Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:39, реферат
Инновационная политика на современном этапе является важнейшим инструментом экономического развития страны. Ее главная цель - создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, ресурсосберегающих технологий и на их основе - структурную перестройку и развитие экономики страны.
В качестве первоочередных мер по инновационному развитию страны в 2010 г. и на ближайшую перспективу определены следующие:
- обеспечение стабильного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств, в том числе, республиканского бюджета;
- разработка и утверждение приоритетных направлений научно-технической деятельности на 2011—2015 гг. и перечней научных и научно-технических программ на 2011-2015 гг.;
- обеспечение технического перевооружения материально-технической базы производств и науки;
- переход производств на V-VI технологические уклады;
- реализация в полном объеме мероприятий Государственной программы инновационного развития, Программы социально-экономического развития, Пошаговой стратегии развития экспорта, Стратегии развития научных исследований, Стратегии проведения научных исследований на период до 2015 г., направленной на инновационное развитие Республики Беларусь, создание научной продукции, конкурентоспособной на международных рынках, и Государственной программы по охране интеллектуальной собственности;
- формирование Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 211-2015 гг.;
- организация и формирование новых структур в сфере инновационной и инвестиционной деятельности:
1) республиканского центра прогнозирования и экспертизы;
2) республиканского центра инновационной информации;
3) республиканского инновационного центра электронного бизнеса;
4) совместного предприятия по вопросам инновационного консалтинга;
5) совместной с иностранными участниками инжиниринговой компании;
6) республиканской постоянно действующей выставки достижений в
научной,
научно-технической и
7) венчурного фонда;
8) парка передовых технологий;
9) научно-технологического парка «Полесье»;
10) технологического парка на базе ОАО «Интеграл»;
- совершенствование
концептуальных подходов к организации
научной, научно-технической и инновационной
деятельности, в том числе и через принятие
единого нормативного правового акта
на
- разработка нормативных правовых актов, направленных на стимулирования создания и использования результатов научно-технической деятельности, в том числе объектов интеллектуальной собственности;
- формирование ориентированных на решение межотраслевых технологических проблем и создание высокотехнологичной продукции самостоятельных научно-технических корпоративных структур как важнейшего сектора инновационной инфраструктуры путем выделения крупных научных организаций с развитой экспериментальной базой и опытным производством;
- реализация приоритета международного научно-технического сотрудничества - эффективного трансфера белорусских технологий за рубеж с целью устранения отрицательного сальдо во внешней торговле высокотехнологичной продукцией и привлечения иностранных инвестиций [27].
В качестве первоочередных шагов дальнейшего социально-экономического развития страны необходимо выделить следующие.
Нужна большая динамика инновационной деятельности. На мировом рынке сегодня надо активнее конкурировать высокотехнологичными товарами и услугами. Беларусь пока еще не может обеспечить себя прорывными инновациями, связанными с разработкой и внедрением собственных новейших технологий. И на этом стратегическом направлении не дорабатывают как отечественная наука, так и реальный сектор экономики.
Развитие
инновационных производств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая изложенный в данной курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, экономический рост есть процесс увеличения объема материальных благ, повышения их качества в соответствии со структурой возрастающих потребностей. Он может выражаться в росте реального ВВП или ВНП как абсолютного, так и на душу населения. По видам различают фактический и потенциальный экономический рост, а по типам – экстенсивный и интенсивный. Что касается факторов, его определяющих, то они делятся на прямые, или факторы предложения, и косвенные, или факторы спроса и распределения. Теоретические модели экономического роста можно в целом разделить на неокейнсианские, к которым относятся модели Е. Домара и Р. Харрода, и неоклассические, например модель Р. Солоу. К новейшим моделям относятся модели эндогенного экономического роста, модели роста с человеческим капиталом и инновационные модели.
Во-вторых, анализ, проведённый во второй главе показал, что инновации являются одним из важнейших факторов достижения качественного экономического роста в современной экономике. Одной из приоритетных задач экономик государств является налаживание инновационной деятельности, однако показатели этой деятельности сильно отличаются в различных регионах. Лидерами по использованию инновационных технологий являются Швеция, США, Япония, в то время как главными экспортёрами этих технологий – страны Юго-Восточной Азии. Беларусь, по причине многих факторов, к которым относятся: невысокий уровень технологической базы, маленькая доля инновационно-активных предприятий, снижение расходов на НИОКР, слабые кооперационный связи и т.д., пока не показывает высоких показателей, однако есть возможность к изменению нынешнего положения путём проведения государством инновационной политики и производства высокотехнологичной продукции, которая будет востребована на мировом рынке.
В-третьих, инновационная политика в условиях современной Беларуси предполагает необходимость использования смешанной стратегии научно-технического развития. С одной стороны, необходимо развивать собственную инновационную систему, способную разрабатывать и внедрять эффективные технологические разработки, с другой стороны, невозможность осуществления инновационной деятельности по всем отраслям науки и производства предполагает необходимость заимствования импортных технологий, часть которых может далее развиваться усилиями отечественных институтов. В настоящее время в Республике Беларусь принято множество различных программ, стратегий, указов по совершенствованию инновационной деятельности, основными из которых являются: Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь, Программа социально-экономического и научно-инновационного развития Национальной академии наук Беларуси, Пошаговая стратегия до 2015 г. увеличения не менее чем на 200 % доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта, Указ Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2009 г. №441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» и др.
Информация о работе Инновационная политика в Республике Беларусь