Интернет как инструмент социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.

Работа состоит из  1 файл

kev.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМИКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я   Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: Методы социально-экономических исследований

 

На тему: Интернет как инструмент социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Современные компьютеры активно используются исследователями  как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.

А вскоре очень остро  встала проблема наполнения российских структур Интернета серьезной научной  информацией по всем направлениям, в частности - по социологии.

Развитие социологии немыслимо без взаимодействия исследователей и обмена научной информацией. Сегодня  глобальная компьютерная сеть Интернет предоставляет возможность непосредственного, практически ежедневного профессионального  общения между исследователями, обращения к научной информации и обмена информацией. Информационные сети и компьютерное взаимодействие, конечно, не могут заменить непосредственного "живого" общения ученых, но могут значительно способствовать повышению его эффективности.

Изучение и обладание  навыками использования Интернет ресурсами  актуально для социолога в  наши дни. В последние годы достоинства  новых информационных технологий все  активнее используются при организации  и проведении социологических исследований. Появилась возможность компьютеризации практически всех этапов исследования, начиная с составления программы исследования и заканчивая формированием выходного документа, что позволяет значительно облегчить труд исследователя. Новые информационные технологии освобождают социолога от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на организацию исследования, обработку и анализ данных.

 

Интернет как инструмент социологического исследования

 

Существование Интернета  и WWW (World Wide Web) открыло новые горизонты для социологических исследований. К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Появилась возможность гораздо легче изучить многочисленные народы мира, отдельные социальные группы и сообщества, преодолевая государственные границы и любые географические расстояния. Интернет дал социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам мирового сообщества. С помощью современных компьютерных технологий собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру.

 

Интернет, как глобальная телекоммуникационная сеть, первоначально  охватила большинство западных стран, но в настоящее время быстро распространяется по всему земному шару. Число людей, которые имеют доступ к Интернет растет непрерывно. Это означает, что количество участников предполагаемых опросов увеличивается с каждым днем. В развитых странах - США, Канада, отдельные страны Западной Европы, аудитория Интернет достаточно многочисленна и соответствует демографии всего населения. Именно в этих странах впервые были проведены исследования через Интернет, как беспрецедентный инструмент для сбора данных.

 

Прежде всего, Интернет привлек исследователей своей доступностью к большому количеству респондентов в кратчайшие сроки и с минимальными денежными затратами. Интернет – это безграничная и постоянно увеличивающаяся среда доступа к объектам исследования (1). Технологии организации и проведения сетевых (online) исследований стремительно развиваются. Первоначально, в Интернет были перенесены самые совершенные из обычных (традиционных) техник социологического исследования. Оnline-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. На данный момент, использование новых видов online-техник стремительно увеличивается. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, что обусловлено созданием Web-узлов розничными торговыми фирмами. С появлением Интернета, маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих научных исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции. Прежде всего, именно маркетинговые опросы стали привычной интерактивной коммуникацией для современного зарубежного Интрнет-пользователя. На протяжении последних лет 20-го столетия они повсеместно проводятся в зарубежной части Интернета (2). Техника и методика проведения этих исследований постоянно совершенствуются, а программное обеспечение для сбора данных – усложняется. В начале 90-х годов Интернет был очень ограничен в плане инструментальных средств, использовавшихся для создания программ для online-опросов. Современные исследователи менее ограничены недостатками компьютерных технологий и могут сконцентрировать внимание на более значимых функциях: исследовательское проектирование и анализ результатов. Как свидетельствует зарубежный опыт, на данный момент, в технологии online-опросов практически достигнуто максимальное соответствие между исследовательскими целями, программным обеспечением и бютжетом.

 

Идея использования  сетевых технологий для социологических  исследований появилась с момента  осознания факта о том, что Интернетом пользуются те же самые реальные люди, которых мы опрашиваем традиционными методами. Одним из самых главных мотивов приобщения к миру Интернет у обычного человека – доступ к информации на различные темы. Это дало возможность исследователям обратиться к большому количеству людей с различными интересами тратя при этом минимум времени и денег, а так же, возможность оперативно исследовать быстротекущие проблемы и проблемы сензитивного характера.

 

В зарубежной практике существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований:

• 

Рассылка анкет по Электронной почте (E-mail-рассылка)

• 

Размещение текстовых  анкет в Группах новостей (newgroups)

• 

Интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards)

• 

Web-страница (Акета в формате HTML)

• 

Стандартный Web-опросник

• 

Самозагружающийся опросник

• 

Online фокус-группы

 

