Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:48, курсовая работа
В общем комплексе проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Предпринимательство 1.1Понятие, сущность и характеристика предпринимательства…….5 1.2Виды и формы предпринимательской деятельности…………....….9 1.3Условия развития и функции предпринимательства.………………12 1.4Этапы развития предпринимательства………………………………15 1.5Классификация предприятий……………..…………………………..18 Глава 2.Анализ развития предпринимательства в России и мире в период с 2006 по 2010 гг.. 2.1Анализ влияния глобального кризиса на предпринимательство в мире……………………………………………………………………………….22 2.2Экономическое положение России в период кризиса……………...26 2.3Последствия кризиса в сфере экономики России...............................30 2.4Перспективы развития предпринимательства в России...………….35 Общие выводы по работе…………………………………………………..38 Заключение……………….……………………………………………..……....40Список литературы………………………………………………………….....41
Производственное предпринимательство – деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и иное, подлежащих последующей реализации потребителям. Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя.
Выбор вида деятельности предполагает
проведение предварительного маркетинга,
изучения того, насколько предлагаемый
товар или услуга необходимы потребителю,
стабилен ли спрос на них, его величина
и тенденция развития в будущем,
каковы возможная продажная цена
единицы товара, издержки его производства
и реализации, предполагаемые объемы
продаж. Результат производственной
предпринимательской деятельности –
производство продукта, который требует
своей реализации. Торговое предпринимательство. Его
содержание составляют товарно-денежные
отношения, торгово-обменные операции.
В отличие от производственной предпринимательской
деятельности здесь нет потребности в
значительных производственных ресурсах,
связанных с выпуском продукции. В
качестве исходной стадии технологии стоит
выбор – что покупать, что перепродавать
и где. В решении этих вопросов руководствуются
тем, что цена реализации товара должна
быть значительно выше закупочной цены;
спрос на предлагаемый товар должен быть
достаточным, чтобы реализовать его в
намечаемом масштабе сделки. Чтобы быть уверенным в выполнимости
этих условий, предприниматель должен
провести тщательный маркетинг, направленный
на анализ рынка ряда товаров и услуг и
на выработку прогнозной оценки конъюнктуры
рынка, т. е. определить, какие товары и
услуги будут пользоваться наибольшим
спросом, каковы будут цены покупки и реализации. Финансово
Предпринимательство может проявляться
в любой хозяйственной
Однако здесь инициатива руководителя хозяйства может быть подавлена рамками жестких приказов и инструкций (указаний) вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Для бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности для выполнения определенных целей.
Первая функция – ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Требуются также денежные накопления.
Вторая функция – организаторская. Ее сущность стоит в том, чтобы обеспечить такое соединение факторов производства, которое наилучшим образом будет способствовать достижению поставленной цели.
Третья функция – творческая, она связана с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство.
Совершенствуется
Наиболее важными личными
2) готовность к риску (предпочитает умеренный риск);
3) нацеленность на эффективность и качество (находит пути делать продукты лучше, быстрее и дешевле);
4) вовлеченность в деятельность коллектива (берется за дело вместе с работниками или вместо них);
5) целеустремленность;
6) стремление быть информированным;
7) систематическое (постоянно повторяющееся) планирование и наблюдение;
8) способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи;
9) уверенность в себе. По своим личным психологическим и другим качествам абсолютно не все люди способны быть преуспевающими предпринимателями.
Как показывает мировой опыт, такими бизнесменами становятся примерно одна десятая часть всех работающих. [20,стр. 42]
На рубеже 19 века организуются крупные организации которые вытесняют мелких и средних предпринимателей. Зарождаются целые поколения предпринимателей. Центром важной активности российских городов становились дворы для гостей. Затем постепенно идет процесс монополизации. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер.
Рассмотрим основные этапы зарождения предпринимательства.
I этап – появление предпринимательства в сфере ремесла и торговли (до XV в.).
II этап (XV в. – начало XIX в.) – образование сообщества предпринимателей, состоящего из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В данное время появляется термин «предпринимательство», который относится ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода. . В этот период не произошло каких-либо заметных изменений. Больше возможностей для предпринимательской деятельности в XVI веке, так же как и в предыдущие века, было не в производственной, а в торговой деятельности купцов, ремесленников и крестьян. Но по сравнению с XV веком под развитие торговли была подведена более мощная государственная база. Торговля оживлялась не только в городах, но и на крупных ярмарках. Более четко разделились город и деревня, хотя городские жители по-прежнему продолжали заниматься земледелием. И в промыслах и в ремесленном производстве в XVI веке подспудно развивались процессы углубления специализации, простой кооперации, разделения труда, которые привели в следующем столетии к дальнейшему укрупнению производства, возникновению мануфактур, перетеканию части торговых капиталов в промышленность и промысловое предпринимательство.
Наибольшее развитие предпринимательства пришлось на годы 1689–1725. В это время создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли, как горная, оружейная, суконная, полотняная.
II этап (вторая половина XIX в.). Здесь можно отметить новые методы корпоративного финансирования, которые способствовали образованию предпринимательских союзов. В данных союзах капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала отмена крепостного права в 1861 г. Первая половина XIX века является существенным рубежом в развитии отечественного предпринимательства как в сфере экономики, так и в становлении буржуазной идеологии. Начало промышленного переворота, доминирование вольнонаемного труда в промышленности, изменение социального состава в буржуазии создавали материальные условия для перехода к капитализму. Наблюдался активный переход частного капитала в производственную сферу. Росло число мануфактур, все более приобретавших черты фабрик, увеличивалось значение научно-технических достижений, все более осознававшееся предпринимателями.
Начинается строительство
IV этап (с октября 1917 г.) – установление государственной монополии и централизация экономики, что лишило производителей экономической самостоятельности и устранило конкуренцию между ними. В этот период был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
V этап – период новой экономической политики. Данная политика предусматривала становление предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. Частное предпринимательство было представлено такими организационными формами, как аренда, кооперативы, акционерные общества, товарищества.
VI этап (конец 1920 – вторая половина 1980-х гг.) характеризуется перемещением предпринимательской деятельности из легального в нелегальное положение (сервис, услуга) и теневую экономику.
VII этап (1980-е гг.) – поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие забытые формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация.
VIII этап (1990-е гг.) – характеризуется переходом к рыночной экономике, который коренным образом изменил отношение к частной собственности, конкуренции, предпринимательству. Предпринимательство является составным и основным компонентом рыночной экономики.
Теневая экономика – это определенная часть незаконно действующей экономики, которая показывает совокупность производственных отношений и действия которой не подлежат фиксированию в официальной финансовой отчетности. Главным источником теневой экономики был дефицит товара, который определялся диспропорциями между растущими потребностями и ограниченными возможностями производства, между спросом и предложением, между сервисом и производством. [17,стр. 42]
Существует несколько видов
классификаций
Основными признаками классификации предприятий являются:
1) отраслевая и предметная специализация;
2) структура производства;
3) размер предприятия.
Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на :
1) промышленные;
2) сельскохозяйственные;
3) предприятия транспорта, связи, строительства.
Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые
группы: добывающая и перерабат
На практике редко встречаются
предприятия, отраслевую принадлежность
которых можно четко
1) узкоспециализированные;
2) многопрофильные;
3) комбинированные.
Узкоспециализированными считаю
К многопрофильным предприятиям относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве.
Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.
Наиболее сложной формой комбинирования
производства является комплексное
использование сырья для