Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 00:30, реферат
Переход к информационному обществу требует от специалиста-экономиста быстрого восприятия и обработки больших объемов информации, овладения современными средствами, методами и технологией работы с компьютером. Новые условия работы порождают взаимную зависимость людей от степени их информированности, поэтому сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно накапливать и перерабатывать информацию, необходимо осваивать такие технологии работы с информацией, которые предполагают принятие решений на основе коллективных знаний
Именно знания в области информатики приобретают особое значение в деятельности экономиста. Это связано с развитием информационных технологий. Работнику экономической специальности приходится:
• работать как конечному пользователю на персональном компьютере в условиях интегрированной информационной системы, электронной почты, электронной коммерции;
• совершенствовать вопросы контроля, а также все технологические и управленческие процессы на своем автоматизированном рабочем месте (АРМ) с использованием новейших технических и программных средств.
Самовоспитание экономиста заключается в формировании таких черт и качеств своей личности, которые нужны для эффективной и безопасной работы с компьютером, а именно:
□ критичность и самокритичность мышления, умение избегать заблуждений;
□ стремление к самоутверждению в процессе деятельности;
□ личная ответственность за результаты работы, возможные свои ошибки, за решения, принимаемые на основе компьютерных данных;
□ коммуникабельность в коллективе при решении контролирующих задач;
□ доброжелательность,
эмоционально-положительная
Экономист должен владеть двумя взаимодополняющими стилями мышления: логико-алгоритмическим и системно-комбинаторным [24, 25].
Логико-алгоритмическое мышление проявляется в умении сформулировать логические утверждения о свойствах компьютерных данных и запросы к поисковым системам, индуктивное и дедуктивное мышление — при анализе своих затруднений в работе с компьютером, в умении формализовать свои намерения.
Системно-комбинаторное мышление предусматривает видение предметов и явлений в целостности, взаимосвязях; умение строить несколько взаимодополняющих точек зрения на один и тот же объект; умение комбинировать понятийные и производственные средства из различных дисциплин при построении экономических моделей.
Как же повысить уровень информационной культуры современного экономиста? Выход из создавшегося положения видится в правильной расстановке акцентов, что позволило бы не только и не столько учить его в прямом смысле этого слова, сколько помогать учиться [25]. Для этого необходимо решить, по крайней мере, следующие задачи:
1) сформировать и постоянно стимулировать устойчивый интерес к информатике и программированию, опираясь на предметную область;
2) спланировать и обеспечить условия обучения, направленные на максимальную мобилизацию индивидуальных возможностей и ресурсов обучаемого в рамках самостоятельной работы и самосовершенствования:
3) организовать процесс обучения так, чтобы развивались не только практические навыки в области информатики и программирования, но и соответствующее мировоззрение, творческий потенциал, позволяющие экономисту с минимальными затратами осуществлять доступ к требуемым информационным ресурсам (в том числе и мировым), самостоятельно адаптироваться к действительности, которая характеризуется появлением новых парадигм, среды и инструментальных средств.
Реализация указанных принципов обучения предполагает решение определенных вопросов методологического, организационного и методического характера. При этом, по методическим соображениям, необходимо провести разграничение между информатикой в узком смысле словам и программированием.
Преподавание информатики, понимаемой в узком смысле, должно быть направлено, прежде всего, на представление информационной деятельности в выделенной предметной области, что соответствует обучаемой специализации, на изучение необходимых программно-инструментальных средств (проблемных пакетов программ) и их использование для создания информационных технологий с целью повышения эффективности информационной деятельности в этой области. Программирование должно быть направлено на изучение фундаментальных понятий, связанных с представлением и переработкой информации, базовых инструментальных средств, организацией и созданием проблемных пакетов программ. Иными словами, программирование может выступать в качестве последней альтернативы, когда необходимое звено в технологической цепи инструментальных средств отсутствует или его возможности недостаточны [26].
Поскольку невозможно решить современную задачу, обеспечить необходимую глубину ее проработки при помощи одного, отдельно взятого прикладного пакета, специалист должен уметь свободно оперировать несколькими пакетами, составляя технологические цепочки инструментальных средств в ходе решения задач. Необходимо сформировать у обучаемого такой подход к решению конкретней задачи на персональном компьютере, при котором он должен уметь выбирать из большого количества программных инструментальных средств наиболее эффективные, обеспечивающие обработку и обмен информацией наиболее оптимальным способом.
В условиях информатизации
общества необходимо использовать новые
информационные технологии (НИТ) в обучении,
позволяющие максимально
Особенности новой методики преподавания экономических дисциплин с использованием НИТ следующие:
□ увеличение удельного веса проектной работы слушателей и возрастание объема работы, выполняемой в группах;
□ снижение роли преподавателя как источника знаний и возрастание его роли как воспитателя и наставника;
□ возрастающая готовность слушателей нести ответственность за результаты своего обучения.
