Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа
Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМИКА»
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
По дисциплине: Методы социально-экономических исследований
На тему: Интернет как инструмент социологического исследования.
Оглавление
Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.
А вскоре очень остро встала проблема наполнения российских структур Интернета серьезной научной информацией по всем направлениям, в частности - по социологии.
Развитие социологии
немыслимо без взаимодействия исследователей
и обмена научной информацией. Сегодня
глобальная компьютерная сеть Интернет
предоставляет возможность
Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни. В последние годы достоинства новых информационных технологий все активнее используются при организации и проведении социологических исследований. Появилась возможность компьютеризации практически всех этапов исследования, начиная с составления программы исследования и заканчивая формированием выходного документа, что позволяет значительно облегчить труд исследователя. Новые информационные технологии освобождают социолога от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на организацию исследования, обработку и анализ данных.
Существование Интернета и WWW (World Wide Web) открыло новые горизонты для социологических исследований. К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Появилась возможность гораздо легче изучить многочисленные народы мира, отдельные социальные группы и сообщества, преодолевая государственные границы и любые географические расстояния. Интернет дал социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам мирового сообщества. С помощью современных компьютерных технологий собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру.
Интернет, как глобальная телекоммуникационная сеть, первоначально охватила большинство западных стран, но в настоящее время быстро распространяется по всему земному шару. Число людей, которые имеют доступ к Интернет растет непрерывно. Это означает, что количество участников предполагаемых опросов увеличивается с каждым днем. В развитых странах - США, Канада, отдельные страны Западной Европы, аудитория Интернет достаточно многочисленна и соответствует демографии всего населения. Именно в этих странах впервые были проведены исследования через Интернет, как беспрецедентный инструмент для сбора данных.
Прежде всего, Интернет привлек исследователей своей доступностью к большому количеству респондентов в кратчайшие сроки и с минимальными денежными затратами. Интернет – это безграничная и постоянно увеличивающаяся среда доступа к объектам исследования (1). Технологии организации и проведения сетевых (online) исследований стремительно развиваются. Первоначально, в Интернет были перенесены самые совершенные из обычных (традиционных) техник социологического исследования. Оnline-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. На данный момент, использование новых видов online-техник стремительно увеличивается. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, что обусловлено созданием Web-узлов розничными торговыми фирмами. С появлением Интернета, маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих научных исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции. Прежде всего, именно маркетинговые опросы стали привычной интерактивной коммуникацией для современного зарубежного Интрнет-пользователя. На протяжении последних лет 20-го столетия они повсеместно проводятся в зарубежной части Интернета (2). Техника и методика проведения этих исследований постоянно совершенствуются, а программное обеспечение для сбора данных – усложняется. В начале 90-х годов Интернет был очень ограничен в плане инструментальных средств, использовавшихся для создания программ для online-опросов. Современные исследователи менее ограничены недостатками компьютерных технологий и могут сконцентрировать внимание на более значимых функциях: исследовательское проектирование и анализ результатов. Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент, в технологии online-опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бютжетом.
Идея использования сетевых технологий для социологических исследований появилась с момента осознания факта о том, что Интернетом пользуются те же самые реальные люди, которых мы опрашиваем традиционными методами. Одним из самых главных мотивов приобщения к миру Интернет у обычного человека – доступ к информации на различные темы. Это дало возможность исследователям обратиться к большому количеству людей с различными интересами тратя при этом минимум времени и денег, а так же, возможность оперативно исследовать быстротекущие проблемы и проблемы сензитивного характера.
