Инновационные стратегии США и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:40, реферат

Описание

Под экономикой понимают совокупность отраслей народного хозяйства, обеспечивающих общество жизненно необходимыми материальными благами и услугами. В экономике РФ выделяют более 300 отраслей. Экономика сельского хозяйства как наука изучает специфические формы проявления экономических законов отрасли, механизм их взаимодействия в сельском хозяйстве, определяет экономические закономерности функционирования сельскохозяйственного производства.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по экономике отрасли.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

 

Соединенные Штаты Америки  вступают в третье тысячелетие на пике своего могущества. В основе этого  лежат:

  • стабильность и устойчивость американской политической системы;
  • эффективный механизм экономического роста и научно-технического прогресса и широко развитая система социального обеспечения;
  • сбалансированная военная мощь;
  • господствующее положение в системе международных институтов.

         С 1998 г. Соединенные Штаты вступили в эпоху положительного бюджетного сальдо — профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы. При администрации Клинтона наблюдался беспрецедентно длительный 6-летний период экономического роста с минимальным уровнем инфляции, безработицы. Производительность труда в США сегодня на 15-35% выше, чем в других развитых странах. В стране сложилась наиболее динамичная модель экономического развития. Экономический бум 90-х гг. объясняется технологическими изменениями в обществе — инновациями, приведшими к появлению новых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшими затратами ресурсов. Технологические изменения затронули область торговли (Интернет-торговля), банковскую сферу и производство продуктов питания и лекарств с заданными свойствами (новейшие биотехнологии), позволили расширить уровень автоматизации в промышленности (промышленные роботы), создали новые формы досуга (например, развлекательные системы, использующие цифровые видеодиски), а также привели к появлению новых методов проведения самих научных исследований (например, создание виртуальных лабораторий). Американские эксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитие новых технологий 90-х гг., так оживившие экономику США, являются лишь «прелюдией» к дальнейшему прогрессу науки и технологий.            Так можно ли сомневаться, что в этих условиях США, когда они является такой сильной в экономическом и технологическом плане державой мира, могут потерять свои позиции мирового лидера НТП?    Сегодня в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания и технологии, но тот, кто быстрее сможет воплотить их в конкретный продукт и выйти с ним на мировой рынок. Именно в плане сопоставления уровней инновационной способности нации, отдельных отраслей и компаний следует рассматривать сегодня угрозы американскому лидерству в мире.

 

      Инновационная способность играет доминирующую, а возможно, и решающую роль, в определении круга тех участников конкуренции, кто будет процветать на мировой арене. Для компаний инновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях. Для стран способность эффективно использовать инновации не только для достижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение и защита окружающей среды), но и для повышения производительности труда и привлечения международных инвестиций, является ключом к постоянному улучшению уровня и качества жизни.        Глобальные процессы в мировой экономике сегодня оказывают значительное влияние на способы ведения бизнеса отдельными компаниями и экономическое процветание стран. Каковы же главные глобальные факторы, оказывающие сегодня основное влияние и создающие главные угрозы глобальной конкурентоспособности США?       В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности США были намечены направления государственной научно-технологической политики США для повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI века. Эта политика охватывает следующие направления:           Федеральное правительство должно осуществлять долгосрочную политику стимулирования гражданских НИОКР в передовых областях науки и технологий. Обязанность государства не должна заключаться только в укреплении обороноспособности нации и защите общественного здоровья. Федеральные инвестиции в НИОКР должны рассматриваться не как простая передача средств частному сектору или же оплата государственного заказа на товары и услуги, а как инвестиции, имеющие серьезные экономические и социальные последствия. В то же время другим основным назначением государственной научно-технологической политики США должно быть стимулирование исследований, требующихся для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в областях исследований, связанных с критическими технологиями, которые частный сектор не в силах проводить своими силами. При этом государство, промышленность и академические организации должны совместно определять указанные критические технологии.          Федеральное правительство должно создавать благоприятный предпринимательский климат для осуществления НИОКР. США обладают одним из самых высоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американских экономистов более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской деятельностью. Новые и развивающиеся фирмы служат основным источником занятости в экономике: несмотря на общее сокращение занятости с 1980 г. по настоящее время более чем на 5 млн. чел. в 500 наиболее успешно функционирующих компаниях, за этот же период в экономике США было создано более 34 млн. новых рабочих мест, причем большая часть этой занятости была создана в основном в предпринимательском секторе. В 1996 г. в сфере малого бизнеса было создано 64% или 1,6 млн. из 2,5 млн. новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции. Роль развития предпринимательской среды для усиления инновационных преимуществ американской экономики особо подчеркнута в докладе Президента США по экономике 1999 г. (Приложение 16).             Государство должно активизировать формирование и деятельность исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций. Федеральное правительство должно поощрять кооперацию в проведении НИОКР в различных формах — государство-промышленность, государство-университеты или государство-промышленность-университеты. В частности, государство может увеличить свой вклад через:

  • участие в партнерствах, например в передаче технологий федеральными лабораториями, межведомственном партнерстве по созданию нового поколения транспортных средств и в Программе передовых технологий Министерства торговли США. Государство должно использовать опыт участия в научно-технологических партнерствах для реализации новых форм организации инновационного процесса;
  • улучшение доступа промышленности и университетов к результатам НИОКР, финансируемых из средств государственного бюджета (в частности, в рамках СКИР).

Федеральные исследования должны ориентироваться на удовлетворение потребностей экономики и соответствовать  возможностям бюджета. Федеральное правительство должно продолжать оказывать поддержку университетам Америки и совершенствованию школьного и вузовского образования. Федеральное правительство в 1993 г. обеспечивало 55,5% всего финансирования НИОКР, проводящихся в академических институтах, в то время как в 1980 г. оно отвечало за 67% НИОКР, а в 1970 г. — за 70%. Данные направления в целом отражают базовые условия приобретения и удержания инновационных и технологических преимуществ.   Соединенные Штаты функционируют в мировом хозяйстве как наиболее технологически динамическая экономика, объединяющая мощность новшества с комплексом экономических учреждений, которые поддерживают быстрое принятие новых технологий всей экономикой. И создание, и распространение новшеств — сложные экономические процессы, зависящие от сложного набора учреждений. Соединенные Штаты, например, развили богатый набор учреждений и в общественном, и в частном секторах, чтобы поддерживать высокий уровень технологического новшества, в то время как многие другие страны испытывают недостаток учреждений, чтобы дать даже элементарную поддержку инновационным процессам.  Создание инновационных конкурентных преимуществ зависит от сложного взаимодействия базисной науки, открывающей двери к новым технологиям и коммерциализации технологий в новых изделиях и процессах производства. Фундаментальная наука не может быть сферой одних лишь рыночных отношений: рынок не часто полноценно воспроизводит инновационный процесс, поскольку изобретения в отличие от материальных активов относительно легко «перехватываются» и «заимствуются».  Защита интеллектуальной собственности и патентование решают эту проблему, но лишь отчасти. Основную нагрузку фундаментальных исследований несут нерыночные учреждения. Примером могут служить федеральные лаборатории (как, например, Национального института здравоохранения) и академические центры — университеты. Конечно, научные исследования проводятся и лабораториями корпораций, но, как правило, прикладные.          Инновационный процесс зависит от базисной науки, которая продвигается к коммерциализации новых изделий и процессов. Этот шаг почти неизбежно происходит в рыночных учреждениях — главным образом на предприятиях, которые могут получать доход от коммерциализации изобретательной деятельности через патентные права, авторские гонорары или просто преимущества первого пользователя новых продуктов.

Эффективный процесс коммерциализации зависит от нескольких факторов.

  • Во-первых, должно иметься защищенное от внешнего вмешательства взаимодействие фундаментальных и прикладных исследований. Оно может быть обеспечено, например, через тесное сотрудничество между университетскими центрами и фирмами.
  • Во-вторых, должны иметься защищенные права интеллектуальной собственности, поощряющие предприятия делать большие вложения в многолетнюю научно-исследовательскую деятельность, прежде чем продукт выйдет на рынок. И экономика должна быть достаточно гибкой, чтобы поддерживать быстрое принятие и распространение новых технологий. Например, капитал предприятия должен быть доступен инновационной фирме, чтобы коммерциализировать использование новой технологии.

Кроме того, никакая государственная  монополия (как, например, в секторе  энергетики или телесвязи) не должна блокировать новшества с помощью  монопольной власти.

 

          Соединенные Штаты добились решения каждой из этих задач. Во-первых, правительство США вместе с частными фондами и благотворительными организациями обеспечивает обширное финансирование фундаментальных научных исследований. Текущие федеральные расходы на НИОКР в 1999 г. составили около 85 млрд. долл., или около 1% от ВВП США. Эти расходы обеспечили научную деятельность во многих критических областях, включающих информационные технологии (например, Интернет, биотехнология, и исследования новых материалов). Они поддерживают НИОКР в федеральных лабораториях, а также в академических учреждениях.          Во-вторых, Соединенные Штаты поддерживают прогрессивные формы кооперации бизнеса, занимающегося прикладными НИОКР, с университетами, специализирующимися на фундаментальных научных исследованиях. Наука получила возможность участвовать в частном секторе предприятий, и университетам — патентовать разработанные ими изделия. Патентование обеспечило существенную долю финансирования фундаментальной науки. Этот пример защищенных связей деловых кругов и университетской науки отличен от ситуации в значительной части Европы, где университеты являются чисто государственными предприятиями с ограниченными контактами с частной промышленностью. Факультеты там — чаще всего государственные структуры без права занятия коммерческой деятельностью, а университеты не могут стать патентодержателями собственных изобретений.          В-третьих, Соединенные Штаты имеют в высшей степени энергичную систему инновационных капиталов предприятий, которая может мобилизовать миллиарды долларов финансирования для создания и коммерциализации новых изделий. Кроме того, с начала дерегулирования ключевых секторов инфраструктуры в Соединенных Штатах (транспорт, энергия и связь) и ликвидации монополий типа AT&T в 1980-х вновь создаваемые инновационные фирмы получили возможность конкурировать со старыми, известными и крупными. Во многих других частях мира монополии имеют власть и стимул замедлять развитие новых технологий.  В целом Соединенные Штаты значительно выделяются как наиболее технологически и инновационно динамичная экономика. Западная Европа и Япония также показывают высокую степень инновационности, по сравнению с остальными странами, но и Европа, и Япония отстают от США в связях университетов и бизнеса, призванных вовлекать в хозяйственный оборот новые идеи, получая новые изделия и новые рынки, а также в энергичности, с которой рынки капитала реализуют и поддерживают продвижение новых предприятий и новых изделий.         Механизмы государственной поддержки создания новшеств США входят в XXI век с наименьшими потерями для экономики и научно-технологической сферы, нежели другие развитые страны. Сегодня в число главных государственных приоритетов поставлена задача создания, распространения и использования новых технологий. Для усиления конкурентоспособных позиций экономики в государственной научно-технологической политике используются такие инструменты, как научно-технологическое прогнозирование, определение критических технологий, большая прозрачность расходования бюджета.      При этом учет реальных условий проведения исследований и разработок в тех или иных отраслях и регионах является важным фактором формирования политики государства. Для разных отраслей и регионов применяется своя научно-технологическая политика и свой набор регулирующих инструментов.

 

 

Заключение

Государственная инновационная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию  инновационной деятельности, повышение  ее эффективности и широкое использование  результатов в целях ускоренного  социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

- разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется  на основе анализа состояния  инновационного потенциала;

- определение основных  направлений государственной поддержки  инноваций;

- осуществление практических  действий по реализации поставленных  целей, направленных на повышение  инновационной активности.

В инновационной политике необходимо выделить две стороны: стратегическую и тактическую. Стратегия государственной  инновационной политики формируется  на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной  политики предполагает определение  основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и  использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства - это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.        Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

1.Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - М.: КолосС, 2007.

2.Экономика сельского  хозяйства./ Под ред. Минакова  И. А. - М.: КолосС, 2006.

3.Коваленко Н. Я., Боровик  Е. А. Экономика окружающей  среды в сельском хозяйстве. - М.: Агроконсалт, 2005.

4.Ткач В. А. Сельскохозяйственная  кооперация. - М.: 2001.

5.Шайкин В. В., Коваленко  Н. Я. Сельскохозяйственные рынки. - М.: Колос, 2008.

 


Информация о работе Инновационные стратегии США и России