Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить инвестиции в экономику РФ, также какие страны дальнего и ближнего зарубежья делаю вклады в экономику России и показать насколько важны инвестиции в национальную экономику для стабильного развития страны
ведение 3
1. Иностранные инвестиции в экономику России ...……...…..………………….5
1.1 Основные виды инвестиции ………………………….……………………….7
1.2. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки ... 8
1.3. Прямые иностранные инвестиции в России ……………………………….. 11
2. Формы привлечения иностранного капитала 18
2.1 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в России …………23
3. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики 25
3.1 Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики 28
4. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Можно выделить три основных уровня регионального привлечения ПИИ в России: Москва, сырьевые регионы и крупные индустриальные центры и регионы, находящиеся в непосредственной близости от них. Доля Москвы изменяется, но в среднем она составляет около 40% всех ПИИ в Россию. Среди сырьевых регионов лидируют Татарстан, Тюменская, Омская области, Красноярский край. Достаточно существенные объемы ПИИ приходятся на Санкт-Петербург, Нижегородскую и Московскую области. Таким образом, иностранные инвестиции в Россию в период 1990—2001 гг. усилили экономическую дифференциацию внутри России.
Главной причиной такого неравномерного распределения ПИИ в России является то, что в регионах, привлекательных для иностранных инвесторов, имеется больший ресурсный потенциал, выше платежеспособный спрос, лучше развита инфраструктура (транспортные сети, современные средства связи, гостиницы и др.).
Наибольшее количество предприятий в России с участием иностранного капитала приходится на США и Германию. Велика также доля таких развивающихся стран, как Китай, Кипр и Тайвань. У двух последних стран инвестиционная активность в России па порядок превышает их экономический потенциал. Существуют разные точки зрения в отношении этого феномена. Так, в отношении Кипра считается, что инвестируемый капитал имеет чисто российское происхождение. В то же время инвестиции из Тайваня рассматриваются как фиктивные, направленные на деле на вывоз капитала из России. Однако однозначного заключения в отношении причин данного феномена нет.
Основными конкурентами России в привлечении прямых иностранных инвестиций являются, некоторые бывшие социалистические страны Европы, особенно Польша, Чехия и Венгрия а также такие развивающиеся страны с достаточно емким внутренним рынком, как Бразилия, Мексика и Аргентина. Вместе с тем во многих развивающихся странах, как и в России, риск инвестирования высок. Это нашло отражение в ряде финансовых кризисов, которые произошли за последние пять лет. Более устойчиво экономическое положение в европейских странах Центральной Европы. Одним из лидеров в привлечении ПИИ является Китай с его огромным рынком и динамично развивающейся экономикой (см. табл. 2).
Таблица 2 составлена Международной компанией А. Т. Kearney на основании ежегодного опроса генеральных и финансовых директоров 1000 крупнейших мировых компаний об их отношении к возможным инвестициям в 60 разных стран в течение ближайших трех лет. Рэнкинг отражает именно привлекательность страны в глазах инвесторов, а не объем прямых инвестиций как таковых.
Самой привлекательной страной для иностранных инвесторов, по версии А. Т. Kearney, третий год подряд остается Китай. В 2004 г. его начала догонять Индия; она поднялась с 6-го на 3-е место и теперь грозит оттеснить со 2-го места США, которые до недавних пор были неоспоримым лидером. При. этом если Китай благодаря быстро растущему производственному сектору и потребительскому рынку получил в 2003 г. больше всех инвестиций в мире — 53,3 млрд долл., а США — 40 млрд долл., то Индия привлекла лишь 4,3 млрд долл. Но благодаря сочетанию таких факторов, как квалифицированные кадры, низкая стоимость рабочей силы и хорошо развитая правовая система, эта страна набирает популярность у инвесторов, особенно в таких областях, как IT, исследования и разработки, операции бэк-офиса.
Табл. 2
Рэнкинг инвестиционной привлекательности стран
2004г. | 2003г. | Страна | 2004г. | 2003г. | Страна |
1 | 1 | Китай | 7 | 19 | Австралия |
2 | 2 | США | 8 | 22 | Гонконг |
3 | 6 | Индия | 9 | 12 | Италия |
4 | 7 | Великобритания | 10 | 15 | Япония |
5 | 6 | Германия | 11 | 8 | Россия |
6 | 11 | Франция |
|
|
|
С 2001 но 2003 г. Россия поднялась в рэнкинге с 32-го на 17-е место, а затем впервые попала в десятку самых привлекательных стран. В 2004 г. наша страна переместилась с 8-го на 11-е место. Во-первых, это объясняется опережающим ростом привлекательности стран-конкурентов из Азии: в десятке лидеров - пять стран Азии, включая поднявшуюся с 15-го на 10-е место Японию, экономика которой начала оживать после 15-летней стагнации. И если к России стали лучше относиться 24% опрошенных, то к Китаю и Индии — 40 и 38% соответственно.
Во-вторых, причины снижения популярности России, - ухудшение инвестиционного климата из-за атаки на ЮКОС, замедление реформ по сравнению с теми ожиданиями, что были у руководителей мирового бизнеса год назад, и, наконец, крупные теракты.
Однако, как отмечено в указанном опросе, Россия оказалась самой привлекательной среди европейских стран для компаний, планирующих инвестировать в страну впервые: «вслед за Западной Европой, куда инвесторы вкладывают уже давно, они активно шли в страны Восточной Европы, ожидая их вступления в Евросоюз, а теперь пришла очередь России». Эти данные совпадают с результатами исследования, которое в начале 2004 г. провела Ernst&Young: Россия оказалась на 2-м месте в Европе после Германии по числу новых проектов, которые планировали в стране иностранные компании.
Больше всего инвесторы хотят вкладывать в российскую нефтедобычу и потребительский сектор. Причем наша нефтяная отрасль по популярности уступает лишь Австралии. Подтверждение тому - покупка в сентябре 7,59% акций ЛУКОЙЛа американской ConocoPhillips за 1,988 млрд. долл. и договоренность между французской Total и НОВАТЭКом о покупке блок-пакета акций российской компании за 11 млрд. долл. Страны Ближнего Востока могли быть более привлекательными, но там активы не продаются — ими не владеют публичные компании.
По привлекательности розничной и оптовой торговли (опрашивались руководители соответствующих компаний) Россия поднялась с 13-го на 5-е место, а в секторе по производству продуктов питания, табачных изделий и одежды — с 11-го на 3-е. В целом, по оценкам Центра макроэкономичесого анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в ближайшие четыре года Россия получит 83 млрд. долл. ПИИ, что почти вдвое больше, чем за последние 11 лет.
Вместе с тем нельзя не отметить, что из-за теоретической нерешенности проблемы определения оптимального объема иностранных инвестиций в целом и ПИИ в частности, их приток может породить дополнительные риски и трудности в экономике, как это имело место, например, в Чехии, где слишком большой поток инвестиций привел к укреплению кроны и многолетней дефляции. Другого плана трудности возникли в Германии, где, как отметил немецкий журнал Stern, некоторые политики именно с притоком ПИИ связывают пятимиллионную безработицу в стране.
2. Формы привлечения иностранного капитала.
В привлечении иностранных ресурсов часто складываются перекосы. Одно время мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали модными совместные предприятия. Некоторые видели в увеличении их числа залог решения всех проблем. Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Среди них можно назвать:
1. Международную кооперацию производства, сопровождающая передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
2. Получение зарубежных кредитов;
3. Получение иностранного оборудования на основе лизинга;
4. Получение кредитов на компенсационной основе;
5. Привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций;
6. Создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
7. Сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
8. Привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции;
9. Создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.
Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны (в целом ряде случаев такая возможность в ближайшее время практически исключена). Они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.
Усматривая в этих формах сотрудничества позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему российской экономики, необходимо подчеркнуть, что все они, долгосрочные акции, подвержены воздействию инфляции политической неустойчивости и экономической дезорганизации в большей мере, чем одномоментные торговые, биржевые и иные текущие операции.
Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет российским компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффектным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например при передаче иностранному партнерству пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и “ноу-хау” на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.
Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца. В случае твердой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться для российского предпринимателя предпочтительнее.
Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9) позволяют сопрягать российские трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также, кроме 6-й формы, и российский капитал с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а оплаты лишь прибыли на капитал, которая к тому же может быть “отоварена” конкретным продуктом (предприятия, промысла и т.д.) получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.
Однако если при получении кредитов оплата завершается при погашении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, то выплата прибыли иностранному инвестору, которую или часть из которой он может вывозить из страны, осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами.
Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо прежде всего учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.
Есть общие цели, которые с помощью привлечения иностранного капитала решаются и на уровне отдельного предприятия, и на уровне региона или страны в целом.
Это - совершенствование технического уровня и расширение масштабов производства, повышение конкурентоспособности с целью выхода на внешний рынок. Однако на уровне отдельного предприятия, региона или страны пути решения этих задач различны.
В пределах предприятия (объединения, концерна, ассоциации) привлечения дополнительных технологических, материальных и финансовых ресурсов необходимо для решения конкретной задачи - внедрения новой зарубежной технологии в виде лицензии и “ноу-хау”, приобретения нового импортного оборудования, привлечения зарубежного опыта управления с целью повышения качества продукции и совершенствования методов выхода на рынок, расширения выпуска тех видов продукции, в которых нуждается рынок, в том числе и мировой. Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.