Интеграционные объединения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:39, реферат

Описание

Интеграция мирохозяйственных связей, глобальный характер проблем мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ 4
1.1. Формы и этапы интеграционных объединений стран мира 4
1.2. АСЕАН, АТЭС, СНГ 6
Глава 2 . Международные экономические организации в структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация 12
2.1. Цели, принципы и виды международных экономических организаций 12
2.2. Классификация международных экономических организаций 13
Заключение 19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Интеграционные объединеия мира.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

                                                                                Оглавление

Введение 3

Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ 4

1.1. Формы и этапы интеграционных объединений стран мира 4

1.2. АСЕАН, АТЭС, СНГ 6

Глава 2 . Международные  экономические организации в  структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация 12

2.1. Цели, принципы  и виды международных экономических  организаций 12

2.2. Классификация  международных экономических организаций 13

Заключение 19

Список литературы 21

 

 

                                                   Введение

Интеграция мирохозяйственных  связей, глобальный характер проблем  мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства  или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как  международные организации. Беспрецедентный  рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.

В нашей работе рассмотрим понятие, классификации и цели международных  экономических организаций, а также  особенности структуры и принципы работы таких организаций, как АТЭС, АСЕАН, СНГ.

 

 

Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ

    1. Формы и  этапы интеграционных объединений  стран мира

Появление региональных экономических  интеграционных объединений относится  к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.

Экономическая интеграция —  процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных  механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый национальными или межгосударственными  органами.

Экономическая интеграция характеризуется  некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

взаимопроникновением и  переплетением национальных воспроизводственных  процессов;

широким развитием международной  специализации и кооперации в  производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

глубокими структурными изменениями  в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;

целенаправленным регулированием интеграционного процесса, координацией экономической стратегии и политики стран-участниц;

региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.

Объединение в интеграционные группировки определялось рядом  предпосылок:

близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА, АТЭС) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно  развитыми, либо между развивающимися странами;

географической близостью  интегрирующихся стран, наличием в  большинстве случаев общей границы  и исторически сложившихся экономических  связей;

общностью экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического  сотрудничества и т.д.;

демонстрационным эффектом — в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные  сдвиги, оказывающие определенное психологическое  воздействие на другие страны;

 «эффектом домино» — когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.

Основными целями интеграции могут быть:

использование преимуществ  экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций;

создание благоприятной  внешнеполитической среды;

решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;

содействие структурной  перестройке экономики;

поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для  них возникает более широкий  региональный рынок.

Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:

более широкий доступ хозяйствующих  субъектов к различным ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, новейшим технологиям;

возможность производить  продукцию в расчете на более  емкий рынок;

возможность оперировать  на более широком рыночном пространстве;

создание привилегированных  условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени  от конкуренции со стороны фирм третьих  стран;

совместное решение странами-участницами  сложных социально-экономических, научно-технических, экологических и иных проблем (например, снижение безработицы, выравнивание условий  развития отдельных регионов и т.п.).

Далее рассмотрим указанные  выше объединения более подробно.

    1. АСЕАН, АТЭС, СНГ

Ассоциация государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) — международная организация.

С 1996 г. Россия является полномасштабным  партнером по диалогу с АСЕАН, а также участницей Регионального  форума АСЕАН (АРФ), образованного в 1994 году (единственной на сегодняшний  день межправительственная структура  в АТР, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение проблематики, связанной с поддержанием безопасности и стабильности в этом районе мира. В настоящий момент Форум объединяет 22 страны региона: Австралию, Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Канаду, Китай, Лаос, Малайзию, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Республику Корея, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Японию, Индию, Мьянму, Монголию и КНДР, а также Евросоюз).

Высшим органом АСЕАН  являются встречи глав государств и  правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные  совещания министров иностранных  дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН  осуществляется Постоянным комитетом  под председательством министра иностранных дел страны - устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем.

В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации  ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений  стран АСЕАН служит Договор о  дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной  Азии (Балийский договор) 1976 года.

В экономической области  страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в  регионе ЮВА на базе Соглашения о  создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного  сотрудничества (АИКО).

 В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.

Зона свободной торговли АСЕАН представляет собой наиболее консолидированную экономическую  группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече  глав государств и правительств АСЕАН  в Сингапуре (1992 г.)1.

 Создавая зону свободной  торговли, члены Ассоциации ставили  цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.

 Главный инструмент  реализации идеи создания ЗСТ  - Соглашение об общем эффективном  преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное  странами АСЕАН на саммите  в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ  развивает основные положения  Соглашения о преференциальной  торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).

В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной  Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью  создания интегрированного блока, схожего  по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также  призыв к созданию к 2015 году единого  экономического сообщества в рамках АСЕАН.

Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество (АТЭС) — межгосударственный форум. Образован в 1989 году по инициативе Австралии. Начав свою деятельность в качестве неформальной группы по развитию диалога с ограниченным числом участников, АТЭС постепенно превратился в один из ведущих региональных механизмов координации усилий в торговой, инвестиционной и финансовой областях. К числу его основных целей относится поддержание динамичного роста АТР за счёт согласованных добровольных шагов по постепенной либерализации в этих сферах. Несмотря на формально сохраняющийся консультативный статус этого форума, решения которого носят рекомендательный характер, в рамках АТЭС фактически идет «обкатка» новых идей, касающихся правил ведения торговой и инвестиционной деятельности, предпринимаются попытки фиксации этих правил на «добровольной» основе.

В настоящее время АТЭС включает в себя все важнейшие  страны региона, в том числе наиболее динамично развивающиеся в последнее  десятилетие экономики мира. На АТЭС приходится около 19 293 млрд. долл. США  ВВП, 47,5 % объема внешней торговли и 40 % населения. Участниками АТЭС на данный момент являются Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг, Индонезия, Канада, КНР, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили, Япония (всего 21 экономика). Целями АТЭС, как это зафиксировано в его основополагающих документах (в частности, в Сеульской декларации 1991 года), являются поддержание устойчивого экономического роста и развития АТР в интересах населяющих его народов, обеспечение позитивного эффекта от растущей экономической взаимозависимости, включая поощрение обменов товарами, услугами, капиталом и технологиями, укрепление открытой многосторонней торговой системы, снижение барьеров в торговле товарами и услугами в соответствии с принципами ВТО. Важная роль в реализации этих целей отводится частному сектору.

На смену СССР пришло Содружество  Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических  структур, а с другой — предусматривает  организацию качественно новых  отношений между суверенными  государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших  сырьевых ресурсов конечной продукции  из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке  сбыта, оказалась глубоко интегрирована  в единый народнохозяйственный комплекс.

Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств2:

  • взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
  • технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;
  • единство применяемых технических стандартов;
  • единство сетей коммуникации;
  • факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
  • глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей — выходцев из других республик;
  • общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с международными экономическими организациями.

Несмотря на это, тенденции  к размежеванию функционирования СНГ  явно преобладают.

Факторы дезинтеграции стран  на постсоветском пространстве.

Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению  твердой валюты от экспорта; вынужденные  административные меры по защите собственного рынка.

Информация о работе Интеграционные объединения мира