Интеграционные процессы в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:08, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы: изучить и охарактеризовать интеграционные процессы в мировой экономике.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
Рассмотреть сущность и формы международной экономической интеграции;
Показать принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза;
Охарактеризовать Североамериканскую модель интеграции (НАФТА);
Рассмотреть организацию Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);
Выявить интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира;
Охарактеризовать интеграционные процессы в рамках СНГ.

Содержание

Введение
Сущность и формы международной экономической интеграции.
Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
Североамериканская модель интеграции (НАФТА).
Организация Азиатско - Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира.
Интеграционные процессы в рамках СНГ.
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Контрольная 05.08.201.docx

— 49.29 Кб (Скачать документ)

Россия  заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского моста и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

В настоящее  время регулярным стало участие российских представителей в отраслевых министерских встречах по вопросам торговли, финансов, малого и среднего предпринимательства, образования, в заседаниях комитетов и рабочих групп, различного рода конференциях, выставках, семинарах. Российские специалисты и бизнесмены участвуют в работе делового консультативного совета АТЭС. Регулярно проводятся научно-практические конференции на тему участия российских предприятий и компаний в международном деловом сотрудничестве по линии АТЭС.

 

 

 

 

 

5. Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира.

Интеграция  в Латинской Америке привела  к созданию в 1960 г. Латино–Американской  ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), в которую вошли Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор. Эта организация  предусматривала либерализацию  взаимной торговли, установление таможенных барьеров в отношении третьих  стран, увеличение внутреннего товарооборота. Согласно договору Монтевидео – II, подписанному в 1980 г., ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ), в которую помимо вышеназванных стран вошел Уругвай.

В 1995г. создан интеграционный союз государств на основе Асунсьонского договора, подписанного в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, Уругваем в целях создания Зоны свободной торговли и Таможенного союза. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырех стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений. В результате действий Договора взаимный товарооборот стран МЕРКОСУР увеличился с 3,5 млрд.долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 г.

Благодаря созданию МЕРКОСУР усилилось взаимодействие с другими интеграционными объединениями (например, с ЕС в 1995 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве), увеличилась инвестиционная активность как между участниками Соглашения, так и третьих стран. Кроме того, подписано предварительное соглашение о создании зоны свободной торговли между МЕРКОСУР и Сообществом развития Южной Африки.

В связи  с этим не случайно участие латиноамериканских государств в формировании Американской зоны свободной торговли (АЗСТ). О  создании АЗСТ было объявлено в декабре 1994 г. Результатом переговоров в Майами на встрече глав-государств и правительств 34 стран западного полушария явилась договоренность о подписании Соглашения по АЗСТ 1 января 2005 г. и выступлении последнего в силу до 1 января 2006 г. В случае успешного создания Американской зоны свободной торговли будет образовано одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, которое займет ведущую позицию в международных экономических отношениях, откроет единое экономическое пространство от Канады до Аргентины для глобального распространения международного бизнеса.

Начиная с 80-х годов ХХ в. Азиатско-Тихоокеанский  регион (АТР) привлекает к себе большое  внимание международного бизнеса как  зона динамичного экономического роста. В АТР сложился "азиатский четырехугольник": Япония - Китай - новые индустриальные страны (НИС) – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

АСЕАН создана в 1967г. и на протяжении 30 лет успешно действует в регионе Восточной Азии. В эту группировку входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Филиппины, Таиланд.

Основные  цели деятельности АСЕАН:

-содействовать развитию сотрудничества в экономической, социальной и культурной областях;

-развивать сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и связи для повышения уровня жизни населения;

-взаимодействовать в сфере науки и образования;

-развивать сотрудничество с международными и региональными организациями.

За время  своего существования АСЕАН зарекомендовала  себя как зрелая политическая организация. Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необходимыми сырьевыми  и трудовыми ресурсами при  иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Восточной  Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов экономического развития, например за счет региональной интеграции в рамках АСЕАН, которая  пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое, единое экономическое  пространство для плодотворного  международного бизнеса.

 

6. Интеграционные процессы в рамках СНГ.

В настоящее  время Россия является участницей процессов  международной экономической интеграции, которые происходят на территории бывшего  СССР.