Приводим конкретные требования к уровню подготовки специалистов-экономистов в области информационной культуры:
• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
• знать основные свойства операционных систем и уметь их использовать для выполнения операций с файлами;
• владеть навыками работы с распространенными программными оболочками и утилитами для персональных ЭВМ, текстовыми редакторами и электронными таблицами;
• знать основные возможности систем управления базами данных и уметь их использовать при решении экономических задач;
• иметь представление об аппаратных средствах персональных ЭВМ, локальных и глобальных вычислительных сетях;
• уметь использовать коммуникационные средства связи для пересылки и нахождения нужной информации.
В области
теоретических основ
• иметь представление о системном анализе, качественных и количественных методах описания информационных систем предприятий;
• знать принципы описания информационных систем и технологий предприятий;
• уметь использовать методы системного анализа для принятия контрольных и проектных решений в информационных системах.
В области
использования программных
Иметь представление:
• о распределенной обработке информации, о сетевых программных и технических средствах информационных сетей предприятий;
• о видеоинформации о программных продуктах, о применении гипертекста, гипермедиа, интерактивных графиков;
• об использовании дополнительных утилит и библиотек в пакетах экономического профиля, о современных алгоритмических языках (в частности офисного языка макрокоманд Visual Basic for Application - VBA), области их применения и особенностях;
• об электронной цифровой подписке.
Уметь использовать:
• стандартные приложения Windows;
• наиболее известные браузеры (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera).
Знать:
• принципы организации, структуру программных средств интегрированного офисного пакета, электронных презентаций, составления бизнес-планов, управления проектами, системы компьютерной графики;
• основные методы и алгоритмы формирования и преобразования изображений;
• основные принципы организации и функционирования отдельных устройств и компьютера в целом, а также систем, комплексов и сетей ЭВМ; характеристики, возможности и области применения наиболее распространенных классов и типов компьютеров в информационных системах;
• основные понятия World, Wide, Web; основные положения информационной безопасности;
• структуру сообщений электронной почты, функции и свойства почтовых клиентов; безопасность электронной почты;
• техническое обеспечение электронной цифровой подписи, его организационное и правовое обеспечение;
• Интернет-технологии электронной коммерции, технологии защищенной связи; платежные системы в электронной коммерции;
• модели и структуры информационных сетей, методы оценки их эффективности.
Уметь:
• формулировать основные задачи контроля, научно-экономические проблемы и знать перспективы развития информационных систем, их взаимосвязь со смежными областями;
• формулировать и решать задачи проектирования информационных систем с использованием технологии, основанной на функциональных спецификациях;
• ставить и решать задачи, связанные с организацией диалога между человеком и информационной системой, средствами имеющегося инструментария;
• использовать интеллектуальные информационно-поисковые системы, инструментальные средства баз данных;
• использовать электронную почту для пересылки сообщений;
• использовать передачу открытого ключа PGP корреспондентам защищенных и подписанных сообщений в программе Outlook Express, шифрование данных на жестком диске;
• использовать сеть Internet для осуществления контроля, электронной коммерции, брандмауэр для создания собственных задач; подключение и настройки прокси-сервера;
• использовать способы записи алгоритмов на языке высокого уровня (VBA), способы отладки, испытания и документирования компьютерных программ;
• использовать методы системного моделирования при исследовании и проектировании информационных систем;
• использовать инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в информационных системах;
• использовать сетевые программные и технические средства информационных систем;
• использовать организацию файловых систем.
Владеть:
• методами машинного контроля;
• методами расчета надежности информационных систем;
• навыками работы с информационно-поисковыми системами документального и фактографического типа.
В области экономической информатики нужно воспринимать экономическую информацию как данные, необходимые для решения конкретных экономических задач определенными лицами и в определенный момент. Следовательно, слушатель, связанный с интеллектуальной деятельностью (решением задач контроля и принятием решений), должен уметь:
□ структурировать
процесс решения задачи как процесс
переработки экономической
□ выделять из громадного объема экономической информации важные (информативные) данные;
□ определять необходимые критерии эффективности (достоверности, полноты и своевременности) входной информации;
□ формулировать требования к технологиям принятия решений и выходной информации;
□ проектировать информационные технологии решения задач, обосновываясь на знании методов, средств и приемов реализации задач этого класса [27].
Перечисленные знания и умения должны составлять фундаментальную основу всех обучающих курсов и программ. На основе этих знаний можно составлять программы подготовки профилированных специалистов, например специалистов по компьютерному моделированию экономических процессов.
Дополнительные требования к специальной подготовке специалиста должны устанавливаться высшими учебными заведениями.
Важно, чтобы слушатель
получал представление о
Из вышеизложенного следует, что, экономист должен, во-первых, овладеть разветвленной и глубокой системой теоретических знаний по информатике; во-вторых, быть квалифицированным пользователем компьютера; в-третьих, знать, как использовать средства и методы информатики в своей профессиональной деятельности, и обладать умениями и навыками практического применения этих знаний.
Информация о работе Информационная культура современного экономиста