Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение понятие «инфляция», дать характеристику ее аспектам, оценка инфляционных процессов в РБ.
В соответствие с целью работы были сформулированы следующие задачи:
дать определение понятия «инфляция»;
рассмотреть виды и типы инфляции;
определить причины возникновения инфляции;
анализ инфляционных процессов в РБ, в частности в 2011 году

Содержание

Введение
3
1 Теоретические основы понятия «инфляция»
5
1.1 Понятие инфляция и причины ее возникновения
5
1.2 Виды и типы инфляции
9
1.3 Источники инфляционных процессов и особенности функционирования экономики и предприятий
13
2 Анализ инфляционных процессов в РБ
16
2.1 Исторические аспекты протекания инфляции в РБ
16
2.2 Анализ финансовых процессов в РБ в 2011 году
18
3 Последствия инфляции и перспективы развития РБ
23
3.1 Последствия инфляционных процессов
23
3.2 Анализ последствия инфляции 2011 года для РБ
24
3.3. Проблема выбора стратегии развития экономики РБ на 2012г.
27
Заключение
33
Список использованных источников
35

Работа состоит из  1 файл

инфляций курсач.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

Независимыми обозревателями данный план был раскритикован как  «оптимистичный», но неосуществимый без  структурных реформ.

В то же время, данные предложения  были подвергнуты резкой критике  Александром Лукашенко как слишком  «рыночные», раскритиковав попытку  ориентации на рыночные механизмы управления экономикой.

От правительства Лукашенко  потребовал исполнения решений IV Всебелорусского народного собрания.

Также Александр Лукашенко  потребовал от правительства, чтобы  к 9 мая 2012 года трудности для населения  были ликвидированы: «я терплю это до 1 января, а потом у вас останется срок до 1 мая, ну, до 9-го, до Дня Победы, и население совершенно по-иному должно оценивать политику в государстве». Александра Лукашенко поддержали руководитель прогосударственной Федерации профсоюзов Леонид Козик и посол России в Беларуси Александр Суриков, который охарактеризовал планы правительства как «гайдаровские».

22 ноября 2011 года Александр Лукашенко дал поручение разработать новый план социально-экономического развития (заданные параметры — рост ВВП в 5-5,5%, инфляция 19-22%). Эксперты считают, что в случае продолжения погони за ростом ВВП и при отказе от структурных экономических реформ (план Лукашенко) инфляция в 2012 году может вновь составить примерно 100%, а все положительные эффекты девальвации могут быть сведены на нет.

Ожидается также резкое повышение цен на образовательные  услуги и повышение цен на коммунальные услуги примерно на 30 %. По оценке заместителя министра экономики Андрея Тура, из-за роста курса доллара к категории малообеспеченных людей может быть отнесено вдвое больше людей, чем раньше.

14 июля Министерство  экономики заявило об отказе  от дальнейшего замораживания  цен на социально значимые товары. По словам представителя министерства, будет проводиться выравнивание цен с Россией и Казахстаном. Ожидается значительное увеличение цены пива в связи с планами правительства поднять ставку акциза в 4,6 раза (при этом акциз на водку будет поднят в 1,7 раза).

В связи с резким повышением цен на бумагу ожидается двух-трёхкратное  повышение цен на книги и другую печатную продукцию.

3.3.1 Перспективы введения российского рубля

 

Отдельные аналитики  и Либерально-демократическая партия Беларуси считают, что переход на российский рубль в качестве единого платёжного средства поможет экономике Беларуси.

 По сведениям Белорусской  деловой газеты, вопрос перехода Беларуси на российский рубль обсуждался во время визита Владимира Путина 19 мая. Однако 25 мая Александр Лукашенко выступил с критикой призыва министра иностранных дел России Сергея Лаврова к уважению прав и свобод человека в Беларуси, а белорусские СМИ сменили тональность своих репортажей, «главный посыл которых сводился к одному — самый страшный враг затаился на востоке».

В тот же день Лукашенко  заявил о готовности освободить политзаключённых — кандидатов в президенты на прошедших в 2010 году выборах и других участников акции протеста 19 декабря 2010 года. По мнению Павла Северинца, Лукашенко намерен торговать освобождением политзаключённых в обмен на кредиты из Европы, США и международных организаций.

