Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:12, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучить инвестиции в экономику РФ, также какие страны дальнего и ближнего зарубежья делаю вклады в экономику России и показать насколько важны инвестиции в национальную экономику для стабильного развития страны
ведение 3
1. Иностранные инвестиции в экономику России ...……...…..………………….5
1.1 Основные виды инвестиции ………………………….……………………….7
1.2. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки ... 8
1.3. Прямые иностранные инвестиции в России ……………………………….. 11
2. Формы привлечения иностранного капитала 18
2.1 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в России …………23
3. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики 25
3.1 Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики 28
4. Основные проблемы привлечения иностранных инвестиции в экономику России 31
Заключение 34
Библиографический список 36
Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется. Речь может идти не только о модернизации действующих предприятий, но и:
о создании совершенно новых предприятий для структурной перестройки, для производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
о создании новых экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
о создании новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
об ускоренном освоении новых месторождений полезных ископаемых как для внутреннего рынка, так для расширения экспортного потенциала;
об ускоренном развитии менее развитых территорий;
о создании структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга, маркетинга, подготовки кадров.
С учетом этих целей и должен расширяться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны.
В то же время, когда речь идет о необходимости привлечения иностранного капитала в крупных масштабах на уровне региона или страны в целом, только международная кооперация не поможет. Поэтому на каждом уровне хозяйствования можно сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.
Попытка создать свободные экономические зоны в масштабе целых краев и областей, начатая в 1990 - 1991 годах, оказалась неудачной. В подготовленном правительством проекте закона Российской Федерации “О свободных экономических зонах” имеется в виду пойти по пути создания небольших по территории зон экспортного производства и свободных таможенных зон. Для такого рода зон намечено установление льготного режима (по сравнению с общим) хозяйственной, в том числе и внешнеэкономической деятельности (включая специальный таможенный режим). Конкретные виды и размеры льгот, предоставляемых в установленном порядке иностранным инвесторам, будут устанавливаться в положениях по конкретным зонам.
Таким образом, для привлечения иностранного капитала могут быть использованы различные формы. Однако основной формой этого процесса пока остаются предприятия с иностранными инвестициями, в том числе в последнее время предприятия со 100-процентным иностранным капиталом. Остальные формы остаются в стадии становления. Улучшение инвестиционного климата, расширение форм привлечение иностранного капитала остаются для России актуальнейшей задачей.
2.1 Динамика иностранной инвестиционной деятельности в России.
Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат страны, можно приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного климата России.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный (хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может привести уже в 2000 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
3. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики.
Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:
предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;
равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).
Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”):
создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов;
внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;
последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;
усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.
3.1. Роль иностранного капитала в формировании мировой рыночной экономики и экономики России.
Среди важных факторов развития рыночных отношений в России существенное место занимает привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами.
Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным.
Растет число видов и подвидов производств, и их развитие оказывается экономически нецелесообразным в рамках отдельных стран. Усиливается развитие международной специализации и кооперации производств. Производство конечного продукта расчленяется на отдельные участки производства, которые оказываются в разных странах.
Следуя за развитием производства, капитал также интернационализируется. перелив капитала из одной страны в другую отражает стремление компаний сосредотачивать в своих руках отдельные этапы производства продукта, оказавшиеся в разных странах. Компании промышленно развитых стран, особенно крупные, становятся все более транснациональными, выходя за национальные границы. Образование крупных транснациональных компаний, у которых имеются предприятия, расположенные в разных странах, ведет к ускорению международной специализации и кооперации, так как у одного собственника предприятия есть возможность более устойчиво развивать производственные связи. Таким образом, взаимное движение капитала, образование его на базе транснациональных компаний выступают важнейшим фактором углубления экономической взаимозависимости стран в мировом хозяйстве.