Институциональные изменения в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:00, реферат

Описание

Понятие «сфера культуры» является собирательным по отношению к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации». Известный специалист в области экономики отраслей социальной сферы, а также негосударственного некоммерческого сектора С.В. Шишкин в учебнике «Экономика социальной сферы» использует широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации.

Содержание

1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ 3
1.1. Понятие и состав сферы культуры. 3
1.2. Особенности сферы культуры. 4
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4
2.1. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (1990-е – начало 2000-х годов). 5
2.2. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (2000-е годы). 8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 35.05 Кб (Скачать документ)

Московский  авиационный институт

Национальный  исследовательский университет

Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента

 

 

 

 

 

 

Реферат

По экономике  социальной сферы

На тему «Институциональные изменения в культуре»

 

 

 

Работу выполнила

Студентка группы 10-402

Научный руководитель

К.э.н. доцент Алексеев А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 20112

 

 

Оглавление

1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ 3

1.1. Понятие и состав сферы культуры. 3

1.2. Особенности   сферы культуры. 4

2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4

2.1. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (1990-е – начало 2000-х годов). 5

2.2. Структура и динамика институционального развития сферы культуры (2000-е годы). 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ

    1. Понятие и состав сферы культуры.

Понятие «сфера культуры»  является собирательным  по отношению  к целой совокупности отраслевых систем, но содержание этого понятия  нельзя считать устоявшимся. В России в последние годы в статистике и бюджетном процессе выделяют две отраслевые системы: «культура и искусство» и «средства массовой информации».  Известный специалист в области экономики отраслей социальной сферы, а также негосударственного некоммерческого сектора С.В. Шишкин в учебнике «Экономика социальной сферы»1 использует широкое понимание сферы культуры как системы организаций и лиц, осуществляющих деятельность по созданию, сохранению, распространению благ, удовлетворяющих потребности людей в эстетических переживаниях, развлечении и информации.

Многообразие видов деятельности, включаемых в сферу культуры, можно  подразделить на четыре большие группы:

  1. Художественное творчество;
  2. Сохранение культурного наследия;
  3. Клубная и развлекательная деятельность;
  4. Массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры).2
    1. Особенности   сферы культуры.

Специфика сферы культуры. В отличие от здравоохранения и образования, как отмечает С.В. Шишкин, в сфере культуры нет такой четко выраженной этапности в предоставлении услуг потребителям. Спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды культурной деятельности соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативными способами удовлетворения эстетических, развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей.3

Внешние эффекты. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами  для лиц, не являющихся непосредственными  потребителями соответствующих  культурных благ.

Внешними эффектами  культурной деятельности являются так называемые социально значимые эффекты. Они  связаны с сохранением исторической памяти общества, с распространением и освоением людьми ценностей, способствующих стабильности сложившегося общественного  порядка и развитию данного общества.4

Наличием внешних эффектов С.В. Шишкин объясняет, почему государство  поддерживает деятельность в сфере  культуры. Оно вступает от имени  всего общества, получающего эти  эффекты, и является потребителем некоторых  из этих эффектов (укрепление существующее власти) и потому заинтересовано в их увеличении.5

Особенности соотношения  спроса и предложения. В качестве одной из особенностей сферы культуры было отмечено устойчивое превышение объема предложения  над размером спроса.6

Роль государства в  сфере культуры. Государство принимает участие в осуществлении культурной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере культуры, являются:

  • Финансирование ряда видов культурной деятельности;
  • Осуществление определенных видов культурной деятельности в государственных организациях культуры
  • Регулирование условий осуществления некоторых видов культурной деятельности, а именно:
    • Материальные и квалификационные условия осуществления культурной деятельности;
    • Отдельные характеристики производимых продуктов и предоставляемых услуг;
    • Экономические условия осуществления культурной деятельности.7
  1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

Рассматривая проблему организации  культуры с позиций гражданского общества, необходимо принять максимально  широкое институциональное определение  сферы культуры. При этом важно учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, традиционные государственные  институты находятся сегодня  в процессе трансформации, частью которого, как мы увидим далее, является повышение  их открытости к сотрудничеству с  независимыми творческими инициативами.

Во-вторых, значительная часть  независимых творческих инициатив  осуществляется в коммерческих формах.

В-третьих, независимый некоммерческий сектор является, по сравнению с государственным и коммерческим, несравненно более малочисленным.

Прежде всего, необходимо вспомнить, как формировалась в  России существующая многоукладная  сфера культуры в 1990-е годы.

2.1. Структура  и динамика институционального  развития сферы культуры (1990-е  – начало 2000-х годов).

В 1990-е годы во всем мире происходили  кардинальные изменения в сфере  культуры, затронувшие как само устройство этой области, так и ту роль, которую  она играет в современном обществе. В самом общем виде эти изменения  сводятся к следующему.

  • Представление о культуре как совокупности общечеловеческих (или общенациональных) ценностей, воплощенных главным образом в наследии, было дополнено представлением о множественной природе культурных ценностей, характерных для тех или иных групп или слоев общества.

 

  • Роль государства в сфере  культуры, которая раньше сводилась  к финансированию трансляции «высоких»  культурных ценностей «в массы», стала  трактоваться также как роль посредника, создающего благоприятные условия  для диалога носителей различных  культур.
  • Восприятие культуры как целиком затратной сферы, находящейся на попечении государства, уступило место более сложной модели финансирования, предполагающей сочетание государственных субсидий, частных вкладов и собственных доходов организаций культуры, а также восприятию культуры как ресурса социального и экономического развития территорий;
  • Наконец, развитие средств массовой коммуникации обеспечило принципиально новые возможности культурного взаимодействия и привело к возникновению новых видов культурной деятельности, которые смыкаются, с одной стороны, с наукой и технологией, а с другой – с бизнесом.

В России в начале 1990-х  годов основные сдвиги в области  культуры включали:

  • отмену цензуры, которая привела к резкому расширению содержания культурной деятельности;
  • децентрализацию, приблизившую деятельность основной массы культурных институтов к местным властям и местным сообществам; и
  • появление в культуре независимого сектора – как коммерческого, так и некоммерческого.

 Все  эти перемены шли не изнутри  сферы культуры, а были результатом  общеполитических преобразований.8

Логически, за этим должна была последовать реформа  самих культурных учреждений – государственных  и муниципальных – направленная на повышение их самостоятельности  и открытости к партнерским проектам. Однако этого не случилось, и организации  культуры продолжали целиком зависеть от воли и финансирования властей.9

Во второй половине 1990-х годов возникают  независимые некоммерческие организации, действующие в творческой сфере. Независимый сектор в сфере культуры был крайне малочисленным – главным образом потому, что организации третьего сектора не имели постоянных источников финансирования.10

Даже  в самые либеральные периоды  отношение государства к организациям третьего сектора было настороженным. Несмотря на то, что независимые организации ставили перед собой задачи модернизации сферы культуры, повышения квалификации кадров, распространения полезной информации, передового опыта (задачи во многом совпадающие с задачами государства), органы государственного управления крайне редко демонстрировали готовность с ними сотрудничать.11

Основным  источником финансовой поддержки независимых  организаций были во второй половине 1990-х годов зарубежные благотворительные фонды. Это вызывало дополнительную подозрительность у властей.12

Развитие  сферы культуры в России продемонстрировало возможность перехода целого ряда творческих отраслей на коммерческие рельсы. Телевидение, издательское дело, звукозапись, художественные галереи, популярная музыка и ряд  других видов творческой деятельности оказались способны существовать в  рыночном режиме, и государство выступало  в ряде случаев лишь в виде заказчика, решая с помощью этих предприятий  свои приоритетные задачи (социальная реклама, издание учебников, обеспечение  доступа к культуре для социально  незащищенных групп).13

Вместе  с тем, государство продолжало субсидировать  традиционные культурные институты, и  это было оправданно, поскольку в  большинстве случаев традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Однако действующие  законы и нормативы зачастую не позволяли  государственным учреждениям культуры развивать собственную коммерческую деятельность, которая могла бы стать  дополнительным фактором обеспечения  устойчивости их развития.14

В организациях, субсидируемых государством, так  же не получила развития современная  предпринимательская, менеджерская культура, которая позволила бы им действовать  более гибко, обращаться к новым  аудиториям, решать социальные проблемы, привлекать современные творческие силы и сотрудничать с независимыми коммерческими и некоммерческими организациями.15

Таким образом, к началу 2000 года российская сфера культуры оказалась поделена надвое. С одной стороны, в ней  существовали некоммерческие государственные организации, деятельность которых была во многом неэффективной и архаичной, а с другой, – коммерческие предприятия, отданные целиком на волю «дикого» рынка, которые эффективно удовлетворяли массовый вкус и массовые потребности. Эти два сектора были практически изолированы друг от друга. Но именно они составляли тот фон, на котором действовали инновационные, хотя и гораздо более малочисленные, НПО.

2.2. Структура  и динамика институционального  развития сферы культуры (2000-е  годы).

В начале нового тысячелетия  в сфере российской культуры формируется  совершенно иная расстановка сил  с точки зрения соотношения традиционного  и новаторского, а также государственного и негосударственного секторов.

Прежде всего, после длительного  периода поисков и экспериментирования, оформилась инновационная составляющая в государственном секторе. Разрыв между успешными и неуспешными  начинаниями обозначился в этот период вполне отчетливо. Одновременно стало ясно, какие из государственных  организаций тяготеют к инновациям, а какие – нет. Именно в это  время за многими государственными учреждениями уже закрепилась определенная репутация. Одни организации научились  работать со спонсорами и публикой, выстраивать эффективные партнерства, создавать яркие проекты, словом, не только выживать, но и развиваться. Другие же продолжали работать «по  старинке» – как в плане  менеджмента, так и по смыслу.16

Одновременно возник жесткий  водораздел между государственным  и негосударственным секторами. Если в конце 1990-х годов казалось, что госучреждения и НКО могут идти рука об руку, то в начале 2000-х годов от этих надежд не осталось и следа.17

Фактически, в России сегодня невозможно существование  некоммерческой организации культуры без «крыши», т.е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей (хотя бы путем  предоставления помещений) государственной (реже – коммерческой или благотворительной) структуры.18

В 2003 году в жизни организаций культуры наступает принципиально новый  период.

  • Во-первых, вступает в силу Бюджетный кодекс, который ставит деятельность государственных организаций в жесткие рамки, контролируемые казначейством.
  • Во-вторых, из России уходит Фонд Сороса, который в 1990-е годы был для организаций культуры – как государственных, так и независимых – самым крупным донором, особенно в регионах; в то же время, другие зарубежные фонды сокращают финансирование или вовсе отказываются от культуры как приоритета в своей деятельности.
  • В-третьих, поддержка культуры со стороны российских благотворителей все еще является эпизодической и в целом малозаметной.19

В 2004 г. были приняты два решения, которые обещали всерьез изменить ситуацию в сфере культуры: реформа федерального правительства, в результате которой вместо Министерства культуры РФ возникло Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и реформа бюджетной сферы, вступившая в силу в 2006 году, одним из последствий которой должно было стать изменение статуса государственных учреждений культуры, их «дистанцирование» от государства.20

Информация о работе Институциональные изменения в культуре