В ноябре 2011 года Александр  Лукашенко заявил о готовности перейти  на российский рубль в качестве единой валюты расчётов внутри ЕврАзЭС, а министр промышленности и торговли и руководитель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко предположил, что страны ЕврАзЭС могут полностью перейти на российский рубль к 2015 году.

3.3.2 Привлечение кредитов

 

Долгое время распространённым было мнение о том, что Беларусь получит стабилизационный кредит от России размером в $3 млрд долларов. Однако 11 мая Алексей Кудрин заявил, что кредит будет предоставлен не из российского бюджета, а из фондов ЕврАзЭС и не будет единовременным.

Позднее стало известно, что условием кредита ЕврАзЭС  является масштабная приватизация госсобственности ($7,5 млрд за три года), включая приватизацию на сумму в $3 млрд в 2011 году.

Александр Лукашенко, в  свою очередь, заявил, что названная  сумма в 7,5 млрд долларов является неприемлемо высокой, а масштабной продажи госсобственности не будет, и подчеркнул: «Если они рассчитывают, что завтра мы столько начнем продавать, и за счет этого стабилизируем ситуацию в стране — этого не будет».

1 июня стало известно об официальном запросе Беларуси в МВФ по вопросу о предоставлении кредита. Премьер-министр Михаил Мясникович сообщил, что размер кредита будет составлять от 3,5 — 8 млрд долларов.

4 июня заявка Беларуси  о предоставлении кредита была  рассмотрена Антикризисным фондом ЕврАзЭС. Антикризисный фонд принял решение о выделении Беларуси нескольких траншей кредита общей суммой в $3 млрд под 4,1 % в год, с условием приватизации активов на сумму $7,5 млрд.

13 июня миссия МВФ  рекомендовала полностью отпустить  курс белорусского рубля[. Независимые эксперты считают, однако, что у руководства Беларуси нет политической воли для выполнения условий МВФ.

Кроме того, предыдущий кредит от МВФ Беларусь получила, но не выполнила все обязательства по реформированию экономики. Однако Александр Лукашенко заявил, что если МВФ откажется выдать кредит Беларуси, то это будет чисто политическим решением. 3 августа постоянный представитель МВФ заявила, что официальные переговоры с руководством Беларуси не ведутся, поскольку правительство и Нацбанк не представили «чёткий единый план по выходу из кризиса».

18 августа Беларусь  отказалась от привлечения двухмиллиардного  кредита под залог 35 % акций «Беларуськалия». Аналитик Леонид Заико предположил, что отказ вызван тем, что более выгодные условия представило другое заинтересованное лицо — например, Венесуэла, которая выводит до 40 млрд долларов из банков США.

25 августа Евразийский банк развития распространил сообщение о том, что второй транш кредита ($400 млн.) может быть отложен из-за невыполнения правительством Беларуси взятых обязательств.

На прошедшей 17 июня 2011 года без представителей независимых  СМИ пресс-конференции Александр Лукашенко оценил стоимость структурных изменений в экономике Беларуси в один триллион долларов (при ВВП страны примерно в 53 миллиарда долларов).

Также президентом было сделано заявление, что существующая социально-экономическая модель будет  сохранена. Наконец, он пообещал, что кризис будет преодолён «в течение нескольких месяцев, даже без кредитов», а в ближайшее время Беларусь пополнит золотовалютные запасы на 10-12 миллардов долларов, причём «это уже будут наши деньги, не кредиты».

По мнению экс-главы  Нацбанка Станислава Богданкевича, при сохранении прежнего отрицательного сальдо торгового баланса и в случае отказа от структурных реформ, Беларуси будет требоваться 12 миллиардов долларов ежегодно для поддержания стабильной экономической ситуации. Министр финансов России Алексей Кудрин оценивает потребность Беларуси в 7,5 — 9 миллиардов долларов.

В сентябре Александр  Лукашенко заявил, что Международный  валютный фонд отказывается давать кредит Беларуси после освобождения политзаключённых, но в МВФ заявили, что они не уполномочены ставить политические условия для выдачи кредитов.

