Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:50, курсовая работа
Целью работы В чем является проблема инфляции, какие методы и способы ее решения. Так же в чем состоит инфляция спроса и предложения.
Однако меры по сдерживанию роста цен – главной формы проявления инфляции – равносильны сбиванию температуры больного вместо его лечения.
В условиях открытости
российской экономики и отмены
всех валютных ограничений (с
1 июля 2006 г.) возрастает влияние внешних
факторов на экономический
В таблице приведены следующие данные об индексах потребительских цен по годам:
Год |
Индекс потребительских цен |
1 |
100 |
2 |
110 |
3 |
112 |
4 |
114 |
1.Рассчитейте уровень инфляции для каждого года.
2.Определите количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из «правила 70».
3.Можно ли по приведенным в таблице данным рассчитать дефлятор ВВП?
Решение
1. Уровень инфляции рассчитывается по следующей формуле:
ИЦ текущего года – ИЦ прошлого года | |
Уровень инфляции |
= *100 % |
ИЦ прошлого года |
Для первого года вычислить уровень инфляции невозможно, т.к. неизвестен индекс потребительских цен для года, предшествующего ему.
Уровень инфляции для второго года = (110-100) / 100 * 100 %= 10 %
Уровень инфляции для третьего года = (112-110) / 110 * 100 %= 1,8 %
Уровень инфляции для четвертого года = (114-112) / 112 * 100 %= 1,8 %
2. Количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из «правила 70», рассчитывается по следующей формуле:
приблизительное количество
лет, необходимых для
удвоения темпов инфляции темп ежегодного увеличения уровня цен (%)
= 70 / 1,8 = 39 лет.
3. По данным, приведенным в таблице, рассчитать дефлятор ВВП нельзя, т.к. для вычисления дефлятора ВВП необходимо знать сумму рыночных цен (текущего года и базового года) всех конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение определенного периода. А в таблице даны только потребительские цены.
Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Приведенное определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики. В некоторых случаях применяется даже специальный термин «инфляционная экономика», чтобы подчеркнуть многогранность инфляционного воздействия на различные стороны и сф6ры народного хозяйства и самоподдерживающийся характер инфляционных процессов.
Когда молодежные рынки обособляются от рынков для пенсионеров, рынки с высоким сервисом – от рынков с низким сервисом, не нужно никакого дефицита товаров, чтобы произошло повышение цен. В большинстве современных экономик сельскохозяйственные цены чаще всего устанавливаются в зависимости от политических соображений, а не в зависимости от эволюции предложения и спроса: они ориентированы на повышение, и всякое увеличение этих цен сказывается в результате механического или психологического воздействия на других ценах. Таким образом, инфляционных процесс может начаться без того, чтобы имели место избыток спроса или давление издержек на цены.
Изложенное позволяет наметить
некоторые направления
- денежная политика должна быть направлена на расширение спроса как основного рычага стимулирования развития производства.
- оплата труда работников
реального сектора экономики
должна регулироваться таким
образом, чтобы не было
- расширение денежного
предложения обязательно
- для преодоления
инфляционных процессов
- особенного внимания
заслуживает проблема
Есть основания считать, что источники инфляции коренятся не только в экономической, но и в социально-политической сфере, в общественном укладе жизни, в индивидуальной и общественной психологии современного индустриального общества. Это не значит, что с инфляцией нужно смириться, просто бороться с ней следует не только краткосрочными методами денежно-кредитной и фискальной политики. Необходимы глубинные преобразования, обусловливающие переход на постиндустриальную стадию развития, к «новой экономике». Наблюдающееся в мире обострение конкурентной борьбы, значительное уменьшение удельных издержек производства, ускорение обновления технологий, появление новых маркетинговых идей и профессий, превращение уникальных продуктов в рядовые должны привести к увеличению доходов населения при снижении цен на товары и услуги. Не исключено, что многовековая проблема инфляции будет решена именно таким образом.
Таблица 1
Индекс потребительских цен в % к предыдущему месяцу11
(информация приведена по состоянию на 18 ноября 2006 г.)
