Интеграционные объединения мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:39, реферат

Описание

Интеграция мирохозяйственных связей, глобальный характер проблем мировой экономики, которые невозможно решить в рамках одного государства или одной национальной организации, способствовали возникновению такого институционального образования, как международные организации. Беспрецедентный рост их количества в XX в., особенно после Второй мировой войны, является индикатором нестабильности глобальной экономики. Поиск предсказуемости, относительной управляемости международными процессами, стремление предупредить кризисы и прямое столкновение интересов — вот общие цели всех международных организаций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Интеграционные объединения мира: АСЕАН, АТЭС, СНГ 4
1.1. Формы и этапы интеграционных объединений стран мира 4
1.2. АСЕАН, АТЭС, СНГ 6
Глава 2 . Международные экономические организации в структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация 12
2.1. Цели, принципы и виды международных экономических организаций 12
2.2. Классификация международных экономических организаций 13
Заключение 19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Интеграционные объединеия мира.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

Системные факторы, отражающие существенные свойства прежней системы  экономических отношений бывших союзных республик в составе  единого народнохозяйственного  комплекса, цементировавших былую  экономическую интеграцию, но в новых  условиях осложняющих хозяйственные  связи и несущих в себе дезинтеграционный  потенциал.

Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран СНГ3:

  • несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;
  • низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;
  • отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;
  • потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

Институциональные факторы, определяющие методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и  его основных черт: различия реформационной социально-экономической политики; различия национальных хозяйственных  механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, таможенного регулирования  внешнеэкономической деятельности, степени прямого государственного управления экономикой.

За полтора десятка  лет органами СНГ было принято  большое количество совместных решений  в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без  чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический  характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут  только в отдельных частях этих соглашений.

Главное препятствие для  успешной интеграции заключается в  отсутствии ее согласованной цели и  последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.

Тем не менее, несмотря на все  трудности, сомнения и критику, организация  сохранила свое существование, поскольку  она нужна большинству стран  — членов СНГ.

 

Глава 2 . Международные экономические организации  в структуре мирового хозяйства. Цели, принципы, классификация

2.1. Цели, принципы и виды международных экономических организаций

Усиление интернационализации  хозяйственной жизни, усложнение характера  вопросов, подлежащих решению в повседневной международной хозяйственной жизни, обусловливает  необходимость  их оперативного  решения при   помощи институционального, постоянно  действующего механизма. Таким механизмом и призваны быть международные экономические организации.

Все  международные экономические  организации  обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные),  участниками  которых являются непосредственно  государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения  производителей, компании и фирмы, научные   общества и   другие организации.

Под  международными правительственными экономическими организациями  здесь  понимаются  международные  организации,  членами которых    являются    государства  и  которые    учреждены    на  основе соответствующих  договоров  для  выполнения  определенных  целей.  Эти организации имеют  систему постоянно действующих  органов и обладают международной  правосубъектностью (способностью   иметь права/обязанности   или   приобретать их   посредством   своих   действий, например, права на заключение договоров, на привилегии,  иммунитета и т.д.). К таковым относятся: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций  по  промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и др. 

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС)  от 27 февраля 1950 г. содержится следующее  определение международных неправительственных организаций: “Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией”. Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние  на  политику государств и международных правительственных экономических  организаций. В  настоящее время  количество международных неправительственных организаций превысило 7000. 

2.2. Классификация международных экономических организаций

Возможны различные классификации  этих  организаций.  В современных  условиях целесообразно выделять следующие  их виды:

1. Межгосударственные универсальные  организации, цель и предмет  деятельности  которых  представляют  интерес  для  всех  государств  мира. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, включающая Организацию Объединенных Наций (главные органы: Генеральная  Ассамблея, Совет  Безопасности,  Экономический  и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат) и специализированные  учреждения  ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими  организациями.   Среди   них можно выделить Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию  развития  (МАР),  а также Всемирную торговую  организацию (ВТО)  и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

2. Межгосударственные  организации  регионального и межрегионального  характера, которые создаются государствами  для решения  различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером  организаций  первого типа  служит Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Данные организации  также  могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

3.  Международные  экономические   организации,  функционирующие в   отдельных  сегментах  мирового  рынка. В  этом случае они  чаще всего выступают  в   форме  товарных  организаций  (соглашений),  объединяющих широкий  или узкий круг стран. Поэтому  в международные экономические  организации часто включают Организацию  стран  —  экспортеров   нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное  соглашение по олову (1956 г.), Международные  соглашения по какао (периодически  заключаемые с начала 70-х  гг.), Международные соглашения по  кофе (заключаемые с начала 60-х   гг.), Международное соглашение  по  текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.). 

4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа “семерки” (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая “погода” на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее  актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения.

Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных  экономических организаций. Как  известно, Россия приняла участие  в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как  член “большой восьмерки”. К этому  виду организаций также следует  отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий  на межбанковском уровне). 

5. Различные торгово-экономические,  валютно-финансовые и кредитные,  отраслевые или специализированные  экономические и научно- технические организации.

В качестве носителей международной  экономической деятельности наибольшее значение имеют Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции  и развития.  Последний вместе с созданными им дочерними организациями (Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития ( MAP ) и др.) образует группу Мирового банка (МБ), или Всемирного банка.

Рассмотрим наиболее крупные  и влиятельные международные  экономические организации.

МВФ и МБРР были созданы  в 1944 г. как специализированные координационные  валютные органы. Их деятельность в  определенной мере взаимосвязана. Членство в МБ невозможно без участия в  МВФ.

МВФ  по своим целям  изначально должен был содействовать  развитию международной торговли путем  устранения ограничений по международным  текущим операциям и введения обратимости валют. В этой связи  фонд оказывал финансовую помощь для  устранения дефицитов платежных  балансов и обеспечения устойчивости валютных курсов.

В 80— 90-е годы Фонд превратился  в крупный финансовый центр. Основное место в его деятельности стало  занимать кредитование, направленное на цели экономического развития и  структурной перестройки хозяйства. МВФ стал преимущественно предоставлять  кредиты на осуществление конкретных экономических программ. Финансирование программ экономического развития практически  превратило его в международный  банк Средства на осуществление экономических  программ и регулирование валютной сферы образуются за счет взносов стран-членов на основе определенных квот и за счет займов на частных рынках ссудного капитала.

Со второй половины 80-х  годов объектом воздействия МВФ  выступают только развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой. Развитые страны перестали пользоваться кредитами МВФ.

Мировой банк, являясь признанным субъектом мирового хозяйства, выступает  крупнейшим инвестиционным учреждением. В последние десятилетия он осуществляет кредитование конкретных проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Кредиты Мирового банка покрывают в основном около 30% общей стоимости проектов. Основную часть расходов несет страна-заемщик. За более чем полувековую деятельность Банк выдал кредиты на сумму свыше 300 млрд долл. Его деятельность координировалась МВФ.

Дочерние учреждения МБ специализируются на выполнении особых задач. МФК оказывает  содействие росту частного сектора  развивающихся стран, a MAP — помощь беднейшим странам на льготных условиях.

ООН – Организация Объединенных Наций, создана в 1945г. Система ООН  состоит из Объединенных Наций с  ее главными и вспомогательными органами, 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Цели ООН:

- поддержание международного  мира и безопасности путем  принятия эффективных коллективных  мер и мирного урегулирования  споров;

- развитие дружественных  отношений между нациями на  основе уважения принципов равноправия  и самоопределения народов;

-  обеспечение международного  сотрудничества по разрешению  международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем  и поощрение к правам человека.

ВТО – Всемирная Торговая Организация. Начала действовать с 01.01.1995г., является преемницей действовавшего с 1947г. Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ). ВТО является единственной правовой и институциональной основой  всемирной торговой организации. Основополагающими  принципами ВТО являются:

- предоставление режима  наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление  национального режима товарам  и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли  преимущественно тарифными методами;

-  отказ от использования  количественных ограничений;

- содействие справедливой  конкуренции;

- разрешение торговых  споров путем консультаций.

Группа Всемирного Банка. Всемирный Банк – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее  из 5 тесно связанных между собой  институтов, общей целью которых  является повышение уровня жизни  в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран.

1. МБРР (Международный банк  реконструкции и развития) основан  в 1945г., цель: предоставление кредитов  относительно богатым развивающимся  странам.

2. МАР (Международная ассоциация  развития) основана в 1960г., цель: предоставление  льготных кредитов беднейшим  развивающимся странам.

3. МФК (Международная финансовая  корпорация) создана в 1956г., цель: содействие экономическому росту  в развивающихся странах путем  оказания поддержки частному  сектору.

Информация о работе Интеграционные объединения мира