3.3.3 Приватизация

 

В разное время в СМИ  появлялись сообщения о готовности Беларуси продать несколько крупных  активов:

  • Беларуськалий (белорусская оценка — 30 млрд долларов; возможные покупатели — Уралкалий, Индия, Китай);
  • Белтрансгаз. (с 25 ноября 2011 года — 100 % акций собственность Газпрома; первые 50% акций были приобретены в 2007 году);
  • СООО МТС (51 % — у государства; белорусская оценка — 1 млрд долларов; предполагаемый покупатель — МТС);
  • БелАЗ;
  • Гродноазот;
  • Мозырский нефтеперерабатывающий завод;
  • Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод;
  • Минский автомобильный завод;
  • «Интеграл» (микроэлектроника)[ ;
  • Бархим (бытовая химия);
  • Барановичский комбинат железобетонных конструкций;
  • Брестский электромеханический завод;
  • Белсантехмонтаж-2;
  • Стройтрест № 8, Брест;
  • ОАО Автомагистраль, Минск;
  • ОАО Белгазстрой;
  • ОАО Медпласт;
  • ОАО Конфа;

Белорусские экономические  эксперты, от внимания которых не ускользнули  новые тенденции, уже сделали  вывод о готовности Лукашенко  дать возможность сформироваться белорусским  олигархам, только бы не допустить массового  прихода в Белоруссию российских инвесторов. От взора местной общественности не скрылось, что, например, белорусская национальная молочная компания будет создаваться на базе частного предприятия «Савушкин продукт». В ее состав войдут лучшие государственные предприятия. За счет госсобственности расширяют свой бизнес и такие известные в Белоруссии компании, как БАТЭ, «Амкодор», другие компании. Белорусский президент намерен и дальше сохранять свою власть, несмотря на массовые социальные протесты, и делает ставку в этот раз на частный, но «придворный» бизнес, констатируют эксперты.

Таким образом, в данном разделе курсовой работы, нами были изучены возможные последствия  инфляционных процессов на экономику  государства и представлен ряд  вариантов стратегий развития экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Мы видим, что инфляция не обязательно связана с ростом стоимости жизни. Почему же в этом случае она вызывает столько беспокойства и остается проблемой номер один?

«Проблемы, создаваемые  инфляцией, почти полностью связаны  с неопределенностью», - отвечает на этот вопрос П.Хейне. – «Они возникают не потому, что ценность денег падает, А потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, на который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызвал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп». Людям не всегда удается предвидеть темпы инфляции, поэтому она в одних случаях приводит к потерям, в других к выигрышу, а в целом к перераспределению богатства.

Предпринимателям трудно принять правильное решение относительно цен на свои товары, а банкам – относительно процентной ставки [23, с.5].

Неопределенность в  связи с будущими ценами, которая  создается инфляцией, ведет к  произвольному перераспределению  богатства, заставляет предпринимать  дорогостоящие усилия, чтобы защитить себя от потерь и – что, вероятно, опаснее всего – приводит к нарастанию всеобщего взаимного недовольства, которое в конце концов, может разрушить способность членов общества к сотрудничеству.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции.

При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется  проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий.

Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование  налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности  предприятий за результаты хозяйственной  деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов [15, с.142].

В данной курсовой работе была достигнута поставленная цель исследования: изучение понятия инфляции, ее причин, типов и последствий.

В первом разделе были представлены теоретические основы инфляционных процессов, дано определение понятию «инфляция», изучены виды и типы данного определения.

Во втором разделе  были представлены исторические аспекты  протекания инфляционных процессов  в РБ, а также проведен анализ  финансовой ситуации в РБ в 2011 году.

В третьем разделе  были показаны основные последствия  инфляции в целом, представлены перспективы развития РБ после кризиса 2011 года, а также приведены варианты стратегий развития экономики Республики Беларусь в перспективе.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь. Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный  процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных затрат.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2010.

2 Камай Л.Г., Трубочкина  М.И. Экономический анализ. -М.:ИНФРА-М, 2009.-296 с.

3 Панова Т.И. Совершенствование оценки финансовых результатов в условиях инфляции. - Мн.: БГЭУ,2010. - 48с.

4 Панков, Д. А. Аналитическая оценка влияния инфляционного фактора/ Д. А. Панков // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008. – № 4 – С. 25–34.

5 Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by/. –

6 Климова, Н. В. Экономический анализ /Н. В. Климова. – Санкт–Петербург: Питер: лидер, 2010. – 191 с.

7 Михолап, С.В. Промышленность РБ: состояние и основные направления развития  // Экономика и управление −2011. №1−с.58−62.

Информация о работе Инфляция