Инновационные стратегии США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:40, реферат

Описание

Под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. В экономике РФ выделяют более 300 отраслей. Экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов отрасли, механизм их взаимодействия в сельском хозяйстве, определяет экономические закономерности функционирования сельскохозяйственного производства.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике отрасли.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

Реферат по экономике отрасли.

 

  1. Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли.
  2. Инновационные стратегии США и России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными  благами и услугами. В экономике  РФ выделяют более 300 отраслей.           Экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов отрасли, механизм их взаимодействия в сельском хозяйстве, определяет экономические закономерности функционирования сельскохозяйственного производства. Предметом экономики сельского хозяйства являются исследования производственных отношений в аграрном секторе, механизм действия экономических законов и форм их проявления с учетом специфики отрасли. Объектом исследования выступает собственно сельское хозяйство страны и отдельных регионов, деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей разных организационно-правовых форм.

 

 

1. Материально-технические,  трудовые и финансовые ресурсы  отрасли.

Под ресурсами  в широком  смысле слова понимают  совокупность материально-вещественных  благ, природных  богатств, а также  людей, которые  могут участвовать  в процессе производства и  потребления.    Ресурсы в экономике – это запасы и реальные потоки всех видов используемых в общественном производстве технологических факторов. Если в понятие ресурсов включают и их потенциальные запасы, то речь идет о ресурсном потенциале. В более узком смысле понятие ресурсов охватывает лишь подлежащие последующему преобразованию материальные (вещественные и энергетические) потоки. Влияние научно-технического прогресса здесь учитывается главным образом как повышение качества этих ресурсов.

 Все ресурсы  классифицируются  следующим образом:

-по происхождению;

-по отношению  к  производству;

-по характеру  использования;

- по способу воспроизводства.        По происхождению  ресурсы делятся на природные и экономические. Природные ресурсы представляют собой природные условия и окружающую среду. К ним относятся земельные, водные, лесные, минеральные, а также ресурсы животного мира, солнечная энергия, энергия приливов и отливов. Экономические  ресурсы – это основной элемент экономического потенциала. Экономический потенциал характеризует экономическую мощь страны и зависит от уровня развития масштабов производства всего народного хозяйства. Другими словами экономические ресурсы – это средства или источники, возможности процесса производства. Среди них важное место занимают объекты, производственные здания и сооружения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, разнообразные средства связи и транспорта, бесчисленные виды труда, а также земля и всевозможные полезные ископаемые.        Экономические  ресурсы в свою очередь подразделяются  на материальные, трудовые и финансовые.       Материальные  ресурсы – это совокупность  средств труда и предметов  труда, которыми располагает и  пользуется общество в процессе  расширенного производства. Они охватывают все вещественные элементы производства: природные материалы, сырье, орудия труда.   Финансовые  ресурсы представляют денежные  средства, находящиеся в распоряжении  государства, предприятий, организаций и учреждений. Образование, распределение и использование финансовых ресурсов базируется на движении материальных и товарных ценностей и связано с распределением и перераспределением национального дохода.   Финансовые  ресурсы предназначены для обеспечения  расширенного производства, его интенсификации на основе широкого внедрения современной техники и технологии, удовлетворения материальных и социально-культурных потребностей общества. Основными источниками финансовых ресурсов является чистый доход, создаваемых в отраслях материального производства, фонд амортизации, используемый на воспроизводство основных производственных фондов, а также средства государственного кредита и др.         По отношению к производству ресурсы подразделяются  на функционирующие и потенциальные.  Функционирующие ресурсы представляют собой активную часть общих ресурсов, используемых в хозяйственном обороте. В свою очередь потенциальные ресурсы – это выявленные, но еще не вовлеченные в процесс воспроизводства ресурсы. Они представляют собой запасы страны.

 

    По характеру использования ресурсы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные ресурсы используются  в производственной сфере при создании материальных благ общества. В состав производственных ресурсов включаются земельные ресурсы, материальные и трудовые. Земельные ресурсы представлены площадью земельного фонда, вовлеченного в производство. Материальные ресурсы включают средства производства, которые представлены средствами труда и предметами труда. Следовательно, материальные ресурсы – это комплекс имеющихся в наличии вещественных элементов, предназначенных для обработки и использования в процессе производства. По натуральному составу материальные ресурсы включают сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергию, а также полуфабрикаты, не законченные обработкой в производстве. Трудовые ресурсы представляют собой совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Это, прежде всего трудоспособное население. Данные ресурсы могут использоваться и в непроизводственной среде, создавая условия для нормального обеспечения жизненного уровня населения.     К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достижение обеспечить предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рационального использования, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами необходимыми и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производимой продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.   Достаточная обеспеченность предприятия нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат - объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Одним из элементов производительных сил являются трудовые ресурсы общества. Они выражают отношение человека к природе и в тоже время наделены определенным общественным социально-экономическим содержанием и могут рассматриваться как самостоятельная категория, в которой производительные силы и производственные отношения взаимно проникают и взаимно обуславливают друг друга.

