Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:00, реферат
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». Известный специалист в области экономики отраслей социальной сферы, а также негосударственного некоммерческого сектора С.В. Шишкин в учебнике «Экономика социальной сферы» использует широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации.
1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ 3
1.1. Понятие и состав сферы культуры. 3
1.2. Особенности сферы культуры. 4
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4
2.1. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (1990-е – начало 2000-х годов). 5
2.2. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (2000-е годы). 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
Московский авиационный институт
Национальный исследовательский университет
Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента
Реферат
По экономике социальной сферы
На тему «Институциональные изменения в культуре»
Работу выполнила
Студентка группы 10-402
Научный руководитель
К.э.н. доцент Алексеев А.Н.
Москва - 20112
Оглавление
1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ 3
1.1. Понятие и состав сферы культуры. 3
1.2. Особенности сферы культуры. 4
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4
2.1. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (1990-е – начало 2000-х годов). 5
2.2. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (2000-е годы). 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11
Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». Известный специалист в области экономики отраслей социальной сферы, а также негосударственного некоммерческого сектора С.В. Шишкин в учебнике «Экономика социальной сферы»1 использует широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации.
Многообразие видов
Специфика сферы культуры. В отличие от здравоохранения и образования, как отмечает С.В. Шишкин, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды культурной деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.3
Внешние эффекты. Культурная
деятельность может сопровождаться
значительными позитивными
Внешними эффектами культурной
деятельности являются так называемые
социально значимые эффекты. Они
связаны с сохранением
Наличием внешних эффектов С.В. Шишкин объясняет, почему государство поддерживает деятельность в сфере культуры. Оно вступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых из этих эффектов (укрепление существующее власти) и потому заинтересовано в их увеличении.5
Особенности соотношения спроса и предложения. В качестве одной из особенностей сферы культуры было отмечено устойчивое превышение объема предложения над размером спроса.6
Роль государства в сфере культуры. Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:
Рассматривая проблему организации
культуры с позиций гражданского
общества, необходимо принять максимально
широкое институциональное
Во-первых, традиционные государственные институты находятся сегодня в процессе трансформации, частью которого, как мы увидим далее, является повышение их открытости к сотрудничеству с независимыми творческими инициативами.
Во-вторых, значительная часть независимых творческих инициатив осуществляется в коммерческих формах.
В-третьих, независимый некоммерческий сектор является, по сравнению с государственным и коммерческим, несравненно более малочисленным.
Прежде всего, необходимо вспомнить, как формировалась в России существующая многоукладная сфера культуры в 1990-е годы.
В 1990-е годы во всем мире происходили кардинальные изменения в сфере культуры, затронувшие как само устройство этой области, так и ту роль, которую она играет в современном обществе. В самом общем виде эти изменения сводятся к следующему.
В России в начале 1990-х годов основные сдвиги в области культуры включали:
Все
эти перемены шли не изнутри
сферы культуры, а были результатом
общеполитических
Логически, за этим должна была последовать реформа самих культурных учреждений – государственных и муниципальных – направленная на повышение их самостоятельности и открытости к партнерским проектам. Однако этого не случилось, и организации культуры продолжали целиком зависеть от воли и финансирования властей.9
Во второй половине 1990-х годов возникают независимые некоммерческие организации, действующие в творческой сфере. Независимый сектор в сфере культуры был крайне малочисленным – главным образом потому, что организации третьего сектора не имели постоянных источников финансирования.10
Даже
в самые либеральные периоды
отношение государства к
Основным источником финансовой поддержки независимых организаций были во второй половине 1990-х годов зарубежные благотворительные фонды. Это вызывало дополнительную подозрительность у властей.12
Развитие сферы культуры в России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей на коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, звукозапись, художественные галереи, популярная музыка и ряд других видов творческой деятельности оказались способны существовать в рыночном режиме, и государство выступало в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение доступа к культуре для социально незащищенных групп).13
Вместе
с тем, государство продолжало субсидировать
традиционные культурные институты, и
это было оправданно, поскольку в
большинстве случаев
В организациях, субсидируемых государством, так же не получила развития современная предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать более гибко, обращаться к новым аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с независимыми коммерческими и некоммерческими организациями.15
Таким образом, к началу 2000 года российская сфера культуры оказалась поделена надвое. С одной стороны, в ней существовали некоммерческие государственные организации, деятельность которых была во многом неэффективной и архаичной, а с другой, – коммерческие предприятия, отданные целиком на волю «дикого» рынка, которые эффективно удовлетворяли массовый вкус и массовые потребности. Эти два сектора были практически изолированы друг от друга. Но именно они составляли тот фон, на котором действовали инновационные, хотя и гораздо более малочисленные, НПО.
В начале нового тысячелетия в сфере российской культуры формируется совершенно иная расстановка сил с точки зрения соотношения традиционного и новаторского, а также государственного и негосударственного секторов.
Прежде всего, после длительного
периода поисков и
Одновременно возник жесткий водораздел между государственным и негосударственным секторами. Если в конце 1990-х годов казалось, что госучреждения и НКО могут идти рука об руку, то в начале 2000-х годов от этих надежд не осталось и следа.17
Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т.е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей (хотя бы путем предоставления помещений) государственной (реже – коммерческой или благотворительной) структуры.18
В 2003 году в жизни организаций культуры наступает принципиально новый период.
В 2004 г. были приняты два решения, которые обещали всерьез изменить ситуацию в сфере культуры: реформа федерального правительства, в результате которой вместо Министерства культуры РФ возникло Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и реформа бюджетной сферы, вступившая в силу в 2006 году, одним из последствий которой должно было стать изменение статуса государственных учреждений культуры, их «дистанцирование» от государства.20