В зарубежной практике существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований:
•
Рассылка анкет по Электронной почте (E-mail-рассылка)
•
Размещение текстовых анкет в Группах новостей (newgroups)
•
Интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards)
•
Web-страница (Акета в формате HTML)
•
Стандартный Web-опросник
•
Самозагружающийся опросник
•
Online фокус-группы
Самые ранние социологические исследования проводились с помощью электронной почты (3). Электронная почта является одним из самых старых и самых распостраненных сервисов Интрент. Она появилась задолго до появления сервиса WWW, и есть практически у всех пользователей Сети. До сих пор этот метод является наиболее простым и универсальным, особенно, для пользователя. Эта техника исследования практически мало чем отличается от традиционной техники опросов, проводимых с помощью карандаша и бумаги. Анкеты в виде текстов рассылались респондентам в электронных письмах. Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно 20-25 вопросов. Для рассылки писем с текстами анкет (опросников), используются списки e-mail- адресов, которые формируются различными методами. Ранние e-mail-опросы не имели программ автоматизированного накопления данных, поэтому, исследователю приходилось вручную обрабатывать полученные письма с заполненными анкетами. Современные e-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программ переводить обработку результатов на полуавтомат при получении заполненных анкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступать min в день рассылки, max – через 3 дня, возможна повторная рассылка писем-напоминаний, примерно через неделю (4). Подобно традиционному почтовому опросу для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. В e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты, респонденты могут менять свои ответы в любом пункте опросника, иногда изменяют формулировку вопроса. Наиболее важное достоинство email-опросов - предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных (5). С помощью e-mail можно опросить огромное количество респондентов - каждый пользователь email имеет свой адрес, а значит потенциально может учавствовать в email-опросах. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой может создать и разослать вопросник и проанализировать полученные данные. Тем не мене, поскольку анкета в email-опросе ограничивается плоским текстовым форматом, исследователь не может отслеживать логику пропусков, слуайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки для рассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. Одна из них – America On-Line, крупнейший интрнет-провайдер в США. Его услугами пользуются более 20 млн. человек. Для сохранения конфиденциальности информации о респондентах, рассылка делается силами подобной компании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило, оставляют их при регистрации, в списках newgroups, в дискусионных листах. Более ранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных email-адресов специализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований, которое было предпринято по заказу компании Henley Centre в Великобритании в 1995 году списки email-адресов приобреталась в редакции журнала “Internet” и включали как подписчиков этого журнала, так и адреса других лиц, которые взаимодействовали с этим журналом в текущем году (4). Используются также автономные методы привлечения респондентов – обычная почта и телефон. Но, все же, еmail-опросы идеально подходят для локальных online-исследований: исследования в пределах конкретного учреждения с закрытым кругом участников; исследования в странах, которые имеют не полную инфраструктуру Интрнет (6).
У современных пользователей простые email-опросы не вызывают особого интереса (3). При выяснении приоритетных методик online-исследований перед участием в очередном опросе, респонденты поставили email-опросы на последнее место. Они объяснили, что чрезмерно простото и скучно заполнять обычные текстовые анкеты и отсылать их по e-mail. Поэтому, в современные online-исследованиях, электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.
Далее, для размещения
текстов анкет стали
Проведение опросов
в Интрнет–форумах или
Более поздняя технология - сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты размещаются поочередно как и на традиционной бумажной анкете и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно «прокручивает» экран монитора, концентрируя при этом внимание и находясь в определенном напряжении. “Плоская” Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста ответов на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (CGI), который считывает данные в базу и позволяет их автоматически обрабатывать. В зависимости от инструкций в коде скрипта (CGI), ответы участников могут непосредственно быть записаны в базу данных, или пересланны на определенный адрес электронной почты в реальном времени, (возможна комбинация обеих процедур (6). Преимущества Web-страниц могут превратится в недостатки исследователя, т. к. их создание требует определеных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц появились сравнительно недавно.
Опрос, при помощи Web-страницы интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных), Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных собранных через Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда (114). Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике – минимальная. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться путем случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителями Web-сайтов. Эта методика подходит для регистрации пользователей и поверхностных исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т. д.) Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний–производителей определенных потребительских товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, а суть вопросов анкеты не вызывает у посетителя сайта никаких предубеждений для подачи ответов.
Информация о работе Интернет как инструмент социологического исследования