          По способу производства ресурсы подразделяются на воспроизводимые и невоспроизводимые. К воспроизводимым ресурсам относятся все созданные трудом человека вещественные материалы, которые могут быть использованы в производственном процессе. Невоспроизводимые ресурсы представлены ресурсами, созданными самой природой. Это, в первую очередь, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы и др.  Взаимодополняемые ресурсы – это такие ресурсы, которые используются в процессе производства в определенной взаимосвязи или спрос на них предъявляется одновременно. Таким образом, увеличение количества вида одного ресурсов влечет за собой рост объема использования другого ресурса. Например, увеличение использования дизельного топлива в сельском хозяйстве ведет к росту потребления моторного масла, а также запасных частей для ремонта дизельных тракторов и автомобилей.   Общество  стремится использовать свои  редкие ресурсы эффективно. Оно  желает получить максимальное  количество полезных товаров  и услуг, произведенных из его  ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этого общество должно обеспечить и полную занятость и полный объем производства. Под полной занятостью подразумевается использование всех пригодных для этого ресурсов. Общество должно обеспечить занятость всех трудовых ресурсов. При этом не должна простаивать техника и оборудование, бездействовать капитальные вложения и земельные ресурсы. Полный объем производства означает, что ресурсы должны быть распределены наиболее эффективно, а, следовательно, распределены таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем производства продукции. Размещение производства отдельных отраслей должно осуществляться в соответствии с имеющимися  в данных регионах условиями и ресурсами. Полный объем производства предполагает также применение соответствующих технологий. В современных условиях не эффективно зерновые культуры, например, убирать с помощью конных косилок, а сборку автомобилей производить на технологических линиях довоенного периода. Учитывая то, что ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. В каждом конкретном случае необходимо принимать решения о том, какие товары и услуги следует производить, а от каких можно отказаться.       Все экономические  ресурсы или факторы производства обладают одним общим важным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. В природе существует ограниченное количество ресурсов, которые общество может использовать в производстве товаров и услуг. Это в первую очередь полезные ископаемые, земельные ресурсы, капитальное оборудование, рабочая сила, наличие которых ограничено определенным пределом. Вследствие редкости производственных ресурсов и предела, который их редкость ставит перед производственной деятельностью, сам объем производства по необходимости ограничен. Общество не способно произвести и потребить весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить.            Ограниченность  ресурсов, технологические, экологические  и другие ограничения ставят  проблемы производства оптимального в экономическом плане количества товаров и услуг. Отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов влечет за собой увеличение расхода имеющихся ресурсов. В большинстве стран производительные мощности со временем увеличиваются, хотя и различными темпами. Энергетические и материальные ресурсы истощаются, хотя все открываются новые и новые их источники.

 

 

 

2. Инновационные  стратегии США и России.

Российская Федерация  и Соединённые Штаты Америки, признавая возрастающую роль технологических  инноваций для экономик обеих  стран, а также значение двустороннего  сотрудничества в этой области, выражают намерение приложить целенаправленные усилия и предпринять новые шаги в целях активизации совместной работы в сферах развития технологий гражданского назначения, открытых стандартов и инновационно-технологической политики.        Предпринимаемые совместные меры будут осуществляться на условиях равноправного партнерства, взаимной выгоды и построения долгосрочных отношений в интересах экономического развития, повышения национальной конкурентоспособности, создания кадрового потенциала мирового уровня.           В связи с этим Россия и США рассматривают разработку новых инновационных идей, их широкое распространение и коммерциализацию в качестве важной составляющей при создании инновационной экосистемы и обеспечении экономического роста обеих стран.     Реализация этих задач зависит от подготовки кадрового потенциала мирового уровня, обладающего знаниями и навыками двадцать первого века, беспрепятственного доступа к информации, развитой деловой среды, поощряющей свободную конкуренцию и верховенство права, включая защиту интеллектуальной собственности. При этом эффективность рынков капитала и открытость по отношению к международной торговле и инвестициям составляют базис действенной инновационной стратегии, играют ключевую роль в поддержке развития инновационных продуктов и начинаний.           Основываясь на мерах, предпринимаемых в сфере инновационно-технологической политики, Россия и США предлагают развивать сотрудничество по следующим ключевым направлениям:    Инвестиции в структурные элементы инновации. В целях успешного инновационного развития Россия и США будут предпринимать шаги, направленные на стимулирование двустороннего и многостороннего сотрудничества, в том числе: обеспечат поддержку сферы исследований и разработок, будут способствовать созданию кадрового, материального и технологического капитала, который требуется для исследования и продвижения этих инноваций.       Содействие продуктивному предпринимательству. Россия и США обязуются обеспечивать благоприятные условия для предпринимательства, в частности венчурного, что даст возможность компаниям, базирующимся в России и США, быть конкурентоспособными в области международного обмена идеями и инновациями.        Обеспечение условий для прорывных достижений в сфере совместных приоритетов. Россия и США намерены стимулировать инновации в ряде секторов экономики, имеющих особое значение для обеих стран, в частности: развивать разработку альтернативных источников энергии, энергоэффективность и энергосбережение, передовые технологии в области транспорта, нанотехнологии, космические технологии, биотехнологии, технологии в сфере обеспечения безопасности, компьютерные и информационные технологии.         В этих целях Россия и США намерены поддерживать и развивать сотрудничество в области научно-технических инноваций путем использования существующих механизмов стратегического партнерства и привлечения новых инструментов взаимодействия на уровне государственных структур, неправительственных организаций и частного сектора. Эти инструменты будут нацелены, прежде всего, на совместное создание возможностей качественного обучения и подготовки ученых, предпринимателей и специалистов, занятых в области инновационных разработок, формирование двусторонних целевых инвестиций в фундаментальные и прикладные исследования и разработки, в том числе через целевые гранты, поддержку ведущих университетов и научно-исследовательских организаций, а также совместную коммерциализацию НИОКР.            Проект стратегии инновационного развития России до 2020 года согласован с минфином и минобрнауки и, как ожидается, будет одобрен правительством в ближайшие дни, сообщил сегодня заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев.