В связи  с административным распадом СССР распалось  и единое экономическое пространство, которое раньше существовало на его  территории. Новые независимые государства  ввели свою валюту, стали формировать  свои законодательные нормы, закрыли  граница для перемещения на свою территорию товаров, рабочей силы, капиталов  из соседних республик. Руководители вновь  созданных государств стремились проявить как можно больше самостоятельности  в вопросах формирования экономической  политики, считая что смогут добиться более успешного развития своих  государств.

Однако  практика показала, что успешность экономического развития в значительной степени связана с развитием  международных экономических отношений, позволяющих использовать преимущества международного разделения труда.

Содружество Независимых Государств – это  попытка реинтеграции бывших советских  республик на условиях рыночной экономики. Но нельзя сказать, чтобы этот процесс  уже дал какие-то ощутимые результаты. В настоящее время он проходит в основном на уровне создания политических и функциональных органов и выработки  законодательной базы, которая способствовала бы расширению экономических связей республик в рамках СНГ.

Существуют  политические органы СНГ - Совет глав государств (СГГ) и Совет глав Правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами государств- участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти и экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ – два. Также сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество, это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

К началу ХХI в. СНГ не удалось кардинально  решить многие жизненно важные задачи, в том числе организацию качественно  новых экономических отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение общего экономического пространства.

При эффективном  развитии интеграции в рамках СНГ  международный бизнес может способствовать более быстрому и безболезненному  преодолению экономического кризиса, а также завоеванию СНГ достойного места в мировом сообществе и  мировой экономике.

В октябре 2000 г. президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является не только формой правового и организационного оформления объединения пяти государств, но и основой перевода их межгосударственного сотрудничества на новый уровень. Целями ЕврАзЭС провозглашены: эффективное продвижение процесса укрепления таможенного союза и единого экономического пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах.

Организационно-правовое оформление экономического объединения пяти государств–участников СНГ полностью вписывается в концепцию разноскоростной и разноуровневой интеграции и ни в коей мере не противоречит перспективам развития сотрудничества в рамках СНГ. Более того, в ЕврАзЭС будут проходить апробацию формы и методы экономического взаимодействия, которые затем можно будет применять и на более широкой основе.

Развитие  интеграционных процессов в СНГ  отражает внутренние политические и  социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре  экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень  социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

 

 

 

 

 

Заключение

В завершении анализа интеграционных процессов  в мировой экономике, сделаем  краткие выводы.

Интеграция  – это прежде всего межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального  хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности  региона в целом. Этот процесс, освобождающий  движение товаров, услуг, капиталов  и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего  рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни  в странах данного интеграционного  объединения.

Международная экономическая интеграция в своём  развитии проходит ряд ступеней: зону свободной торговли (ЗСТ); таможенный союз, (ТС); единый рынок (ЕР); экономический  союз (ЭС); полная экономическая интеграция.

У всех ступеней интеграции есть общая характерная  особенность. Она состоит в том, что между странами, вступившими  в тот или иной вид интеграции, устраняются определенные экономические  барьеры; в то же время каждая ступень  имеет специфические черты.

В промышленно  развитых странах интеграционные процессы получили наибольшее развитие в Западной Европе (Европейский Союз) и в  Северной Америке (Североамериканская ассоциация свободной торговли - НАФТА).

Интеграционный  процесс по своей природе объективен. Его главной целью является установление при активном содействии со стороны государств-участников устойчивых всесторонних торгово-экономических связей между национальными хозяйствами двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.

Таким образом, мировые экономические взаимоотношения, проявляющиеся в международном  переплетении капитала, разделении труда, интеграции, привели к усилению взаимосвязей хозяйств различных стран.

Список использованных источников:                                                                           

  1. Международная экономическая интеграция. /Харламова В.Н./ Учебное пособие. М., Анкил,- 2002г.
  2. Мировая экономика: Учебное пособие. /Абрамов В.Л. /– 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005г. – 320 с.
  3. Мировая экономика / Под ред. Л. Тарасевича. – С-Пб.: Питер 2001г.
  4. Мировая экономика и международный бизнес: учебник /кол.авт;под общ.ред д-ра экон. Наук., проф. В.В. Полякова и д-ра экон. Наук, проф. Р.К. Щенина. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2006. – 656 с.
  5. Мировая экономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – 3-е изд., перераб. и доп.–М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. – 510 с.
  6. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. / Л.Вардомский. - М.: АРКТИ, 2002.
  7. Международные экономические отношения: учебник для вузов. /Семенов К.А./  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г. – 544 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Интеграционные процессы в мировой экономике