Самые ранние социологические  исследования проводились с помощью  электронной почты (3). Электронная  почта является одним из самых  старых и самых распостраненных сервисов Интрент. Она появилась задолго до появления сервиса WWW, и есть практически у всех пользователей Сети. До сих пор этот метод является наиболее простым и универсальным, особенно, для пользователя. Эта техника исследования практически мало чем отличается от традиционной техники опросов, проводимых с помощью карандаша и бумаги. Анкеты в виде текстов рассылались респондентам в электронных письмах. Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно 20-25 вопросов. Для рассылки писем с текстами анкет (опросников), используются списки e-mail- адресов, которые формируются различными методами. Ранние e-mail-опросы не имели программ автоматизированного накопления данных, поэтому, исследователю приходилось вручную обрабатывать полученные письма с заполненными анкетами. Современные e-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программ переводить обработку результатов на полуавтомат при получении заполненных анкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступать min в день рассылки, max – через 3 дня, возможна повторная рассылка писем-напоминаний, примерно через неделю (4). Подобно традиционному почтовому опросу для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. В e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты, респонденты могут менять свои ответы в любом пункте опросника, иногда изменяют формулировку вопроса. Наиболее важное достоинство email-опросов - предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных (5). С помощью e-mail можно опросить огромное количество респондентов - каждый пользователь email имеет свой адрес, а значит потенциально может учавствовать в email-опросах. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой может создать и разослать вопросник и проанализировать полученные данные. Тем не мене, поскольку анкета в email-опросе ограничивается плоским текстовым форматом, исследователь не может отслеживать логику пропусков, слуайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки для рассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. Одна из них – America On-Line, крупнейший интрнет-провайдер в США. Его услугами пользуются более 20 млн. человек. Для сохранения конфиденциальности информации о респондентах, рассылка делается силами подобной компании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило, оставляют их при регистрации, в списках newgroups, в дискусионных листах. Более ранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных email-адресов специализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований, которое было предпринято по заказу компании Henley Centre в Великобритании в 1995 году списки email-адресов приобреталась в редакции журнала “Internet” и включали как подписчиков этого журнала, так и адреса других лиц, которые взаимодействовали с этим журналом в текущем году (4). Используются также автономные методы привлечения респондентов – обычная почта и телефон. Но, все же, еmail-опросы идеально подходят для локальных online-исследований: исследования в пределах конкретного учреждения с закрытым кругом участников; исследования в странах, которые имеют не полную инфраструктуру Интрнет (6).

 

У современных пользователей  простые email-опросы не вызывают особого  интереса (3). При выяснении приоритетных методик online-исследований перед участием в очередном опросе, респонденты  поставили email-опросы на последнее место. Они объяснили, что чрезмерно простото и скучно заполнять обычные текстовые анкеты и отсылать их по e-mail. Поэтому, в современные online-исследованиях, электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.

 

Далее, для размещения текстов анкет стали использоваться группы новостей (newgroups). Newgroups создаются  для обсуждения определенных тем  и привлекают большие аудитории  пользователей (7). Каждая newgroup имеет  свой список участников, который можно использовать для составления выборочного списка. Анкета отсылается в виде текстового сообщения на сайт newgroup. Опрос респондентов может происходить интерактивно или автономно. Имея текстовую копию вопросника, респонденты могут принять участие в исследовании, сделав необходимые отметки или набрав текст ответа с помощью клавиатуры. Данные от респондентов поступают в виде текстов и требуют самостоятельной обработки. Для того, чтобы повысить результативность опроса привлечением новых посетителей newgroups необходимо регулярно пере-отсылать анкету заново (примерно 1 раз в неделю). Новые посетители чаще всего просматривают только первые 50 рассылок и поэтому могут не увидеть “ушедшую” в самый конец анкету. Прежде чем разослать тексты анкет основного опроса, проводится предварительный опрос отобранных участников newgroups для выяснения их основных характеристик. Эти данные, которые исследователь получает предварительно, могут служить базой, для формирования выборки респондентов. Любой респондент может отказаться от участия в опросе, если он заметил какие-либо средства контроля или слежки за его виртуальным поведением. Существуют различные технические способы, помогающие защитить респондентов о потенциального преследования. Путем защиты респондентов и демонстрирования им этого, исследователь может привлечь к опросу гораздо большее их количество. Опросы в newgroups редко бывают безупречными, хотя неизбежность их проведения вызвана вескими причинами – существуют целевые группы трудно достижимые для исследования в реальности (8). Участники newgroups как правило имеют определенную ориентацию, например: анонимные алькоголики, торговцы наркотиками, сексуальные меньшенства и т. п. Именно такие социальные группы могут быть гораздо легче обнаружены через Интернет. Далее, многое зависит от социолога, на сколько эффективно он может использовать Интернет в своей конкретной исследовательской работе. Для более полного обнаружения определенных целевых групп в Интрнете исследователь должен выявить все newgroups данной ориентации. Большое значение в таких опросах имеет анонимность респондентов, которая может поддерживаться на субъективном уровне благодаря Интрнет. Для более индивидуального опроса участников newgroups. Возможна рассылка электронных писем для тех конкретных людей, которые пишут в группу новостей. В зависимости от природы исследования и в связи субъективной анонимностью, многие из таких респондентов проявляют готовность пойти навстречу исследователю. Существенный недостаток online-исследований в newsgroups - отсутствуюет возможность отслеживать индивидуумов, которые читали вопросник, но не заполнили его (6).

 

Проведение опросов  в Интрнет–форумах или телеконференциях. Данная технология исследования относительно проста, не требует много временных  и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого, необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Некоторое время целесообразно следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого, поместить в телеконференции вопросы, на которие исследователь ожидает получить ответы. Желательно не размещать весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, размещается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах, но могут и создать определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Эта технолгия хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях. Они более длинные, чем при традиционном опросе (5).

 

Более поздняя технология - сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты размещаются поочередно как и на традиционной бумажной анкете и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно «прокручивает» экран монитора, концентрируя при этом внимание и находясь в определенном напряжении. “Плоская” Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста ответов на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (CGI), который считывает данные в базу и позволяет их автоматически обрабатывать. В зависимости от инструкций в коде скрипта (CGI), ответы участников могут непосредственно быть записаны в базу данных, или пересланны на определенный адрес электронной почты в реальном времени, (возможна комбинация обеих процедур (6). Преимущества Web-страниц могут превратится в недостатки исследователя, т. к. их создание требует определеных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц появились сравнительно недавно.

 

Опрос, при помощи Web-страницы интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных), Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных собранных через Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда (114). Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике – минимальная. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться путем случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителями Web-сайтов. Эта методика подходит для регистрации пользователей и поверхностных исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т. д.) Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний–производителей определенных потребительских товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, а суть вопросов анкеты не вызывает у посетителя сайта никаких предубеждений для подачи ответов.

Информация о работе Интернет как инструмент социологического исследования