Информационное обеспечение анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 18:34, курсовая работа

Описание

В условиях перехода на рыночные отношения правильно выработанная хозяйственная стратегия, оптимально составленный план экономического развития, учетная политика, система управления и экономический анализ в совокупности обеспечивают финансовую устойчивость

Содержание

Введение………………………………………………………....3
Глава 1. Предмет и задачи экономического анализа……….…….4

Понятие, роль и содержание экономического анализа…….4
Основные принципы экономического анализа…….………7
Виды экономического анализа…………………………….10
Глава 2. Метод и методические приемы экономического анализа………………………………………..…………………...17

Метод и методика экономического анализа……………....17
Классификация приемов экономического анализа……….21
Глава 3. Информационное обеспечение анализа……….…...…..24

Система экономической информации…………………..24
Планирование и принципы организации аналитической работы…………………………………………………………….29
Заключение…………………………………………..…………36
Список литературы…………………………………...………..47

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ.doc

— 314.00 Кб (Скачать документ)

  социально-экономический  анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) – изучают взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

  экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

  экономико-экологический  анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) – исследуют взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;

  маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

  По  методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

  При сопоставительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной, деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.

  Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.

  Маржинальный  анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

  С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

  Детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.

  Стохастический  анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.

  Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование производства, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д.

  По  субъектам (пользователям  анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.

  По  охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов.

  По  содержанию программы  анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.

  По  времени исследования процессов и явлений  разделяют:

  • предварительный
  • оперативный
  • стратегический.

  Предварительный анализ изучает будущие процессы и явления. Он проводится для прорабатывания проектов, обоснования бизнес-планов, определения оптимальных размеров производства, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения эффективности производства с целью предотвращения экономически неэффективных, хотя и технически прогрессивных решений. Он связан с прогнозированием, перспективным и текущим планированием, с выбором и обоснованием вариантов планов и управленческих решений: его проводят до начала любых хозяйственных операций.

  Главной задачей предварительного анализа является изучение тенденций, оценка вариантов и поиски наилучшего из них, выявление недостатков, потерь, непроизводительных затрат и предотвращение таких. Основная функция предварительного анализа - содействие повышению эффективности производства, его интенсивности и конкурентоспособности предприятия.

  Оперативный анализ проводится непосредственно в ходе хозяйственной деятельности или сразу после подведения ее итогов с целью оперативного влияния на технико-экономические показатели предприятия и его структурных подразделений. Он дает возможность непосредственно в процессе хозяйственной деятельности обнаружить отрицательные факторы и определить их влияние на производство, оценить возможные последствия этого влияния и применить средства для устранения нежелательных последствий или предотвращения их. Иначе говоря, этот анализ дает возможность оперативно обосновать управленческие решения, координировать производство, своевременно оценивать ситуацию с формированием себестоимости, обнаружить недостатки в работе, найти внутрихозяйственные резервы улучшения использования производственных ресурсов, оперативно устранить отрицательные тенденции.

  Текущий анализ отличается от оперативного тем, что здесь используется отчетная, учетная и неучетная информации. Оперативная информация не используется, так как она часто нивелируется, и в отчетности и в учетной информации не обнаруживается.

  Заключительный (итоговый) анализ проводится после окончания определенного цикла хозяйственной деятельности и получения соответствующей отчетности. Его задача - это всестороннее изучение экономики предприятия, объективная оценка результатов деятельности, выявление закономерностей и тенденций развития хозяйства, внутрихозяйственных резервов и обработки конкретных мероприятий по их реализации.

  Этот  анализ базируется на всех формах учета, планирования и отчетности. Он продолжает аналитические процессы, начатые предварительным и оперативным анализами. Преимущество этой формы анализа перед другими состоит в том, что он делает возможным системный подход в оценке работы всех областей народного хозяйства с учетом комплексного влияния техники, технологии, организации и управления.

  В отличие от оперативного (текущего) анализа, который осуществляется в основном на предприятиях, заключительный анализ проводится на всех уровнях экономики.

  Резервы, выявленные оперативным анализом, могут  быть немедленно использованы предприятием, а те, которые выявлены заключительным анализом, могут быть учтены лишь в следующем году.

  Стратегический  анализ применяется для выяснения основных долгосрочных тенденций и факторов развития хозяйственной деятельности. Его целью является прогнозирование направлений дальнейшего развития экономических районов, областей и народного хозяйства в целом. Он обеспечивает выбор самых оптимальных перспективных решений. 

Глава 2. Метод и методические приемы экономического анализа.

1. Метод и методика  экономического анализа

  Под методом экономического анализа понимают научно обоснованную систему теоретико-познавательных категорий, принципов, способов и специальных приемов исследования.

  Метод экономического анализа  имеет две характерные  особенности.

  Первая  особенность состоит в системности подхода к хозяйственным проблемам. Системность обеспечивается использованием комплекса показателей при изучении экономических явлений и процессов.

  Вторая  особенность  состоит в установлении существенных факторов, т.е. факторов, решающим образом влияющих на тот или иной показатель, и их дальнейшем изучении.

  Комплексный системный анализ включает 6 этапов.

  Этап 1. Объект исследования представляется как система, для которого определяется цель. В качестве объекта могут выступать как предприятие, так и его структурные подразделения. Уточняются задачи анализа и составляется план аналитической работы.

  Этап 2. Разрабатывается схема системы: главные компоненты, взаимосвязи, соподчинение.

 

  Рис. Схема комплексного экономического анализа 

  Все показатели хозяйственной деятельности предприятия находятся в тесной связи и зависимости, которую необходимо учитывать в комплексном анализе. Взаимосвязь основных показателей определяет последовательность выполнения анализа - от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует объективной основе формирования экономических показателей.

  Этап 3. Собирается необходимая информация, которая затем проходит проверку и приводится к сопоставимому виду.

  Этап 4. Проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с планом, показателями прошлого года, среднеотраслевыми и т.д.

  Этап  5. Выделяются факторы, обусловливающие хозяйственный результат, и определяется их количественное влияние.

  Этап 6. Дается объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, определяются резервы повышения эффективности производства.

  Наряду  с понятием «метод» в экономической  литературе используются термины «методика» и «методология».

  Методология - более общее понятие, которое вбирает в себя информацию о формировании экономического явления, связях с другими явлениями и путях дальнейшего развития.

  Методика  - совокупность приемов и средств, применяемых в процессе проведения экономического анализа в определенной последовательности. Методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа.

  Различают общую и частные методики.

  Под общей методикой  понимают систему исследования, которая одинаково используется при изучении объектов экономического анализа в различных отраслях национального хозяйства.

  Частные методики конкретизируют общую относительно определенных отраслей экономики, типов производства, предприятий.

  Любая методика должна содержать  следующие элементы:

  • цель и задачи, объекты анализа;
  • система показателей для оценки каждого объекта;
  • последовательность и периодичность проведения исследования;
  • способы исследования изучаемых объектов;
  • источники информации;
  • указания по организации анализа (какие лица, какие службы будут проводить отдельные части исследования);
  • технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации;
  • документальное оформление анализа.

Информация о работе Информационное обеспечение анализа