Информационная культура современного экономиста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 00:30, реферат

Описание

Переход к информационному обществу требует от специалиста-экономиста быстрого восприятия и обработки больших объемов информации, овладения современными средствами, методами и технологией работы с компьютером. Новые условия работы порождают взаимную зависимость людей от степени их информированности, поэтому сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно накапливать и перерабатывать информацию, необходимо осваивать такие технологии работы с информацией, которые предполагают принятие решений на основе коллективных знаний

Работа состоит из  1 файл

Информационная культура современного экономиста.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Именно знания в области  информатики приобретают особое значение в деятельности экономиста. Это связано с развитием информационных технологий. Работнику экономической специальности приходится:

• работать как конечному пользователю на персональном компьютере в условиях интегрированной информационной системы, электронной почты, электронной коммерции;

• совершенствовать вопросы контроля, а также все технологические и управленческие процессы на своем автоматизированном рабочем месте (АРМ) с использованием новейших технических и программных средств.

Самовоспитание экономиста заключается в формировании таких черт и качеств своей личности, которые нужны для эффективной и безопасной работы с компьютером, а именно:

□  критичность и  самокритичность мышления, умение избегать заблуждений;

□  стремление к самоутверждению  в процессе деятельности;

□   личная ответственность за результаты работы, возможные свои ошибки, за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;

□   коммуникабельность в коллективе при решении контролирующих задач;

□  доброжелательность, эмоционально-положительная направленность на практическую деятельность в коллективе.

Экономист должен владеть  двумя взаимодополняющими стилями  мышления: логико-алгоритмическим и  системно-комбинаторным [24, 25].

Логико-алгоритмическое  мышление проявляется в умении сформулировать логические утверждения о свойствах компьютерных данных и запросы к поисковым системам, индуктивное и дедуктивное мышление — при анализе своих затруднений в работе с компьютером, в умении формализовать свои намерения.

Системно-комбинаторное  мышление предусматривает видение  предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и производственные средства из различных дисциплин при построении экономических моделей.

Как же повысить уровень информационной культуры современного экономиста? Выход из создавшегося положения видится в правильной расстановке акцентов, что позволило бы не только и не столько учить его в прямом смысле этого слова, сколько помогать учиться [25]. Для этого необходимо решить, по крайней мере, следующие задачи:

1) сформировать и постоянно стимулировать устойчивый интерес к информатике и программированию, опираясь на предметную область;

2) спланировать и обеспечить условия обучения, направленные на максимальную мобилизацию индивидуальных возможностей и ресурсов обучаемого в рамках самостоятельной работы и самосовершенствования:

3) организовать процесс обучения так, чтобы развивались не только практические навыки в области информатики и программирования, но и соответствующее мировоззрение, творческий потенциал, позволяющие экономисту с минимальными затратами осуществлять доступ к требуемым информационным ресурсам (в том числе и мировым), самостоятельно адаптироваться к действительности, которая характеризуется появлением новых парадигм, среды и инструментальных средств.

Реализация указанных  принципов обучения предполагает решение  определенных вопросов методологического, организационного и методического  характера. При этом, по методическим соображениям, необходимо провести разграничение между информатикой в узком смысле словам и программированием.

Преподавание информатики, понимаемой в узком смысле, должно быть направлено, прежде всего, на представление информационной деятельности в выделенной предметной области, что соответствует обучаемой специализации, на изучение необходимых программно-инструментальных средств (проблемных пакетов программ) и их использование для создания информационных технологий с целью повышения эффективности информационной деятельности в этой области. Программирование должно быть направлено на изучение фундаментальных понятий, связанных с представлением и переработкой информации, базовых инструментальных средств, организацией и созданием проблемных пакетов программ. Иными словами, программирование может выступать в качестве последней альтернативы, когда необходимое звено в технологической цепи инструментальных средств отсутствует или его возможности недостаточны [26].

Поскольку невозможно решить современную задачу, обеспечить необходимую  глубину ее проработки при помощи одного, отдельно взятого прикладного пакета, специалист должен уметь свободно оперировать несколькими пакетами, составляя технологические цепочки инструментальных средств в ходе решения задач. Необходимо сформировать у обучаемого такой подход к решению конкретней задачи на персональном компьютере, при котором он должен уметь выбирать из большого количества программных инструментальных  средств наиболее эффективные, обеспечивающие обработку и обмен информацией наиболее оптимальным способом.

В условиях информатизации общества необходимо использовать новые  информационные технологии (НИТ) в обучении, позволяющие максимально индивидуализировать  обучение, значительно увеличить  время самостоятельной работы специалиста-экономиста, отойти от простой репродукции знаний и перейти к их глубокому усвоению и осмыслению.

Особенности новой методики преподавания экономических дисциплин  с использованием НИТ следующие:

□  увеличение удельного  веса проектной работы слушателей и  возрастание объема работы, выполняемой в группах;

□ снижение роли преподавателя как источника знаний и возрастание его роли как воспитателя и наставника;

□ возрастающая готовность слушателей нести ответственность за результаты своего обучения.