+------+---------+---------+--
| год | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
+------+---------+---------+--
| 2006 | 102,4 | 101,7 | 100,8 | 100,4 | 100,5 | 100,3 |
| 2005 | 102,6 | 101,2 | 101,3 | 101,1 | 100,8 | 100,6 |
| 2004 | 101,8 | 101,0 | 100,8 | 101,0 | 100,7 | 100,8 |
| 2003 | 102,4 | 101,6 | 101,1 | 101,0 | 100,8 | 100,8 |
| 2002 | 103,1 | 101,2 | 101,1 | 101,2 | 101,7 | 100,5 |
| 2001 | 102,8 | 102,3 | 101,9 | 101,8 | 101,8 | 101,6 |
| 2000 | 102,3 | 101,0 | 100,6 | 100,9 | 101,8 | 102,6 |
| 1999 | 108,5 | 104,1 | 102,8 | 103,0 | 102,2 | 101,9 |
| 1998 | 101,5 | 100,9 | 100,6 | 100,4 | 100,5 | 100,1 |
| 1997 | 102,3 | 101,5 | 101,4 | 101,0 | 100,9 | 101,1 |
| 1996 | 104,1 | 102,8 | 102,8 | 102,2 | 101,6 | 101,2 |
| 1995 | 118 | 111 | 109 | 108,5 | 107,9 | 106,7 |
| 1994 | 118 | 111 | 107 | 108 | 107 | 106 |
| 1993 | 126 | 125 | 120 | 119 | 118 | 120 |
| 1992 | 345 | 138 | 130 | 122 | 112 | 119 |
+------+---------+---------+--
+------+---------+---------+--
| год | июль | август |сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
+------+---------+---------+--
| 2006 | 100,7 | 100,2 | 100,1 | 100,3 | | |
| 2005 | 100,5 | 99,9 | 100,3 | 100,6 | 100,7 | 100,8 |
| 2004 | 100,9 | 100,4 | 100,4 | 101,1 | 101,1 | 101,1 |
| 2003 | 100,7 | 99,6 | 100,3 | 101,0 | 101,0 | 101,1 |
| 2002 | 100,7 | 100,1 | 100,4 | 101,1 | 101,6 | 101,5 |
| 2001 | 100,5 | 100,0 | 100,6 | 101,1 | 101,4 | 101,6 |
| 2000 | 101,8 | 101,0 | 101,3 | 102,1 | 101,5 | 101,6 |
| 1999 | 102,8 | 101,2 | 101,5 | 101,4 | 101,2 | 101,3 |
| 1998 | 100,2 | 103,7 | 138,4 | 104,5 | 105,7 | 111,6 |
| 1997 | 100,9 | 99,9 | 99,7 | 100,2 | 100,6 | 101,0 |
| 1996 | 100,7 | 99,8 | 100,3 | 101,2 | 101,9 | 101,4 |
| 1995 | 105,4 | 104,6 | 104,5 | 104,7 | 104,5 | 103,2 |
| 1994 | 105 | 105 | 108 | 115 | 115 | 116 |
| 1993 | 122 | 126 | 123 | 120 | 116 | 113 |
| 1992 | 111 | 109 | 112 | 123 | 126 | 125 |
+------+---------+---------+--
Таблица 2
Индекс потребительских цен в % к декабрю предшествующего года 12
+------+---------+---------+--
| год | январь | февраль | март | апрель | май | июнь |
+------+---------+---------+--
| 2006 | | 104,1 | 105,0 | 105,4 | 105,9 | 106,2 |
| 2005 | | 103,9 | 105,3 | 106,5 | 107,3 | 108,0 |
| 2004 | 101,1 | 102,8 | 103,5 | 104,6 | 105,3 | 106,1 |
| 2003 | 102,4 | 104,1 | 105,2 | 106,2 | 107,1 | 107,9 |
| 2002 | | 104,3 | 105,4 | 106,6 | 108,4 | 109 |
| 2001 | | 105,1 | 107,1 | 109,0 | 110,9 | 112,7 |
| 2000 | | | 104,1 | 105,0 | 106,8 | 109,5 |
| 1999 | 108,4 | 112,9 | 116,0 | 119,5 | 122,2 | |
| 1998 | 101,5 | 102,4 | 103,1 | 103,5 | 104,0 | 104,1 |
| 1997 | 102,3 | 103,9 | 105,4 | 106,4 | | 108,6 |
| 1996 | 104,1 | 107 | 110 | 112 | 114 | 116 |
| 1995 | 118 | 131 | 142 | 154 | 167 | 178 |
| 1994 | 118 | 131 | 140 | 152 | 163 | 172 |
| 1993 | 126 | 157 | 188 | 224 | 264 | 317 |
| 1992 | 345 | 477 | 619 | 753 | 843 |в 10,0 р |
+------+---------+---------+--
+------+---------+---------+--
| год | июль | август |сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
+------+---------+---------+--
| 2006 | 106,9 | 107,1 | 107,2 | 107,5 | | |
