Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: изучить и охарактеризовать интеграционные процессы в мировой экономике.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
Рассмотреть сущность и формы международной экономической интеграции;
Показать принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза;
Охарактеризовать Североамериканскую модель интеграции (НАФТА);
Рассмотреть организацию Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);
Выявить интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира;
Охарактеризовать интеграционные процессы в рамках СНГ.
Введение
Сущность и формы международной экономической интеграции.
Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Организация Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира.
Интеграционные процессы в рамках СНГ.
Заключение
Список использованных источников
Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил последовательность мероприятий для достижения этой цели:
- отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;
- введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;
- свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;
- проведение общей аграрной и транспортной политики,
- создание условий конкуренции внутри сообщества;
-координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; -выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.
Происходит формирование таможенного союза (1968 - 1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984 -1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика".
Далее создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.
В 1991 г. подписано
Соглашение о создании Единого Европейского
экономического пространства (ЕЭП) между
ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о
ЕЭП предусматривается
С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати.
Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:
- Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
- Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
- Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
- Суд (соблюдение закона);
- Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
- Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);
- Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);
- Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);
- Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);
- Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).
В настоящее время участниками ЕС являются государства Западной Европы с населением 325 млн. чел., ВНП в 4414 млрд. долл. (40% стран ОЭСР) и ВНП на душу населения - 13594 долл.
Основные трудности ЕС сосредоточены в финансовой сфере. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны -члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего вносят в бюджет ЕС больше финансовых средств, чем получают оттуда, и наоборот.
Еще большие трудности сопряжены с нынешним состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран - членов ЕС доля безработных в самодеятельном населении составляет 10-12%, что создает огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице.
Таким образом, по меньшей мере на первых порах расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых демократий и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна из стран - членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами.
3. Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (ЕС):создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.
До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время ни Канада, ни тем более Мексика не были готовы войти вместе с США в состав участников одного и того же интеграционного объединения.
Тем не менее в 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок.
Заключение Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство.
Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:
- географической
близостью стран-участниц и
-тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;
- растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;
- усилением
позиций ЕС, Японии и новых
индустриальных стран на
Соглашение
о НАФТА можно считать
Внутри
НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС,
есть только один центр экономической
силы – США, чья экономика в
несколько раз превосходит
Центральным
организационным институтом НАФТА
является Комиссия по свободной торговле
на уровне министров торговли, которая
следит за выполнением соглашения и
оказывает содействие разрешению споров,
возникающих при его
Участники
НАФТА не намерены трансформировать
его, как это было в ЕС, в таможенный
союз. Это объясняется тем, что 70%
внешней торговли США приходится
на страны за пределами НАФТА, поэтому
Соединенные Штаты хотят
Цели НАФТА:
- устранение
таможенных и паспортных
- создание
и поддержание условия для
справедливой конкуренции в
- привлечение
инвестиций в страны-члены
- обеспечение
должной и эффективной защиты
и охраны прав
- создание
действенных механизмов
- создание
базы для будущей
- создание
единого континентального
В настоящее время эффективность действия Соглашения отмечается в следующем: рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте.
Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика Канады весьма тесно и давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике Канады.
Создание
столь значительного торгово-
4.Организация Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.
АТЭС образовано как свободный консультативный форум без какой-либо жёсткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.
Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.
Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики.
В 1998г. одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.
АТЭС, как экономическое объединение, создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры.
В 1994г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима.
Сохраняя
консультативный статус, АТЭС фактически
превращается в достаточно эффективный
механизм, в рамках которого вырабатываются
и реализуются региональные правила
ведения торгово-экономической, научно-
технической и инвестиционной деятельности,
а также международного бизнеса.
В рамках АТЭС ведется работа по
расширению экономического и технологического
сотрудничества путем принятия индивидуальных
планов действий, изучаются возможности
применения новых электронно-
Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике