Информационная культура современного экономиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 00:30, реферат

Описание

Переход к информационному обществу требует от специалиста-экономиста быстрого восприятия и обработки больших объемов информации, овладения современными средствами, методами и технологией работы с компьютером. Новые условия работы порождают взаимную зависимость людей от степени их информированности, поэтому сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно накапливать и перерабатывать информацию, необходимо осваивать такие технологии работы с информацией, которые предполагают принятие решений на основе коллективных знаний

Работа состоит из  1 файл

Информационная культура современного экономиста.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Информационная культура современного экономиста

 

Переход к информационному  обществу требует от специалиста-экономиста быстрого восприятия и обработки  больших объемов информации, овладения  современными средствами, методами и  технологией работы с компьютером. Новые условия работы порождают взаимную зависимость людей от степени их информированности, поэтому сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно накапливать и перерабатывать информацию, необходимо осваивать такие технологии работы с информацией, которые предполагают принятие решений на основе коллективных знаний [1]. Это значит, что человек должен иметь определенный уровень профессиональной культуры при работе с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

Информационная культура является элементом общей культуры. Большая советская энциклопедия (БСЭ) дает следующее определение: культура — это «исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [2, 594].

В настоящее время  получила признание деятельностная теория культуры, основы которой исследовались  во многих работах [3; 4; 5; 6; 7; 8]. Ее суть можно выразить характеристикой, данной Д. В. Ольшанским: культура — это «массовая деятельность людей в определенной социальной системе по производству, хранению, распространению и потреблению ценностей, предлагаемых принятой в обществе системой социальных институтов» [8, 29].

Элементы общей культуры, регулирующие развитие системы хозяйствования, формируются вне экономики — в сферах морали, политики, права, идеологии, религии. Вырабатываемые здесь образцы сознания и поведения далее трансформируются экономической системой, входят в ее плоть и становятся ее частью. «Влияние на систему хозяйствования внешнего культурного окружения, а также ценностей и норм, рождающихся внутри ее самой, приводит к тому, что хозяйствование как бы насыщается культурой, пропитывается ею. Вследствие этого его развитие начинает зависеть от качества воспринятой им культуры» [1, 33].

Культура — это  совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении. Что касается информатики, то это высокий уровень  знаний, умений и навыков в области  информационных технологий и средств коммуникационной связи.

Информационная культура экономиста предполагает использование информационных технологий при решении задач, которые он ставит для достижения цели своей деятельности. Компьютеры и. про: граммы при этом служат средствами, на которые опираются информационные технологии. С их помощью человек может планировать последовательность действий, необходимых для достижения поставленной цели. Он должен уметь организовать поиск необходимой информации из множества источников (независимо от места их расположения). Кроме этого, культурный человек должен уметь работать с отобранной информацией, структурировать её, систематизировать, обобщать и представлять в виде, понятном другим людям. Он должен также уметь общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики, подобно тому, как культурные в обычном понимании слова люди умеют разговаривать друг с другом.

Если содержание понятия  «компьютерная грамотность» включает в себя определенные общие знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их возможностей и границ использования для решения различных профессиональных задач, а также основы знаний и практических навыков работы с персональным компьютером, то содержание понятия «информационная культура» предусматривает наличие у человека выработанной привычки получать знания с использованием возможностей современных компьютерных технологий точно так же, как мы получаем их с помощью книг. По мнению С. В. Федорова [9], информационная культура определяется как «совокупность устойчивых навыков постоянного эффективного применения достижений цивилизации, а именно: воспитание мотивации и навыков применения информационных технологий». Кратко можно сказать, что информационная культура — это свод правил поведения человека в информационном компьютеризованном обществе.

Сегодня есть все основания  говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать  элементом обшей культуры человечества [10]. Эта культура будет основываться на знаниях об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Хотя информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, есть все основания считать, что со временем она станет важным фактором развития каждой личности [11; 12]

Так как понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», различные авторы выводят определение информационной культуры, исходя либо из первого, либо из второго понятия. Поэтому можно выделить «информологический» и «культурологический» подходы к трактовке понятия информационная культура. При первом подходе подразумевают совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Например, по определению В. Н. Михайловского [13], информационная культура, это:

• новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие;

• свобода выхода и  доступа к информации как на локальном, так и на глобальном уровнях, поскольку  внутринациональный, внутригосударственный  тип информационного бытия так  же несостоятелен, как и национальная наука;

• новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.

Словарь экономических  терминов трактует информационную культуру, как «знания и навыки эффективного пользования информацией». Предполагается разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования: от работы с библиотечным каталогом, до просмотра информации в сети Интернет [14].

При использовании второго, «культурологического», подхода к  трактовке понятия «информационная  культура» его содержание расширяется, что закономерно: вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества (способы и результаты информационной деятельности).

Хотя в законах «О Концепции Национальной программы  информатизации» [15] и «О Национальной программе информатизации» (раздел 1, ст.1) [16] приведено содержание основных терминов и понятий, относящихся к информатизации, об информационной культуре, к сожалению, там не упоминается. В научной же литературе такое понятие существует [17; 18; 19; 20]. Из многообразия существующих определений, наиболее полно отражает сущность информационной культуры формулировка Э. П. Семенюка (с уточнениями Л. С. Винарика [21, 37]): «информационная культура — уровень практического достижения развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией» [19].

