Интернет как инструмент социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.

Работа состоит из  1 файл

kev.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

 

Стандартный Web-опросник. Это программа, содержащая вопросник  в HTML-формате, которая размещается в WWW. Она базируется на гипертексте и визуализации информации, с использованием элементов мульти-носителя как например, картинки, графики, звуки, и т.п. Стандартный Web-опросник может содержать различные изображения, графику, озвучивание в отличие от более ранних сред для online-опросов: электронной почты и newsgroup. Web-опросники, размещенные в WWW имеют некоторые уникальные преимущества. Они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой (9). Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Текущие версии Netscape и Internet Explorer являются самыми популярными окнами просмотра WWW, и максимально удовлетворяют индивидуальные запросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой программу, содержащую несколько web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программи, сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. Во время ответа, респондент видит только один вопрос, он может спокойно его прочесть и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие (последующие) вопросы. Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опросника размещены счетчики времены, заполненных и незаполненных вопросов. Время ответа на один вопрос можно ограничить, а так же заблокировать “пролистывание” вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив своих ответов в базу для обработки. В случае избегания ввода информации о личности респондента, возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов. В таком случае респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе. С помощью высокотехнологичных и адаптационных программ, которые создают Web-опросники, исследователь может заранее устанавать стандарты более гибкого управления изучения онлайновой среды. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет (10). Но с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени, чтобы запустить опрос, а так же достаточно сложна для исследователя с точки зрения техничеких навыков. Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно прогрпммировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов для Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостиг. Стоимость исследования, проводимого с применением технологии Web-опросника значительно увеличивается, по сравнению с e-mail и newgroups. Тем не менее, затраты окупают себя (3). Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особо важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. В зарубежном Интрнете таких компаний очень много. Они првлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах. Одна из них – Modalis Research Technologies (11), это глобальное научно-исследовательское агентство, специализирующееся в online-исследованиях по маркетингу и технике моделирования для разработки новых продуктов. На первой странице сайта любой интрнет-посетитель может заметить ссылку на Web-опросник и отреагировать заполнением его. Существуют так же специализированные сайты (например - ^ WHAT'S YOUR OPINION?), которые рекламируют различные online-исследования и этим подталкивают пользователя на посещение нужного сайта (2). Естественно, что для onlane-исследования через Web-опросник респонденты могут приглашаться по электронной почте, в тексте приглашения указывается www-адрес, где располжен сам опросник. Респондент подключается к программе опросника, заполняет все необходимые поля и вводит свои данные, которые сразу же попадают в базу для автоматизированной обработки.

 

Самозагружающийся опросник. Самый современный метод online- обследования, который появился сравнительно недавно - опросники, которые загружаются  из WWW и запускаются на прежде установленное  программное обеспечение, поддерживаемое исследователем. Это перемещает процедуру обработки данных с Web-сервера на компьютер респондента (PC). Единыжды предварительно загруженное, программное обеспечение для опроса помогает прочитывать на много меньше файлов, чем при входе респондента в WWW (3). Происходит экономия денег на использование Интернет-ресурсов для респондента, таким образом, он тратит меньше денег на участие в опросе. Далее, процедура заполнения анкеты осуществляется аналогичным образом, как в предыдущей технологии диалоговых исследований. Однажды заполненный опросник на компьютере респондента, создает файл данных, который может быть загружен в Интрнет, в случае очередного доступа в Сеть.

 

Существует другой вариант  этой методологии – заказ полной программы исследования, которая  может быть загружена для одноразового использования. Такая программа необходима для того, чтобы создавать ровную диалоговую среду исследования. Одноразовые опросные программы «умеют» отсеивать ненужных респондентов, производить перемещение вопросов в произвольном порядке, переходы к разным группам вопросов в сложно структурированных анкетах, отслеживать пропуски ответов и заставлять респондента заполнять все необходимые поля. Конструирование анкеты для данной программы ограничивается только творческой силой исследователя. Самозагружающийся опросник может оперировать большим количеством окон управления, придавая более «жизненный» эффект длинному вопроснику.

