Инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание

Инфляция является сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1.Сущность и причины инфляции, ее виды и формы....................................4
2.Механизмы открытой инфляции..................................................................9
3.Показатели изменения уровня инфляции...................................................12
Заключение.......................................................................................................16
Контрольно тестовые задания........................................................................17
Литература........................................................................................................20

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

     Возможны  лишь короткие спекулятивно-посреднические операции, удобренные несбалансированными  скачками относительных цен, как  в отраслевом, так и в территориальном  аспектах.

       С точки зрения ожидаемости  и предсказуемости инфляции выделяют  ожидаемую и неожидаемую инфляцию.

       Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надёжности; неожидаемая – возникает стихийно, прогноз невозможен.[1]

     ВЫВОД: Инфляция – не только денежный и производственный феномен, но и сложное социально – экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах. Она разрушает хозяйственные связи, усиливает спекуляцию и нездоровые социальные явления (подкуп должностных лиц, нарушение правопорядка и др.), ведет к снижению уровня подавляющей части населения. Причин инфляции много, но основная – это увеличение денежной массы. [7] 

 

      2. Механизмы открытой  инфляции. 

     Инфляция  является результатом макроэкономической нестабильности и определяется как дисбаланс между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS), который вызывает повышение общего уровня цен.

       Несоответствие денежного спроса  и товарной массы можно представить  в виде неравенства AD > AS.

       Но всегда ли данное неравенство  проявляется в повышении общего уровня цен? Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим два типа инфляции: открытая и подавленная.

       Открытая инфляция характеризуется обесценением денег, ростом цен. Она характерна для рыночной экономики, где цены и доходы формируются под воздействием спроса и предложения. Инфляционный рост цен деформирует механизм рынка, но не ликвидирует реакцию экономики на рыночные сигналы: в долгосрочном периоде она не теряет способности к самонастройке в направлении равновесия при новом уровне цен.

       При подавленной инфляции ситуация складывается по-другому. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает с ним в борьбу. Оно устанавливает тотальный административный контроль за доходами и ценами, замораживая их на определённом уровне. Такой тип инфляции особо характерен для стран с тоталитарной командной экономикой, где доходы, цены и структура ВНП жестко определяются и контролируются государством.

       Различают несколько видов экономических  последствий подавленной инфляции.

  1. подавленная инфляция ломает механизм рыночной самонастройки, потому, что предприниматели не получают «условных сигналов» для перемещения капиталов и выгод от такого перемещения. Это ведёт к сохранению структурных дисбалансов, неэффективности производств и воспроизводству ситуации макроэкономического неравновесия.
  2. В командной экономике замороженные цены делают весьма невыгодными вложения капитала в те сферы, где высоки издержки производства, вследствие этого из них уходит остаток капитала, что, в свою очередь, приводит к дефициту товаров. В условиях рынка дефицит быстро гасится более высокой ценой и более высоким предложением товара. Здесь же дефицит становится хроническим.
  3. В условиях дефицита покупательный спрос полностью не реализуется и у населения образуются вынужденные сбережения. Дефицит товаров и вынужденные сбережения становятся питательной средой для очередей, а также для спекуляции на чёрном рынке. Чёрный рынок, обогащающий криминальные структуры, становится неизбежным спутником подавленной инфляции.[3] [4]

       Преимущества открытой инфляции в сравнении с подавленной заключаются в том, что в первом случае добавочный доход получает производитель, а во втором – криминальные структуры; первый вносит определённый вклад в развитие производства, у вторых же совсем иные ориентиры.

     Каковы  же механизмы открытой инфляции? Первым можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Адаптивные ожидания формируются экономическими агентами на основе информации о настоящих и предшествующих уровнях инфляции, при этом большее значение придается недавнему опыту. Производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию: первые – ожидая, что в скором времени подорожают сырье, материалы и комплектующие изделия, вторые – надеясь чуть позже сбыть ее с большой выгодой. Наконец, работники требуют повышения номинальной заработной платы, что также подталкивает текущий потребительский спрос к расширению. В итоге под воздействием инфляционных ожиданий в экономике сочетаются медленный рост предложения и быстрое увеличение текущего спроса. Складывается механизм, который тянет цены вверх. Следует отметить, что инфляционные ожидания формируются на микроуровне.

     В основе еще одного механизма открытой инфляции – инфляции издержек – лежит взаимосвязь издержек и цен. Государство, увеличивая налогообложение предприятий, повышая процентные ставки или индексируя доходы занятых, тем самым утяжеляет себестоимость, а следовательно, и цену продукции. Профсоюзы дают мощный импульс раскручиванию спирали «заработная плата- цены» (инфляционной спирали). Она возникает тогда, когда увеличение заработной платы опережает рост производительности труда, т.е. служит проявлением исключительно институционализированного давления организованных трудящихся. Вместе с тем раскручивание спирали поддерживают предприятия, которые могут закладывать возросшие издержки в цены.

     Издержки  производства могут также повышаться под влиянием импортных цен на сырье и продовольственные товары. Повышение цен на импортируемое сырье непосредственно воздействует на издержки производства в зависимости от той доли, которую это сырье в них занимает (например: «нефтяные шоки»).

     Инфляция  спроса. Этот тип инфляции соответствует ситуации, когда спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен в результате их предложения как в общем плане, так и на уровне отраслей.

