период и лишь на отдельные группы товаров, однако это не только не предотвратит инфляцию, но может стать в последующем источником ее роста.

    В настоящее время природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей  части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    И в XIX веке, и в настоящее время инфляция называлась проблемой бумажных денег и считалась одним из основных факторов, тормозящих экономическое развитие страны.

    С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

    Как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно  сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает  на ход экономического развития целый  комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает  мотивы к трудовой деятельности, усиливает  социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов  и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни  преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

    Но  кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой  точки зрения,  незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен  на 3-4%, сопровождаемая соответствующим  ростом денежной массы, способна стимулировать  производство. Процесс инфляции ведет  к тому, что рост массы денег  в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

    Развитие  инфляционных процессов в экономике  зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики.

    Для борьбы с инфляцией, государство  вынуждено разрабатывать и приводить  в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции.

    Основой любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация  условий, благоприятных для ее возникновения  и развития.

              Анализ инфляционных процессов в Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности применения антиинфляционных мер, принимаемых в странах с рыночной экономикой на нашу действительность, т.к. в белорусской экономике еще полностью не сформировались рыночные отношения и инфраструктура.

              Можно сформулировать следующие  требования к проведению антиинфляционного  регулирования в Беларуси:

  • Демонополизация экономики, предполагающая поощрения развития предпринимательства, разгосударствления и приватизации собственности;
  • Развитие малого и среднего бизнеса;
  • Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля;
  • Ограничение прироста денежной массы в обращении;
  • Развитие конкуренции;
  • Создание денежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность;
  • Скоординированность бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, имеющих общей целью обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции;
  • Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства;
  • В целях регулирования инфляции спроса могут применяться такие меры, как стимулирование сбережений населения путем процентов по вкладам;
  • Эффективной краткосрочной антиинфляционной мерой может быть снижение налогов и процентных ставок на кредит.
  • Расширение интеграционных связей по поставке энергоресурсов, сырья, материалов и комплектующих для базовых отраслей экономики;
  • Либеральное законодательство, стимулирующее деловую активность;
  • Создание рыночного механизма ценообразования.

Информация о работе Инфляция