Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:39, реферат
Интеграция мирохозяйственных связей, глобальный характер проблем мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.
Введение 3
Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ 4
1.1. Формы и этапы интеграционных объединений стран мира 4
1.2. АСЕАН, АТЭС, СНГ 6
Глава 2 . Международные экономические организации в структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация 12
2.1. Цели, принципы и виды международных экономических организаций 12
2.2. Классификация международных экономических организаций 13
Заключение 19
Список литературы 21
Введение 3
Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ 4
1.1. Формы и этапы интеграционных объединений стран мира 4
1.2. АСЕАН, АТЭС, СНГ 6
Глава 2 . Международные экономические организации в структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация 12
2.1. Цели, принципы
и виды международных
2.2. Классификация
международных экономических
Заключение 19
Список литературы 21
Интеграция мирохозяйственных связей, глобальный характер проблем мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.
В нашей работе рассмотрим
понятие, классификации и цели международных
экономических организаций, а также
особенности структуры и
Появление региональных экономических интеграционных объединений относится к середине XX в., а в настоящее время их насчитывается уже более 60.
Экономическая интеграция —
процесс экономического взаимодействия
стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму
Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
взаимопроникновением и переплетением национальных воспроизводственных процессов;
широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, НИОКР на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;
глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц, подчиненными стратегическим целям интеграции;
целенаправленным
региональностью пространственных масштабов интеграции, т.к. необходимые предпосылки первостепенно складываются между странами, где установились тесные хозяйственные связи.
Объединение в интеграционные группировки определялось рядом предпосылок:
близостью уровней экономического развития и степенью рыночной зрелости интегрирующихся стран; за редким исключением (НАФТА, АТЭС) межгосударственная интеграция развивается либо между промышленно развитыми, либо между развивающимися странами;
географической близостью
интегрирующихся стран, наличием в
большинстве случаев общей
общностью экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.;
демонстрационным эффектом — в странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные сдвиги, оказывающие определенное психологическое воздействие на другие страны;
«эффектом домино» — когда большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, и в результате также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Основными целями интеграции могут быть:
использование преимуществ экономии масштабов, которое обеспечивает расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек, прилив прямых иностранных инвестиций;
создание благоприятной внешнеполитической среды;
решение задач торговой политики. Интеграция рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО;
содействие структурной перестройке экономики;
поддержка молодых отраслей национальной промышленности, т.к. для них возникает более широкий региональный рынок.
Участие стран в интеграционных объединениях обеспечивает им ряд преимуществ в процессе экономического развития, наиболее значимые из которых:
более широкий доступ хозяйствующих
субъектов к различным
возможность производить продукцию в расчете на более емкий рынок;
возможность оперировать на более широком рыночном пространстве;
создание привилегированных условий для фирм стран-участниц, защита их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран;
совместное решение странами-
Далее рассмотрим указанные выше объединения более подробно.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — международная организация.
С 1996 г. Россия является полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН, а также участницей Регионального форума АСЕАН (АРФ), образованного в 1994 году (единственной на сегодняшний день межправительственная структура в АТР, в рамках которой на регулярной основе ведется обсуждение проблематики, связанной с поддержанием безопасности и стабильности в этом районе мира. В настоящий момент Форум объединяет 22 страны региона: Австралию, Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Канаду, Китай, Лаос, Малайзию, Новую Зеландию, Папуа-Новую Гвинею, Республику Корея, Россию, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Японию, Индию, Мьянму, Монголию и КНДР, а также Евросоюз).
Высшим органом АСЕАН
являются встречи глав государств и
правительств. Руководящим и координирующим
органом Ассоциации служат ежегодные
совещания министров
В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года.
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).
В соответствии с вариантом долгосрочной программы развития, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих политиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается достижение уровня интеграции еще более высокой, чем в Европейском союзе, - полное объединение государственной банковской сферы, объединение вооруженных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и т.п.
Зона свободной торговли
АСЕАН представляет собой наиболее
консолидированную
Создавая зону свободной
торговли, члены Ассоциации ставили
цель активизировать
Главный инструмент
реализации идеи создания ЗСТ
- Соглашение об общем
В начале января 2007 года лидеры Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) договорились начать разработку регионального устава с целью создания интегрированного блока, схожего по функциям с Евросоюзом. Создание подобного документа позволит странам-членам АСЕАН теснее сотрудничать в борьбе с терроризмом и другими видами преступности. В проекте заявления, итоговая версия которого была опубликована 14 января 2007 года, содержится также призыв к созданию к 2015 году единого экономического сообщества в рамках АСЕАН.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — межгосударственный форум. Образован в 1989 году по инициативе Австралии. Начав свою деятельность в качестве неформальной группы по развитию диалога с ограниченным числом участников, АТЭС постепенно превратился в один из ведущих региональных механизмов координации усилий в торговой, инвестиционной и финансовой областях. К числу его основных целей относится поддержание динамичного роста АТР за счёт согласованных добровольных шагов по постепенной либерализации в этих сферах. Несмотря на формально сохраняющийся консультативный статус этого форума, решения которого носят рекомендательный характер, в рамках АТЭС фактически идет «обкатка» новых идей, касающихся правил ведения торговой и инвестиционной деятельности, предпринимаются попытки фиксации этих правил на «добровольной» основе.
В настоящее время АТЭС
включает в себя все важнейшие
страны региона, в том числе наиболее
динамично развивающиеся в
На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.
Само Соглашение о создании
СНГ имеет двойную
Объективной основой создания
СНГ является система межреспубликанских
взаимосвязей, существовавшая в рамках
бывшего СССР. Каждая республика, находясь
в зависимости от поставок важнейших
сырьевых ресурсов конечной продукции
из других республик и, будучи заинтересованной
в емком постсоветском рынке
сбыта, оказалась глубоко
Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств2:
Несмотря на это, тенденции к размежеванию функционирования СНГ явно преобладают.
Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.
Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.