      Президиум правительства одобрил проект стратегии 7 сентября. Минэкономразвития после согласований в министерствах и ведомствах должно было внести его в кабинет министров для окончательного утверждения, напоминает агентство РИА Новости.     "Стратегия в правительство внесена, она согласована с министерством финансов, с министерством образования и науки. Надеемся, что в ближайшие дни документ будет подписан", - сказал Фомичев.     Стратегия предполагает увеличение доли инновационно активных предприятий с нынешних 9,3% до 40-50% в 2020 году, рост доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции до 2% с нынешних 0,3%. Также планируется увеличить до примерно 3 тысяч количество патентов, регистрируемых российскими компаниями в ЕС, США и Японии.  Фомичев назвал ошибочными сообщения ряда СМИ о том, что на реализацию стратегии инновационного развития планируется направить 15 триллионов рублей.          "До сих пор идет волна в прессе, на самом деле там никаких 15 триллионов рублей собственно на стратегию не было и нет, надо было просто повнимательнее читать эту табличку, потому что в таблице по финансированию были заложены те статьи бюджета, которые и так сейчас есть и они будут - это расходы на образование, расходы на науку и так далее", - пояснил замминистра.        По его словам, на реализацию стратегии в 2012-2013 годах предполагается направить порядка 140 миллиардов рублей дополнительных средств. "Договорились на президиуме правительства, что финансирование будет выделяться в рамках государственных программ, которые сейчас ведомствами разрабатываются", - сказал Фомичев.     Согласно проекту стратегии, реализовывать ее предполагается в два этапа. На первом (2011-2013 годы) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 годы) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы.    Сегодня США стремятся к обеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связей между фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективного партнерства между государством, промышленностью и академическими кругами, подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Все это предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знаний населения страны.

 

      По мере усиления международной конкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергается радикальной перестройке. Для обеспечения лидерства США в мировой науке и технологиях и преодоления растущей иностранной конкуренции как на мировом, так и на внутреннем технологическом рынке широко раздвигаются границы технологической доктрины «разделения ответственности» о роли государства и рынка в НТП. С середины 90-х гг. государство в равной мере с частным капиталом (промышленностью) обязано финансировать создание новейшей гражданской технологии, отвечающей мировым стандартам, конкурентоспособной на внутреннем и мировых рынках с Японией и странами Западной Европы.          Одним из главных приоритетов политики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальные достижения в области знаний официально признаны в качестве основы экономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. В послании конгрессу «Наука и технология: формируя ХХI столетие» в 1997 г. президент Клинтон провозгласил: «Сегодня мы движемся в век технологий, информатики и глобальной конкуренции». Задача развития науки и технологий приобрела жизненно-важное значение для достижения национальных целей. «Передовая технология всегда была сердцем конкурентных преимуществ Америки и сегодня технологическое лидерство понимается как разрыв между успехом и неудачей в новой глобальной экономике».       Роль правительства США отныне сконцентрирована на поддержке перспективных гражданских технологий будущих поколений, несущих в себе будущее научно-технического потенциала страны в XXI веке. Это приоритетное направление государственной научно-технологической политики наравне с крупными военно-техническими программами. Администрация Клинтона исходила из тезиса о том, что государство должно дополнять рынок, поскольку «рынок лучше функционирует в институциональной среде, которая определяет правила свободной конкуренции». Признавая важность, а зачастую и полную незаменяемость рынком государственной поддержки НТП, две политические партии США сегодня разрабатывают подходы к обеспечению широкого общественного консенсуса в отношении практических принципов распределения государственных средств на проведение исследований и разработок в приоритетных для национальной экономики направлениях. Сегодня мы видим двухпартийное единство в отношении того, что только широкий национальный диалог, соединяющий вместе исполнительное и законодательное крыло государственной власти с частным сектором и американскими университетами, может принести реальные результаты.

Информация о работе Инновационные стратегии США и России