Инвестиции как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание

Инвестиции представляют собой одну из важнейших экономических категорий, один из компонентов ВНП, наиболее изменчивых и в то же время определяющих развитие экономики. Если потребление функционально связано с доходами, а государственные расходы и чистый экспорт довольно легко предсказуемы, то объём инвестиций весьма сложно прогнозировать на макроуровне. Они могут резко и внезапно увеличиваться либо падать. Так, во время Великой депрессии в США объем инвестиций снизился на 100%, в России за период перестройки (с 1992 по 1998 г.) он сократился более чем в три раза. Это было вызвано рядо

Содержание

. Введение……………………………………………………………3 стр.
2. Экономическая сущность инвестиций и их виды……………………………………………………………………4стр.
3. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора и акселератора…………….……………………………………………..7стр.
4. Проблема инвестиций в современной экономике России……….13 стр.
5. Заключение………………………………………………………….20стр.
6. Список использованной литературы……………………………...

Работа состоит из  1 файл

Курсовая3.docx

— 51.63 Кб (Скачать документ)

 бумаги        
 
 
 
 
 

прочие  инвестиции

924

6384

9827

15306

22517

30756    

 из них:         
 
 
 
 
 

 торговые  кредиты

187

1544

1835

2243

2973

3848 

 прочие  кредиты

493

4735

7904

12928

19220

26416 

 прочее

244

105

88

135

324

492

        Объем иностранных инвестиций, поступивших  в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд долларов.

        Прямые  зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд долларов (рост на 18,1%).

        Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

        Прочие  инвестиции в Россию составили 19,8 млрд долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

        Основными факторами, обусловившими повышение  инвестиционной активности в последние  годы, являются:

    ·             сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

    ·             улучшение финансового положения предприятий;

    ·             рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

    ·             увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

    ·             снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

    ·             формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

         15 декабря 2005г. агентство Standard&Poor's повысило суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

         Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной[5].

         Дальнейшее  повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими  и институциональными рисками, которые  будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг[6].

         Основные  факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

    ·               высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов  и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

    ·               избыточные административные барьеры для предпринимателей;

    ·               недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

    ·               достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

    ·               отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

    ·               недостаточный уровень развития фондового рынка.

          Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации” предусматривает  возможность предоставления льгот  по крупным инвестициям и “приоритетным  проектам”.[7]Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

          Поэтому к числу первоочередных мер в  данном направлении следует отнести  укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных  отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

          Отраслевые  проблемы привлечения иностранных  инвестиций тесно стыкуются с  не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

          Проблема  конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий в качестве реципиентов ПИИ. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в таблице 3.

          Таблица 3.

          Региональная  структура иностранных инвестиций[8], %  

1995 г.

2000 г.

2003 г.

2004 г.

Российская  Федерация

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе      
 
 
 

Северный  район

2,7

1,6

2,2

3,7

Северо-Западный

6,8

13,8

4,0

4,0

Центральный

57,9

41,9

52,7

44,6

Волго-Вятский

2,2

0,8

0,5

0,4

Центрально-Черноземный

0,2

0,7

0,2

3,0

Поволжский

9,6

4,8

1,2

4,6

Северо-Кавказкий

1,8

10,1

2,1

1,4

Уральский

2,1

8,7

8,5

3,5

Западно-Сибирский

8,8

10,7

17,0

17,5

Восточно-Сибирский

0,8

1,4

1,7

4,7

Дальневосточный

6,6

5,3

9,6

12,5

Калининградская область

0,5

0,2

0,2

0,1

          В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения  максимально возможной прибыли  и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

          Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми  операциями компании “Сибнефть”, а  отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием  в ее экономику.

          Решению региональных проблем во многом  способствовало бы построение общегосударственной системы постоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать динамику

          Одной из магистральных линий политики федерального центра и самих регионов в области привлечения иностранных  инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и  населения в регионах-реципиентах.

          Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При  высоком уровне износа основного  капитала прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

          По  расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого  роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов.  Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2003 г. Российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд. долларов[9]. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов.

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста