Интеграционные процессы в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы: изучить и охарактеризовать интеграционные процессы в мировой экономике.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
Рассмотреть сущность и формы международной экономической интеграции;
Показать принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза;
Охарактеризовать Североамериканскую модель интеграции (НАФТА);
Рассмотреть организацию Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);
Выявить интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира;
Охарактеризовать интеграционные процессы в рамках СНГ.

Содержание

Введение
Сущность и формы международной экономической интеграции.
Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Организация Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира.
Интеграционные процессы в рамках СНГ.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Контрольная 05.08.201.docx

— 49.29 Кб (Скачать документ)

Возникновение ЕЭС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение  экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕЭС определил  последовательность мероприятий для  достижения этой цели:

- отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества;

- введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран;

- свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕЭС и свободная торговля услугами между странами-участницами;

- проведение общей аграрной и транспортной политики,

- создание условий конкуренции внутри сообщества;

-координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; -выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка.

Происходит  формирование таможенного союза (1968 - 1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984 -1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика".

Далее создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

В 1991 г. подписано  Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между  ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о  ЕЭП предусматривается свободное  движение товаров, услуг, капиталов  и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

С 1 января 1994 года на основе Маастрихтского договора (1992 г.) ЕЭС стало называться ЕС. После  первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995 гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати.

Механизм  функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе  управления, в которую входят как межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования.

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою конкретную роль:

- Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

- Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

- Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

- Суд (соблюдение закона);

- Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной  системы:

- Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения организованного гражданского общества по экономическим и социальным вопросам);

- Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по региональной политике, окружающей среде и образованию);

- Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС);

- Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования государственных и частных долгосрочных инвестиций);

- Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные операции).

В настоящее  время участниками ЕС являются государства  Западной Европы с населением 325 млн. чел., ВНП в 4414 млрд. долл. (40% стран  ОЭСР) и ВНП на душу населения - 13594 долл.

Основные  трудности ЕС сосредоточены в финансовой сфере. Весь механизм ЕС с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых, недопущение новых проявлений "экономической дивергенции", или, напротив, на обеспечение "экономической конвергенции". Поэтому все страны -члены ЕС с показателем ВВП на душу населения выше среднего вносят в бюджет ЕС больше финансовых средств, чем получают оттуда, и наоборот.

Еще большие  трудности сопряжены с нынешним состоянием рынка труда ЕС. В большинстве  стран - членов ЕС доля безработных  в самодеятельном населении составляет 10-12%, что создает огромные проблемы в финансировании фондов страхования по безработице.

Таким образом, по меньшей мере на первых порах  расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако политически  расширение ЕС, безусловно, привело  бы к укреплению молодых демократий и общей стабилизации положения  на континенте. Ни одна из стран - членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ страны с нестабильными режимами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Североамериканская модель интеграции (НАФТА).

Североамериканская  зона свободной торговли (НАФТА) —  соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (ЕС):создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

До конца 80-х годов ХХ столетия США не испытывали необходимости в заключении соглашений с какими-либо странами. В то же время  ни Канада, ни тем более Мексика  не были готовы войти вместе с США  в состав участников одного и того же интеграционного объединения.

Тем не менее  в 1985г. начались переговоры о заключении двустороннего американо-канадского соглашения о свободной торговле, которое было подписано в 1988 г. Соглашение предусматривало либерализацию в течение десятилетнего периода взаимной торговли товарами и услугами, урегулирование возникающих между государствами споров, обеспечение широкого доступа американского бизнеса на канадский рынок.

Заключение  Соглашения благоприятно отразилось на таких отраслях американской экономики, как автомобилестроение, полиграфическая промышленность, сельское хозяйство.

Соглашение  о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о свободной торговле между США и Канадой (CUSFTA) 1988 г.

Создание  зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом  факторов:

- географической  близостью стран-участниц и элементами  взаимодополняемости структур национальных  экономик;

-тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием;

- растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

- усилением  позиций ЕС, Японии и новых  индустриальных стран на мировом  рынке.

