Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:27, отчет по практике
Иностранный капитал может привнести в Кыргызстан достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому переход Кыргызстана к рыночной экономике и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, кризиса воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики и улучшения качества жизни кыргызстанцев.
Обоснованность выбора темы или направления исследования (актуальность, новизна, изученность)
Обзор литературы
Методы иследования (предпологаемые инструменты и методы анализа)
Статистический (цифровой) материал.
Заключение (общая оценка результатов практики)
American University in Central Asia
Отчет по преддипломной практике
на тему:
Иностранные инвестиции как фактор экономического развития Кыргызстана
Бишкек 2007 г.
Содержание:
21
Одним из важнейших факторов экономического роста являются инвестиции. В условиях дефицита бюджета, финансовой нестабильности кыргызского рынка, определяется необходимость обращения к иностранным инвестициям, которые могут помочь решить две задачи - ослабить дефицит капиталов внутри страны и способствовать внедрению в производство передовых технологий.
Иностранный капитал может привнести в Кыргызстан достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому переход Кыргызстана к рыночной экономике и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, кризиса воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики и улучшения качества жизни кыргызстанцев.
Неравномерное региональное развитие Кыргызстана придает особое значение инвестиционной деятельности в регионах, которая была бы едина с общегосударственными социально-экономическими приоритетами. Разумеется, от региона к региону она не может быть строго идентичной. Ее разнообразие по направленности, приоритетам и масштабам инвестиций предопределяется наличием обширного числа различных, а иногда и диаметрально противоположных природно-географических, социально-экономических и других факторов.
Положительное влияние иностранного капитала на развитие экономики разных стран обычно проявляется в том, что ускоряется процесс разгосударствления и демонополизации экономики, повышается уровень ее конкурентоспособности, обеспечивается диверсификация форм собственности, формируется "открытость" экономики, ускоряется включение ее в мировое хозяйство, создается возможность использовать иностранный капитал как эффективный рычаг инвестиционно-технической "подпитки" национальной экономики.
Правительство Кыргызской Республики установило приоритетность политики страны в отношении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Были заключены договоры, которые улучшают инвестиционный климат нашего рынка; предприняты ряд законов для упрощения иностранного инвестирования; постоянно ведутся работы в изучении факторов по привлечению инвестиций в республику, однако в пределах этой проблематики остается немало вопросов, требующих более глубокого изучения.
Цель данной работы выявить влияние иностранных инвестиций как фактора экономического развития, их влияния на экономику Кыргызстана и темпы прироста валового внутреннего продукта.
Для выбора темы в области инвестиций мною был произведен обзор литературы, который включал как общие теоретические вопросы эффектов и последствий иностранных инвестиций для экономики стран-реципиентов и экспортеров капитала, так и материал включающий стратегии для улучшения инвестиционного климата.
В документе «Европейского Банка Реконструкции и Развития» рассматриваюстя результаты прошлой стратегии, а также составлен план для дальнейшего развития и совершенствования. В нем представленны результаты по развитию ситуации в инвестиционном климате и дальнейшие планы.
В этом документе представленна субъективная оценка показателей, которые являются барьерами в осуществлении хозяйственной деятельности, а соответственно являются барьером для иностранных инвестиций. По сравнению с 2002 годом в 2005 году эти показатели улучшились в сфере обеспеченности инфраструктурой и ущерба от преступности, но ухудшились в части нормативной базы, налогообложения и коррупции.
Также в ходе исследования был проведен опрос среди компаний для оценки хозяйственной деятельности, который подтвердил, что правовая неопределенность по-прежнему вызывает значительные трудности. Многие руководители считают, что законы сформулированы нечетко и их можно толковать по-разному.
Основная проблема, выявленная в МСП (малые и средние предприятия) где, по имеющимся оценкам, занято около 60% населения и производится более 40% ВВП, связана с дифференцированной правоприменительной практикой.
Доклад Кубата Умурзакова «Последние изменения в улучшении инвестиционного/делового климата в отдельных странах Центральной Азии» разбит на три основные части: первая часть рассматривает результаты перехода к рыночной экономике, в отдельных странах центральной Азии и Монголии в период после приобретения независимости, также исследованы меры политики и законодательные рамки в отношении иностранных инвестиций; во второй части рассматриваются последние тенденции ПИИ в данных странах, воздействие инвестиций на экономический рост и снижение бедности, и установление связей иностранных инвесторов с местными компаниями; в третьей части на основе проведенного анализа изложены рекомендации по эффективному продвижения и содействию инвестициям.
В этой работе рассмотренна другая проблема по привлечению инвестиций в Кыргызстан, а именно слабые действия существующих организаций, занимающихся привлечением инвестиций, а также говорится, что Правительство в продвижении инвестиций находится скорее в стартовой позиции, поскольку действия ведомств в этой сфере не согласованны и ведутся в несистематическом порядке. То есть опять основными проблемами являются действия организационных структур, нормативная политика, законодательные меры, но не расмотренна эффективность использования инвестиций.
В работе М. Иманалиева, С. Медерова, А. Бийбосунова «Источники экономического роста Кыргызской Республики на 2006-2010 гг.» инвестиции представленны одним из основных источников экономического роста. Но также говорится, что политика в отношении инвестиций с 1991 по 2005 гг., характеризовалась отсутствием комплексного подхода, непоследовательностью, несоответствием провозглашаемых намерений реальным мероприятиям. В результате иностранные инвесторы сталкиваются с множеством законодательных и административных барьеров, причем на многих уровнях. Система правового и административного регулирования ПИИ страдает рядом существенных недостатков, не позволяющих Кыргызстану эффективно конкурировать в деле привлечения ПИИ с другими странами с развивающейся и переходной экономикой.
При изучении материала стратегий для Кыргызстана я пришел к выводу, что все стратегии построены по принципу изменения законодательства, чтобы где-то усилить регулятивные функции, где-то изменить порядок работы, а где-то наоборот дать больше свободы для действий инвесторов. Однако я не нашел исследований о влиянии иностранных инвестиций, уже поступивших, на развитие экономики Кыргызстана. Поэтому эта работа будет проведена для исследования иностранных инвестиций как фактора экономического развития, в частности, Кыргызстана.
3. Методы иследования (предпологаемые инструменты и методы анализа)
Для проведения исследования и достижения поставленных целей в работе будут использоваться следующие индикаторы:
«Индекс эффективности использования ПИИ»
«Индекс потенциала привлечения ПИИ»
Парадигма «Летящих Гусей» К. Акамацу
Корреляция между импортом, экспортом, ПИИ и ВВП
«Индекс эффективности использования ПИИ» - это отношение доли страны в мировом притоке ПИИ к ее доле в мировом ВВП. Он учитывает не только размер экономики, но и другие факторы, которые влияют на приток инвестиций (качество делового климата, экономическая и политическая стабильность, наличие природных ресурсов, инфраструктуры, качество человеческого капитала и уровень технологий).
«Индекс потенциала привлечения ПИИ» - это средняя величина 12 переменных: ВВП на душу населения; рост ВВП за последние 10 лет; доля экспорта в ВВП; телекоммуникационная инфраструктура (число телефонных линий и мобильных телефонов на тысячу человек); коммерческое использование электроэнергии на душу населения; доля НИОКР в ВВП; доля студентов вузов к населению страны; рейтинг риска страны; доля в мировом экспорте природных ресурсов; доля импорта страны в мировом импорте частей и компонентов для автомобилей и электронной промышленности; доля страны в мировом экспорте услуг; доля накопленных в стране ПИИ к мировому объему. Этот индикатор хорошо описывает экономику всецело, дает представления о ее сильных и слабых сторонах.
«Индекс эффективности использования ПИИ» и «Индекс потенциала привлечения ПИИ» ежегодно исследуются ЮНКТАД (United Nations Conference of Trade and Development) для ведения статистики по развитию стран мира в области привлечения ПИИ. Но фактически мы получаем только окончательное значение этих индексов и место в рейтинге стран, что не позволяет нам сделать выводы о «дырах» в инвестиционной политике.
Парадигма «Летящих Гусей» К. Акамацу, изначально она показывала зависимость между импортом, открытием собственного производства и экспортом, затем в нее были привнесены дополнения о влиянии ПИИ на ускорение этого процесса. На мой взгляд эта модель показывает как государство эффективно, рационально развивается посредством импорта и привлечения технологий, после оно начинает само производить эти продукты и одновременно экспортировать их, так как это более выгодно, чем заниматься только импортом. Этот процесс Акамацу называет экономически разумным для стран, которые стремятся к развитию. В современном мире, где немаловажную роль играют ПИИ, эта модель приобретает иной вид, она ускоряется за счет привлечения иностранных инвестиций. То есть она характеризует эффективность использования ПИИ в экономике. В данном случае я хотел бы проверить ее на примере Кыргызстана.
Корреляция между импортом, экспортом, ПИИ и ВВП, построив этот график можно будет увидеть какой из этих факторов развития больше влияет на рост ВВП.
21
4. Статистический (цифровой) материал.
Для расчета «Индекса эффективности использования ПИИ» мне потребовалось четыре вида данных: статистика мирового ВВП, мирового ПИИ, статистика ВВП и ПИИ Кыргызстана. Формула для «ИЭИ ПИИ»: FDIe=(FDIh/FDIw)/(GDPh/GDPw). По ходу вычислений индекса, я построил несколько графиков, которые более подробно опишут обстановку с иностранными инвестициями в нашей стране и мире, а также объяснят сам индекс.
На рис.1, я провел взаимосвязь между ростом ВВП Кыргызстана и его процентом от мирового ВВП. На мой взгляд здесь наблюдается следующее отношение – видна хорошая корреляция этих показателей, однако, видно, что ВВП КР относительно собственной экономики растет, также вычислен процент этого роста относительно роста ВВП мира, но тут мы наблюдаем, что рост ВВП относительно собственной экономики не свидетельствует о росте нашей экономики в мировом сообществе. Об этом нам говорит период от 2001 до 2005 гг. – рост ВВП КР выражается более крутой кривой, тогда как в отношении мира он становится пологим.
Второй график, рис. 2, здесь мы рассмотрим корреляцию роста ПИИ и долю
поступлений инвестиций в нашу экономику от мировых ПИИ. Для меня интересен период с 2001 по 2005 гг., поскольку он отличается своей стабильностью в политическом и экономическом смысле и более близок к нашему времени. Видно, что с 2001 по 2005 гг. кривая ПИИ КР начала уверенно рости, при этом с 2001 по 2003 гг. был сильным и рост процента от мирового ПИИ, однако с 2003 по 2005 гг. рост иностранных инвестиций в нашу страну продолжал идти вверх, но процент от мировых ПИИ начал медлленно падать, это связанно с тем, что количество денежных потоков в мировом ПИИ в сумме не каждый год одинаково. Из графика приведенного ниже, рис. 3, мы можем увидеть динамику М. ПИИ. Рассмотрев тот же период с 2001 по 2003 гг. мы увидем, что сумма мировых иностранных инвестиций падала, а соответственно можно сделать вывод, что наш процент от М. ПИИ все равно бы рос, даже если бы сумма привлеченных иностранных инвестиций осталась бы на том же уровне. Затем с 2003 по 2005 гг. мировые ПИИ начали рости, а наш процент начал падать, все это к тому, что как и в примере с ВВП КР инвестиции в нашу республику ростут в отношении страны, но в отношении мира мы начали получать меньше, а получали больше, т.е. рост процента от М. ПИИ, фактически только из-за того, что мировых инвестиций просто в сумме стало меньше.
Чтобы лучше все это объяснить посмотрим на график корреляции приростов М. ПИИ и ПИИ КР, рис. 4. В 2001 и 2002 годах наш темп прироста ПИИ КР практически соответствовал мировому тепму ПИИ, однако в последующие годы темп прироста нашей страны пошел в другом направлении – стал уменьшаться, возможно не выдержал конкуренции с другими странами по привлечению инвестиций. Но все это говорит, что наша экономика не способна поспевать за темпом глобализации.
Теперь непосредственно рассмотрим график Индекса эффективности использования ПИИ, рис. 5, опять же использовать будем период с 2001 по 2005 гг. Как и в предыдущих графиках, где рассматривались ВВП КР и ПИИ КР период с 2001 по 2003 гг. является положительным с той стороны, что в стране по показателям происходит увеличение, однако уже с 2003 по 2005 гг. у нас происходит регресс несмотря на то, что в денежном эквиваленте иностранные инвестиции увеличиваются, т.е само направление использования инвестиций становится неправильным, с точки зрения политики инвестиций в нашей стране, неэффективным.
Опять же исследовав политику в отношении инвестиций в нашей стране, могу сказать, что она возможно несколько неправильна, поскольку наши чиновники больше склонны изменять законы и порядок в отношении иностранных инвестиций, тогда как индеск свидетельствует, что тут проблема больше не в этом, т.к. суммарное количество инвестиций растет, но сама эффективность их использования падает. В дальнейшей перспективе инвесторы могут просто посчтитать невыгодным вкладывать инвестиции в нашу экономику, даже несмотря на всю нашу привлекательность, законы и порядок. И приведу еще один факт, напоследок, – по расчетам ЮНКТАД, в которых велась статистика по 141 стране, Кыргызстан на 2005 год занимает 51 место по этому показателю, так что есть еще куда стремиться.
Информация о работе Иностранные инвестиции как фактор экономического развития Кыргызстана