 

Все исследования, с технологией  самозагружающихся опросников являются более дорогим и требующими дополнительных временных затрат. По сравнению с другими методиками online-исследований. В некоторых случаях, они могут потребовать больше навыков от респондента для того, чтобы устанавливать программное обеспечение и правильно оперировать процессом загрузки данных. На загрузку программного обеспечения опроса иногда требуется значительное время (от 20 минут, до 2-х часов). Это может обескураживать некоторых респондентов, а они, в свою очередь, проявляют негативное отношение к участию в online-опросах. Встречаются респонденты, которые с предубеждением относятся к самозагружающимся опросникам, та как они обеспокоены возможностью загрузки вирусов (10). Позволяя респонденту завершать опрос автономно (а не собирая данные непосредственно) и затем возвращать данные обратной загрузкой в WWW, сам исследователь вынужден терять больше времени, т. к. происходит задержка получения результатов опроса, а иногда - потеря. Естественно, что в данной методике online-исследования необходимо использование панельного метода вербовки респондентов, или оно проводится с пред-завербованными группами, которые регулярно общаются с организатором исследования.

 

Online-фокус-группы - последняя  технология online-исследования, которая  необходима для сбора качественной  информации. Это оnline-интервью в  реальном времени с несколькими респондентами одновременно. Данная online-методика имеет широкое применение в США в области маркетинговых исследований, но не является предметом пристального внимания автора. Поэтому ее описание ограничивается краткой характеристикой. В оnline-фокус-группах, как и в традиционных, логические и управляющие механизмы осуществляются очень квалифицированным модератором. Люди, через доступ в Интернет входят в сеанс дискуссии, обнаруживают на экранах мониторов предлагаемые модератором вопросы и затем печатают свои ответы на клавиатуре (3). Результаты традиционных фокус-групп определяются умением модератора вести дискуссию, в online-сеансах этого требуется вдвойне. Точно так же, как и традиционный модератор, online-модератор должен управлять чрезмерно восторженными участниками дискуссии и самыми быстрыми участниками-операторами. С другой стороны, в дискуссии могут участвовать пользователи, у которых очень слабые навыки компьютерного набора. Еще один недостаток – при индивидуальном подключении ни модератор, ни участники не могут ощутить качество группового обсуждения. Фактически, исследователь получает несколько одновременно проходящих глубинных интервью (12, С.42).

 

Отдельно стоит остановиться на специфике привлечения респондентов к участию в online-опросах. Существует целый набор технологий вербовки респондентов для online-исследований, от самых простых и легко достижимых, до более сложных и трудновыполнимых. James H. Watt выделяет три разновидности выборок для online-опросов: неограниченная, отобранная (отсеянная), и специально завербованная (9). В неограниченной выборке может оказаться каждый пользователь Интернет, который имеет желание принять участие в опросе. Эти выборки, возможно, имеют слабую репрезентативность из-за само-выбора респондентов. Степень участия в online-опросах обычно имеет невысокий уровень. Сформировать такую выборку очень просто, имея списки e-mail-адресов, которые получаются различными, но доступными для исследователя, методами. Некоторые пользователи имеют по два и более адреса электронной почты. Другие – очень часто их меняют, неточно указывают, или просто указывают несуществующие адреса. Поэтому любой список e-mail-адресов может оказаться наполовину (если не более) фиктивным. В случае размещения анкеты в телеконференции, в newgroups, или на Web-сайте, без предварительной рассылки приглашений, выборка будет формироваться без активного участия исследователя и носить характер абсолютно случайной и неограниченной.

 

Отобранная (отсеянная) выборка  формируется на базе респондентов, которые сами делают выбор об участии в том или ином опросе (9). Чаще эту выборку осуществляет программа Web-опросника, в которую закладываются определенные критерии отсева ненужных респондентов. Респондент сначала вводит свои личные данные и социально-демографические характеристики. А затем, если он соответствует критериям выборки, переходит к заполнению анкеты. В противном случае, ему может быть предложено несколько несущественных для исследователя вопросов или вежливый отказ на участие в текущем исследовании. Так же, используются пароли входа в программу опроса, которые заранее рассылаются респондентам по e-mail, или сообщаются автономным методом.