Следует подчеркнуть, что знания об информационных законах, о средствах взаимодействия с информацией становятся основой, методологией эпохи информатизации.

Информационная культура — это не набор элементарных прикладных знаний, необходимых каждому, дабы не заблудиться в библиотеке или компьютерной сети. В соответствии с объективно действующим законом, которому подчиняются информационные потоки, информация неизбежно стареет. Известно, что в среднем через 5-10 лет полученные в учебном заведении знания устаревают [22]. Следовательно, задача информационной культуры состоит в том, чтобы дать представление о диалогичности, вариативности, открытости и потребности обновления знаний.

Современный экономист-специалист работает в мире информации. В экономических кругах утвердился взгляд на информацию как на специфический, важный стратегический товар (информационную продукцию и услуги), сориентированный на обслуживание науки, техники, бизнеса и экономики в целом. Товар этот обладает высокой рыночной стоимостью, и спрос на него повсеместно растет.

Эффективное функционирование современной экономики в значительной мере определяется точностью, своевременностью и обоснованностью решений, принимаемых  экономистами — менеджерами и  предпринимателями. Информатизация экономики предусматривает не совершенствование технологии на отдельных участках ее экономической системы, а перевод экономики на принципиально иные основы информационной технологии. Здесь главным предметом накопления становятся знания и другая информация, а не вещественные элементы производства. Для решения этой задачи нужны соответствующие квалифицированные кадры. Потребление информационных ресурсов и информационных ценностей требует от специалиста в области экономики определенной культуры, которую ему необходимо сформировать. Информационная культура означает степень овладения специалистом методами и технологией работы с информацией, навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом его разнообразных творческих способностей и проявляется в следующих аспектах:

• конкретные навыки использования технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

• способность использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии, базовой составляющей которых являются многочисленные программные продукты;

• умение извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и эффективно использовать; I

• владение основами аналитической переработки информации;

• умение работать с различной информацией;

• знание особенностей информационных потоков в соответствующей области деятельности.

Не вдаваясь в оценку и анализ сущности и практической значимости всех элементов информационной культуры (это задача соответствующих отраслей науки), обратим внимание лишь на роль и значение информационной культуры в деятельности экономиста.

Значение информационной культуры для экономиста заключается, прежде всего, в экономической значимости информации для принятия решений, в становление информации как экономической категории (информацию продают и покупают), в выявлении новых возможностей всех видов финансовой деятельности (банковской, кредитной, налоговой, биржевой, страховой, инвестиционной, аудиторской, бухгалтерской). Обладая высокой информационной культурой, современный экономист имеет возможность контролировать правильность начисления налогов при расширении рынка сбыта продукции или услуг за счет своевременности и надежности коммерческой информации через глобальную сеть Интернет. В области организации труда информационная культура специалиста расширяет возможности так называемого автоматизированного рабочего места (АРМ), не только своего, но и тех, которые он контролирует.

Трудно найти другое понятие, которое  так бы широко и полно характеризовало  состояние современного социально-экономического объекта, как «информационная культура». Информационная культура на социально-экономическом объекте — это разумность, рациональность производственного процесса, где каждое его звено точно отрегулировано, выверено в строжайшей связи с другими звеньями [21, 102].

Проведенный нами анализ показал, что  для формирования информационной культуры экономистов Украины используется монодисциплинарный подход, связанный, как правило, с одним из четырех направлений:

• культура чтения, основы рациональной работы с книгой;

• основы библиотечно-библиографических знаний;

• вычислительная техника и основы компьютерной грамотности;

• основы информатики.

С учетом специфики темы исследования формирование информационной культуры экономиста в дальнейшем будет рассматриваться только с позиций двух последних направлений (информологический подход).

В ходе анализа выявлены отсутствие концептуальных и методических разработок по формированию информационной культуры экономистов, дефицит учебно-методологической литературы, необходимой для формирования данного понятия.

 Сейчас, когда осуществляется  идет переход от индустриального  общества к постиндустриальному, не только формируется иной взгляд на роль в экономике привычных компонентов, таких, как материальное производство или жесткие распределительные механизмы, но и возрастает приоритетная роль информации, деловой активности, которые коренным образом меняют сложившиеся инвестиционные отношения между производителем продукции и кредитором. В современном мире экономисту приходится считаться с четырьмя основными электронными технологиями:

• электронной почтой, важной в деятельности любого участника рынка и обычно определяющей начало и конец многих организационных шагов;

• электронной торговлей как одним из основных рыночных процессов;

• электронным сервисом как непременным атрибутом поддержки деловой активности, гарантирующим длительность отношений производителя и потребителя;

• электронным бизнесом в целом как средой, объединяющей все необходимое для функционирования фирмы или деятельности отдельной персоны на рынке.

Деятельность специалиста  направлена на обеспечение функционирования экономического, административного и управленческого подразделений учреждения, оснащенного по стандартам электронного офиса. Специалист-экономист должен уметь выполнять все проектные работы по разработке экономических информационных систем на всех стадиях их жизненного цикла [23, 99].

В качестве образца приведем объекты профессиональной деятельности экономиста по специальности «Экономика предприятий»: предприятия и их структурные  подразделения, коммерческие организации  различных организационно-правовых форм (государственные и частные предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества), некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области информатики и управления информационными ресурсами.

Основные виды профессиональной деятельности экономиста по данной специальности: контролирующая, организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, эксплуатационная, аналитическая.

Информация о работе Информационная культура современного экономиста