Приводим конкретные требования к уровню подготовки специалистов-экономистов в области информационной культуры:

• уметь на научной  основе организовать свой труд,  владеть  компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

 • знать основные свойства операционных систем и уметь их использовать для выполнения операций с файлами;

• владеть навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;

• знать основные возможности систем управления базами данных и уметь их использовать при решении экономических задач;

• иметь представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;

• уметь использовать коммуникационные средства связи для пересылки и нахождения нужной информации.

В области  теоретических основ информатики  слушатели должны:

• иметь представление о системном анализе, качественных и количественных методах описания информационных систем предприятий;

• знать принципы описания информационных систем и технологий предприятий;

• уметь использовать методы системного анализа для принятия контрольных и проектных решений в информационных системах.

В области  использования программных средств.

Иметь представление:

• о распределенной обработке информации, о сетевых программных и технических средствах информационных сетей предприятий;

• о видеоинформации о программных продуктах, о применении гипертекста, гипермедиа, интерактивных графиков;

• об использовании дополнительных утилит и библиотек в пакетах экономического профиля, о современных алгоритмических языках (в частности офисного языка макрокоманд Visual Basic for Application - VBA), области их применения и особенностях;

• об электронной цифровой подписке.

Уметь использовать:

• стандартные приложения Windows;

• наиболее известные браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera).

Знать:

• принципы организации, структуру программных средств интегрированного офисного пакета, электронных презентаций, составления бизнес-планов, управления проектами, системы компьютерной графики;

• основные методы и алгоритмы формирования и преобразования изображений;

• основные принципы организации и функционирования отдельных устройств и компьютера в целом, а также систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области  применения наиболее распространенных классов и типов компьютеров в информационных системах;

• основные понятия World, Wide, Web; основные положения информационной безопасности;

• структуру сообщений  электронной почты, функции и свойства почтовых клиентов; безопасность электронной почты;

• техническое обеспечение  электронной цифровой подписи, его  организационное и правовое обеспечение;

• Интернет-технологии электронной коммерции, технологии защищенной связи; платежные системы в электронной коммерции;

• модели и структуры  информационных сетей, методы оценки их эффективности.

Уметь:

• формулировать основные задачи контроля, научно-экономические  проблемы и знать перспективы  развития информационных систем, их взаимосвязь со смежными областями;

• формулировать и решать задачи проектирования информационных систем с использованием технологии, основанной на функциональных спецификациях;

• ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;

• использовать интеллектуальные информационно-поисковые системы, инструментальные средства баз данных;

• использовать электронную почту для пересылки сообщений;

• использовать передачу открытого ключа PGP корреспондентам защищенных и подписанных сообщений в программе Outlook Express, шифрование данных на жестком диске;

• использовать сеть Internet для осуществления контроля, электронной коммерции, брандмауэр для создания собственных задач; подключение и настройки прокси-сервера;

• использовать способы записи алгоритмов на языке высокого уровня (VBA), способы отладки, испытания и документирования компьютерных программ;

• использовать методы системного моделирования при исследовании и проектировании информационных систем;

• использовать инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах;

• использовать сетевые программные и технические средства информационных систем;

• использовать организацию файловых систем.

Владеть:

• методами машинного контроля;

• методами расчета надежности информационных систем;

• навыками работы с информационно-поисковыми системами документального и  фактографического типа.

В области экономической информатики нужно воспринимать экономическую информацию как данные, необходимые для решения конкретных экономических задач определенными лицами и в определенный момент. Следовательно, слушатель, связанный с интеллектуальной деятельностью (решением задач контроля и принятием решений), должен уметь:

□  структурировать  процесс решения задачи как процесс  переработки экономической информации по причастным к задаче объектам и  явлениям;

□  выделять из громадного объема экономической информации важные (информативные) данные;

□  определять необходимые критерии эффективности (достоверности, полноты и своевременности) входной информации;

□  формулировать требования к технологиям принятия решений  и выходной информации;

□  проектировать информационные технологии решения задач, обосновываясь  на знании методов, средств и приемов реализации задач этого класса [27].

Перечисленные знания и  умения должны составлять фундаментальную  основу всех обучающих курсов и программ. На основе этих знаний можно составлять программы подготовки профилированных  специалистов, например специалистов по компьютерному моделированию экономических процессов.

Дополнительные требования к специальной подготовке специалиста  должны устанавливаться высшими  учебными заведениями.

Важно, чтобы слушатель  получал представление о компьютере не только как о мощном инструменте, позволяющем в определенных условиях и для определенных задач достичь качественных результатов, но и об отрицательных его сторонах. Имеются в виду те аспекты, которые сущёственно ограничивают или делают неэффективным применение компьютеров; относительная дороговизна, специфичность приемов работы, необходимость предварительного обучения, большие трудности в проектировании (программировании) обработки неполной или неточной информации, трудоемкость процессов в проектировании компьютерных информационных технологии.

Из вышеизложенного  следует, что, экономист должен, во-первых, овладеть разветвленной и глубокой системой теоретических знаний по информатике; во-вторых, быть квалифицированным пользователем компьютера; в-третьих, знать, как использовать средства и методы информатики в своей профессиональной деятельности, и обладать умениями и навыками практического применения этих знаний.

Информация о работе Информационная культура современного экономиста