| 2005 | 108,5 | 108,3 | 108,6 | 109,2 | 110,0 | 110,9 |
| 2004 | 107,1 | 107,6 | 108,0 | 109,3 | 110,5 | 111,7 |
| 2003 | | 108,3 | 108,6 | 109,7 | 110,8 | 112,0 |
| 2002 | 109,8 | 109,9 | 110,3 | 111,5 | 113,3 | 115,1 |
| 2001 | 113,2 | 113,2 | 113,9 | 115,2 | 116,7 | 118,6 |
| 2000 | 111,5 | 112,6 | 114,1 | 116,5 | 118,2 | 120,2 |
| 1999 | 128,0 | 129,5 | | | 134,8 | 136,5 |
| 1998 | 104,2 | | 149,6 | 156,4 | 165,3 | 184,4 |
| 1997 | 109,6 | 109,5 | 108,7 | 109,3 | 110,0 | 111,0 |
| 1996 | | | | | | 121,8 |
| 1995 | 187 | 196 | 205 | 214 | 224 | 231 |
| 1994 | 182 | 190 | 205 | 236 | 270 | 315 |
| 1993 | 388 | 488 | 601 | 718 | 836 | 940 |
| 1992 |в 11,1 р |в 12,1 р |в 13,4 р |в 16,5 р |в 20,8 р |в 26,1 р |
+------+---------+---------+--
Рис.1 Инфляция предложения (издержек)13
Рис. 2. Инфляция спроса14
1. Макроэкономика. Вечканов А.Л., Вечканова Г.Р. – СПб.: Питер, 2002, - 432 с.: ил. – (серия «Учебники для ВУЗов»)
2. Новая экономическая энциклопедия. Румянцева Е.Е. – М.: ИНФРА-М, 2006. VI, 810 с.
3. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. Бернар И., Комне Ж.-К. В 2-х т. – Т II: Перевод с французского. – М.: Международные отношения, 1994. – 720 с.
4. Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – 896 с.
5. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – м.: «проспект», 200. – 448 с.
6.Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России. // Деньги и кредит. 2006. № 9.
7.Ольшевский В. Теория инфляции в России: исторический аспект. // Вопросы экономики. 2006. №1.
8. Пашковский В.С. Особенности инфляционных процессов в России. // Деньги и кредит. 2006. № 10.
1 Экономика: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. / Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2000. – с.427.
2 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. VI, с.183.
3 Бернар И., Комне Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология.: В 2-х т. – Т II: Перевод с французского. – М.: Международные отношения, 1994. – с.74.
4 Вечканов А.Л., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2002, - с.173: ил. – (серия «Учебники для ВУЗов»)
5 Бернар И., Комне Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология.: В 2-х т. – Т II: Перевод с французского. – М.: Международные отношения, 1994. – с.71
6 Экономика: учебник. 3-е издание, перераб. и доп./ Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова. – М.: ЮристЪ, 200. – с.428.
7 Экономика: учебник. 3-е издание, перераб. и доп./ Под ред. доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова. – М.: ЮристЪ, 200. – с.429.
8 В.С.Пашковский. Особенности инфляционных процессов в России. // Деньги и кредит. 2006. № 10,с. 49.
9 Л.Н.Красавина. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России. // Деньги и кредит. 2006. № 9, с.12.
10 Л.Н.Красавина. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России. // Деньги и кредит. 2006. № 9, с.15.
11 www.garant.ru
12 www.garant.ru
13 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. VI, 810 с.
14 Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2006. VI, 810 с.