     В общем плане инфляция спроса означает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

     Основными причинами избытка совокупного  спроса могут быть связаны с повышением государственных расходов, с помощью  которых финансируется увеличение доходов или инвестиций; частных  расходов на потребление или инвестирование доходов, вызванных положительным сальдо платежного баланса.

     Следует упомянуть и о так называемой структурной инфляции, при которой повышение общего уровня цен вызвано условиями финансирования цен на некоторых рынках или в некоторых отраслях экономики.

     В современных экономиках многие цены устанавливаются решением руководителей  фирм в гораздо большей степени, чем выравниванием предложения  и спроса на товар. Данный феномен  получил название администрируемой инфляции.

     Таким образом, инфляционный процесс может начаться без наличия избытка спроса или давления издержек на цены.[5][6] 

     3.Показатели  изменения уровня  инфляции. 

     По  всему миру учёные и экономисты ведут  широкие дискуссии о том, каким  должен быть уровень инфляции. Уровень инфляции – это один из важнейших экономических показателей, влияющий на процентные ставки, обменные курсы, стоимость и качество жизни.

       Во многих исследованиях утверждается, что даже умеренная инфляция  наносит значительный вред национальной  экономике и долгосрочному росту, поскольку приводит к значительным искажениям в экономике и блокирует действие ключевых факторов экономического роста. Прежде всего, инфляция несправедлива с социальной точки зрения, т. к. является своеобразным налогом на тех, чьи доходы фиксированы в номинальном выражении или неадекватно индексируются в соответствии с ней, а это, как правило, наиболее бедная часть населения. Однако инфляции присущи и другие издержки.

       Во-первых, она «размывает» сигналы,  которые призвана обеспечивать  функционирующая система относительных цен. Во-вторых, к её издержкам относятся время, энергия и ресурсы, которые расходуются с целью защиты от инфляции и отвлекаемые от инвестиций и процесса производства. В-третьих, вследствие повышения рисков возможно отрицательное влияние инфляции на относительные объёмы инвестиций. И, наконец, в-четвёртых, инфляция ослабляет стимулы к сбережениям и спрос на национальную валюту и способствует бегству капитала, что также отрицательно сказывается на уровне выпуска в данной стране. [8, стр 44]

       В тоже время по мнению других  исследователей, например Ж. Сапира, цель достижения нулевой инфляции  является опасной и может привести  к более низкому экономическому  росту, чем тот, который мог  бы быть достигнут в других  условиях. А в некоторых случаях цель достижения нулевой инфляции может даже спровоцировать депрессию. И тогда сжатие предложения может усилить в динамике дисбаланс между предложением и спросом. Т. е. изложенное приводит к довольно важному выводу: экономика нуждается в некотором уровне инфляции.[1,стр 14] Полное прекращение инфляции и тем более дефляция весьма опасны для экономики. Это наглядно показали Великая депрессия в США и последняя длительная депрессия в Японии. Дж. М. Кейнс считал, например, что инфляция 3 % в год является оптимальной для регулирования пропорций цен и заработной платы, стимулирования деловой активности в стране и росту ВВП. С тех пор гибкость рынка труда в развитых странах несколько возросла, но проблема осталась. Особенно велики ценовые диспропорции сегодня в России. Возможно, что в таких переходных экономиках «инфляционная постоянная Кейнса» должна быть выше, например, на уровне 10 – 15 % в год, особенно если учесть инфляцию издержек, порождаемую ростом регулируемых цен на услуги естественных монополий. [9,стр 5]

       Однозначных и непротиворечивых  ответов на вопрос каким должен  быть уровень инфляции у исследователей  нет. Но в целом, несомненно, что последствия инфляции носят  негативный характер. Они сказываются  на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни.

       Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности российских товаропроизводителей. Во-вторых, для подавляющего большинства населения инфляция проявляется в росте цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно в том случае, если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов. В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного обесценения имеющихся у них оборотных средств. Также инфляция негативно сказывается на доходах предприятий, денежных сбережениях населения, долгосрочном инвестиционном планировании и на темпах экономического роста. Поэтому в последние годы множество центральных банков при выборе основной цели денежно – кредитной политики ориентируется на ограничение инфляции, а с 2003 г. Снижение инфляции определяется в качестве главной цели политики ЦБ России. [11, стр 18] 

       Показатели инфляции – это прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся:

  • индексы цен на потребительские товары;
  • индексы цен производителей;
  • индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно – технического назначения;
  • индексы – дефляторы. 

       При формировании индекса цен  учитывается ряд принципиальных  требований. В первую очередь  он не должен быть подвержен  влиянию различий в ценах, обусловленных  изменением качества товаров.  Для этого используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги – представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.

       Индекс потребительских  цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.

       Однако следует отметить, что индекс инфляции (ИПЦ или любой другой), не является определяющим поведение отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные «инфляционные ощущения», которые трактуются как субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают «инфляционные настроения», т. е. готовность индивидов к дальнейшему росту инфляции и стремление самим повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин «инфляционные ожидания» - это ни что иное как проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы инфляции не по официально публикуемым ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

       При этом индивидуальный индекс  потребительских цен для данного  потребителя может значительно  отличаться от общего ИПЦ вследствие  отличий величин и структуры  расходов индивида от средних по экономике. общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Информация о работе Инфляция