 

Специально завербованная (панельная) выборка - это самая современная  и надежная практика вербовки респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки является самой совершенной с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернет. Интерактивно-коммуникационный процесс при постановке online–опросов через Интернет-панель является наиболее удачным с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователей к online–опросам (10). Интернет-панель – это постоянно формирующаяся и обновляющаяся база данных потенциальных респондентов. Она вербует респондентов, которые заполняют предварительный вопросник и классифицирует их в группы (сегменты). Одна из главных задач интернет-панели - сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, иследователь может делать выботки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других целях (не исследовательских). Она необходима, для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного online-исследования, и рассылает по электронной почте приглашения на участие в текущем опросе тем респондентам, которые составили данный демографический сегмент. В некоторых случаях, респонденты приглашаются к online-исследованию по телефону, по обычной почте, или лично (9). Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом online-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и www-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте.

 

Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по “слепому” списку адресов. И хотя подобная практика не имеет ничего общего с рассылкой спама, тем не менее, многие сетевые респонденты склонны воспринимать это именно так. Передача электронной почты без предшествующего согласия на это от получателя в большинстве случаев рассматривается как “spamming» (10). Другое, очень важное назначение Интернет-панели - есть возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нем. Если респондент зарегистрировался, значит он согласен на участие в online-исследованиях. В таком случае, у него нет оснований считать электронные приглашения к участию в опросе спамом, он готов не только получать, но и адекватно реагировать на них. Практика “spamming» очень опасна для исследователя. В зарубежном киберсообществе предпринимаются различные меры по предупреждению рассылки спама. Невежественный в этом плане исследователь может получить плохую репутацию в киберсообществе и стать хозяином собственных проблем (13).

 

Создавая Интернет-панель необходимо сделать так, чтобы на ней регистрировались как можно  более разнообразные по полу, возрасту и социальному статусу респонденты. Поэтому, привлечение респондентов должно быть как можно более случайным. Обычно это делается за счет баннерной рекламы в Интернете на сайтах различной тематики (6). Пользователи, регулярно посещающее www-сайты, не пропускают без внимания баннеры. Размещение рекламы на них может быть очень эффективным, так как опытный пользователь часто автоматически активизирует их - "clickable". Таким образом, посетители популярных www-сайтов немедленно переходят на разрекламированное исследование, где обнаруживают Интернет-панель и, зарегистрировавшись, становятся потенциальными респондентами. Очень большое значение уделяется составлению ознакомительного текста панели и инструкциям по регистрации на ней. Если вводная информация пользователю непонятна или вызывает недоверие, он вряд ли будет на ней регистрироваться. Чтобы не «упускать» потенциальных респондентов, необходимо соблюдать все правила сетевого этикета (net-etiquette). Об этом упоминают практически все зарубежные авторы, описывающие методологию online-исследований (4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 14).

 

Неотъемлемой частью Интернет-панели является упоминание о вознаграждении за активное участие в online-опросах. Обычно, это призы, подарки или деньги, которые разыгрываются в лотерею. Вознаграждение может быть обещано каждому десятому (100-му и т. д.) респонденту или тем, кто заполнит опросник до конца (наиболее развернуто ответит на открытые вопросы и т. п.). В некоторых случаях для всех участников панели гарантируется оплата в небольших размерах – 2-10 долларов, а встречается и нематериальная стимуляция. Скорей всего стимулы определяются темой опроса, реже - длинной вопросника или техническими сложностями в его заполнении. Некоторые исследователи предлагают «заработанные» на online-опросах деньги (или подарки) добровольно передать в благотворительные фонды и организации. В одном из зарубежных исследований (4) был предложен такой вариант стимулирования респондентов, и большинство из них пожертвовало свое вознаграждение на благотворительность. Этот факт предоставил исследователю большие выгоды в процедуре перечисления вознаграждения и в очередной раз доказал альтруистическую природу культуры киберсообщества.

 

Интернет-панель работает над формированием базы потенциальных  респондентов постоянно, и, таким образом  дает возможность привлекать к исследованиям  все новых и новых пользователей. Панели добавляют значимое управление в процесс формирования выборки и повышают эффективность исследования за счет гарантии наиболее высокиого уровня собираемости данных. Некоторые исследовательские интрнет-компании специально создают панели, чтобы формировать базы данных потенциальных респондентова для тех компаний, которые проводят online-исследования ( CASRO, 15).

Информация о работе Интернет как инструмент социологического исследования