Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:39, реферат
Инновационная политика на современном этапе является важнейшим инструментом экономического развития страны. Ее главная цель - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны.
3 Инновационная политика в
Инновационная политика на современном этапе является важнейшим инструментом экономического развития страны. Ее главная цель - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны.
Президент Республики Беларусь в Послании белорусскому народу и Национальному собранию 20 апреля 2010 г. отметил: «Сегодня на международной арене идет пересмотр принципов функционирования экономических систем. Преуспевающей является та из них, которая постоянно обновляется, впитывая в себя все лучшее из мирового опыта. В этой связи нам жизненно необходим качественный прорыв в отечественной экономике» [27].
На третьем Всебелорусском народном собрании Главой государства был провозглашен инновационный путь развития Республики Беларусь, что нашло свое отражение в мероприятиях основополагающих программных документов научно-инновационного комплекса Беларуси, основные усилия которого концентрируются на реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, Пошаговой стратегии до 2015 г. увеличения не менее чем на 200 % доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, Стратегии проведения научных исследований на период до 2015 г., Государственной программы по охране интеллектуальной собственности, Программы социально-экономического и научно-инновационного развития Национальной академии наук Беларуси, других решений Главы государства и Правительства Республики Беларусь.
Выполнение
заданий программ должно обеспечить
решение следующих задач
Исходя из такого подхода, приоритетными на 2010-2015 гг. определены те направления инновационного развития, научно-технический потенциал которых позволяет реализовать системные проекты создания новых секторов экономики, производств V-VI технологических укладов, в том числе на базе макротехнологий, которыми обладают белорусские ученые.
Для обеспечения
динамичного прорыва и
В Республике
Беларусь в настоящее время
В последние
годы законодательство Республики Беларусь
пополнилось рядом важных нормативных
правовых актов, определяющих развитие
научно-технической и
- Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 23 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. №495»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. № 174 «О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда»:
- Указ Президента Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. №662 «О налогообложении высокотехнологичных организаций»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 26 июня 2009 г. №349 «О мерах по совершенствованию порядка создания условий деятельности временных научных коллективов»;
- Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. №441 «О дополнительных мерах; по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» и др. [27].
Несмотря
на значительное количество принятых
нормативных правовых актов, в правовом
регулировании научно-
Эффективным инструментом инновационной политики является активно формирующаяся (особенно в последние пять лет) Национальная инновационная система (НИС) страны [28].
Стратегия развития НИС в Республике Беларусь ориентирована на повышение технологическое го уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки сбыта, замещение импортной продукции.
Исходя из потребностей становления НИС и развития инновационной экономики, Указом; Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 г. № 136 утверждена Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. (ГПИР), направленная на достижение приоритета страны - перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели [29].
В выполнении мероприятий ГПИР задействованы практически все предприятия и организации отраслей экономики и регионов страны. К концу пятилетки все они должны выйти на новый технологический уровень.
Несмотря на достигнутые результаты, по-прежнему на сегодняшний момент можно выделить проблемы, существенно влияющие на современное инновационное развитие Республики Беларусь, среди которых наиболее острыми остаются:
- низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий;
- ограниченный спрос на передовые технологии и нововведения на внутреннем рынке;
- неразвитость специальных финансовых рычагов инновационной инфраструктуры;
- неразвитость современных форм инновационного менеджмента;
- слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями.
Данные проблемы в обозримой перспективе еще предстоит решить. В ближайшей пятилетке будет продолжена соответствующая планомерная работа по переводу страны на инновационный путь развития. С этой целью разрабатывается новая Государственная программа инновационного развития, концепция которой одобрена Советом Министров Республики Беларусь. Концепция представляет собой современную национальную стратегию инновационного развития посредством реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011—2015 гг. и на перспективу, направленную на превращение отечественной науки в действенный национальный ресурс с целью дальнейшего обновления и устойчивого развития страны.
В соответствии
с Концепцией основной целью новой
ГПИР должно стать развитие национальной
экономики на основе разработок и
внедрения высокотехнологичных
ресурсо- и энергосберегающих, экспортоориентированных
и конкурентоспособных
Меры инновационного развития позволят достичь к 2015 г. в целом по стране:
- роста экспорта высокотехнологичных товаров и услуг в 2,5-3,0 раза;
- увеличения финансовых затрат за счет всех источников на научную, научно-техническую и инновационную деятельность не менее чем до 2,0 % от ВВП и расходов на развитие материально-технической базы науки до 10,0 % от всех затрат на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
- доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности - 20 %;
- доли сертифицированной
продукции — 80%;
- уменьшения степени износа активной части основных промышленно-производственных средств до 50 %.
Для достижения указанных выше показателей, в первую очередь, необходимо принять меры по увеличению к 2015 г. затрат на исследования и разработки в высокотехнологичном секторе не менее чем в три раза по отношению к 2008 г., увеличить показатель наукоёмкости ВВП в Беларуси до 3,0 %, увеличить долю занятых в высокотехнологичном и среднетехнологичном секторах до 7-10 % от общей занятости, обеспечить в установленном порядке охрану объектов промышленной собственности за рубежом [27].
В течение последних лет в нашей стране проводилась целенаправленная работа по сохранению и развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов. В соответствии с декретами Президента Республики Беларусь осуществлены кардинальные изменения в организации и формах фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических разработок - базисном сегменте инновационной системы - с целью их преимущественной ориентации на потребности конкретных отраслей экономики и социальной сферы. Результатом стало улучшение в республике качественных показателей инновационной деятельности, в частности, рост использованных в народно-хозяйственном комплексе страны передовых производственных технологий.
Научно-техническая и инновационная деятельность являются связующей основой взаимодействия науки и производства. ГКНТ - основное координирующее звено деятельности государственных органов в научно-технической и инновационной сфере, в том числе посредством организации и контроля выполнения научно-технических программ. Поскольку научно-технические программы позволяют увязать по срокам, источникам финансирования, исполнителям весь научно-производственный цикл - от формирования научной идеи до ее воплощения в инновационном проекте и выпуске наукоемкой продукции, их успешная организация является основой успешного функционирования всех звеньев инновационной цепочки. Результаты этой организации выражаются в устойчивой положительной динамике количества созданных объектов новой техники и объемов выпущенной продукции. Система органов государственного управления в системе науки и технологий представлена на рисунке С.1 (ПРИЛОЖЕНИЕ С).
Таким образом,
наиболее эффективной формой использования
бюджетных средств при
Негативное воздействие мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику и, соответственно, научно-техническую сферу остается. Это выражается в снижении экспорта, увеличении отрицательного сальдо внешней торговли наукоемкой продукцией, замедлении экономического роста.
С учетом конкретных условий в Республике Беларусь целесообразно сосредоточиться на следующих основных блоках мер.
Во-первых, меры по обеспечению сбалансированности внутренних расходов и объема производства. Поддержка внутреннего спроса предприятий реального сектора экономики не должна создавать угрозу для платежного баланса, обменного курса, инфляции. Оптимальным для Беларуси является постоянное опережение роста производства конкурентоспособной продукции над темпами роста внутреннего потребления при рационализации инвестиций в основной капитал и повышении отдачи от них. Необходимо проведение постоянной работы по снижению импортной составляющей в национальном производстве ориентируясь, прежде всего, на отечественное сырье, материалы и комплектующие, а также по минимизации импорта в целом.
Во-вторых, системная реализация инновационного вектора и структурной перестройки экономики. Финансовая поддержка предприятий со стороны государства и в целом экономическая политика должны носить, прежде всего, структурный характер. Поддержка должна идти в те сферы, которые станут прорывным инновационным технологическим базисом экономики, основой для устойчивого экономического роста в будущем.
В-третьих, ускорение развития всех сегментов финансового рынка. Затянулся процесс формирования страхового дела, инвестиционных фондов, венчурного бизнеса. Финансирование инноваций не должно ограничиваться бюджетом. Надо активнее продвигать идею создания венчурных компаний, привлекать средства зарубежных и отечественных инвесторов, разработать условия страхования инновационной деятельности.
В-четвертых, реализация либерализационных мер, которые во многом перекликаются со стабилизационными. Переход от прямых методов регулирования к косвенным, в том числе прекращение доведения заданий предприятиям в виде валовых показателей.
В условиях ресурсных ограничений нельзя рассчитывать на быстрое решение накопившихся проблем в научно-инновационном комплексе страны. Несмотря на некоторые улучшения, происходящие в связи с его реформированием, эти усилия и их результаты не носят системного характера. Разрабатываемая Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь должна стать фундаментом для реализации приоритетов государственной научной, научно-технической и инновационной политики, обеспечивающим решение ключевых проблем экономической и социальной сферы в новых условиях хозяйствования. Это касается не только профильных органов государственного управления, но и всех организаций, в которых проводятся исследования и разработки.
Информация о работе Инновационная политика в Республике Беларусь