Соглашение  о НАФТА можно считать принципиально  новым этапом в процессе либерализации  торговли товарами и услугами, а  также инвестиций между США, Канадой  и Мексикой. Впервые государство  “третьего мира” добровольно  объединилось с двумя высокоразвитыми  странами.

Внутри  НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической  силы – США, чья экономика в  несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер  легко может навязать свои решения  более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных  конфликтов (партнеры США могут оказаться  недовольными своим подчиненным  положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и  Мексика тесно интегрированы  с США, но не друг с другом.

Центральным организационным институтом НАФТА  является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая  следит за выполнением соглашения и  оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации. Она контролирует деятельность 30 комитетов  и рабочих групп.

Участники НАФТА не намерены трансформировать его, как это было в ЕС, в таможенный союз. Это объясняется тем, что 70% внешней торговли США приходится на страны за пределами НАФТА, поэтому  Соединенные Штаты хотят сохранить  свободу своей внешнеэкономической  политики.

Цели  НАФТА:

- устранение  таможенных и паспортных барьеров  и стимулирование движения товаров  и услуг между странами-участницами  соглашения;

- создание  и поддержание условия для  справедливой конкуренции в зоне  свободной торговли;

- привлечение  инвестиций в страны-члены соглашения;

- обеспечение  должной и эффективной защиты  и охраны прав интеллектуальной  собственности;

- создание  действенных механизмов внедрения  и использования Соглашения, совместного  решения споров и управления;

- создание  базы для будущей трёхсторонней,  региональной и международной  кооперации в целях расширения  и улучшения Соглашения;

- создание  единого континентального рынка.

В настоящее  время эффективность действия Соглашения отмечается в следующем: рост экспорта и импорта в сфере торговли, в первую очередь между США и Мексикой, происходит увеличение занятости и уровня доходов населения США, наблюдается рост производительности труда. Кроме того, происходит перенос части бизнеса с территории США в Мексику, при одновременной миграции населения из Мексики в США. Все это возможно объяснить в определенной мере положительным воздействием образования НАФТА на международное экономическое сотрудничество на северо-американском континенте.

Что касается влияния НАФТА на экономику Канады, то пока рано говорить о его воздействии. Это вызвано тем, что экономика  Канады весьма тесно и давно привязана  к экономике США. Мексика же играет пока незначительную роль в экономике  Канады.

Создание  столь значительного торгово-экономического блока не могло не сказаться на настроениях деловых кругов в  остальных странах западного  полушария. Не случайно вскоре после  создания интеграционного объединения  НАФТА желание присоединиться к  нему изъявили некоторые страны Южной  Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Организация  Азиатско - Тихоокеанского экономического  сотрудничества (АТЭС).

Организация образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии.

АТЭС  образовано как свободный консультативный  форум без какой-либо жёсткой  организационной структуры или  крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный  в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников.

Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные  совещания на уровне министров. С 1993г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большой периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики.

Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет  по торговле и инвестициям, экономический  комитет, административно-бюджетный  комитет) и 11 рабочих групп по различным  отраслям экономики.

В 1998г. одновременно с приемом в АТЭС трёх новых членов — России, Вьетнама и Перу — введён 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявления на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия.

АТЭС, как  экономическое объединение, создано государствами, сильно различающимися между собой условиями и уровнями хозяйственного развития, структурами экономик, традициями, идеологией и даже психологией людей. Однако промышленно развитие и развивающиеся страны сотрудничают здесь как равноправные партнеры.

В 1994г. в качестве стратегической цели объявлено создание к 2020г. в АТР системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима.

Сохраняя  консультативный статус, АТЭС фактически превращается в достаточно эффективный  механизм, в рамках которого вырабатываются и реализуются региональные правила  ведения торгово-экономической, научно- технической и инвестиционной деятельности, а также международного бизнеса. В рамках АТЭС ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий, изучаются возможности  применения новых электронно-вычислительных технологий и обеспечения их доступности  для всех стран региона, а также  развития человеческого потенциала, внедрения новейших методов корпоративного управления в международный бизнес.

Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике