Инвестиции как приоритетный источник экономического развития РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:11, реферат

Описание

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.
Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.

Содержание

Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА..................................................................... 4
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро и микроэкономики..........................................................................................................4
1.2. Классификация инвестиций и их структура.....................................................10
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ..................................................14
2.1. Инвестиционная деятельность в РК .................................................................14
2.2. Иностранные инвестиции в РК..........................................................................16
2.3. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ………….......20
Заключение..................................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................................23

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Во–первых,  сокращается  срок   ввода   в   действие   дополнительных производственных мощностей;

Во–вторых,  в  значительной  мере  сокращаются  удельные  капитальные вложения;

Динамика изменения  воспроизводственной структуры  реальных инвестиций в основной капитал может показать определенные сдвиги  или  тенденции   как  в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается  в  том, что повышение доли реальных инвестиций в новое  строительство  автоматически может  привести  к снижению   их   доли,   направляемой   на   расширение, реконструкцию  и  техническое   перевооружение   производства,   что   может отрицательно  отразиться   на   техническом   уровне   производства   и   на эффективности  инвестиций,  а  следовательно,  и  на   экономике  в   целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что  за  анализируемый период,  например,  довольно   бурно   протекал   процесс   создания   малых предприятий  и  именно  за   счет    этого   повысилась   доля   инвестиций, направляемых  на  новое  строительство.  Создание  малого  бизнеса в РК и повышение  его  роли в экономике являются  необходимым и   прогрессивным процессом. Важное значение для экономики республики имеет также распределение реальных инвестиций по отраслям  экономики  РК,  так  как  именно  от  этого распределения в  значительной  степени  зависит  ее  будущее.  Экономическая эффективность капитальных  вложений  существенно  зависит  от  отраслевой  и территориальной (региональной) их структуры.

Под отраслевой структурой – понимается их распределение  и  соотношение по  отраслям  промышленности  и экономики в целом.  Ее  совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии  тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве РК.

От планирования  отраслевой  структуры  капитальных  вложений  зависит очень многое, прежде всего  сбалансированность  в  развитии  всех  отраслей, оптимальность  его  отраслевой  структуры,   ускорение   научно-технического прогресса  и  эффективность  функционирования  всей  экономики   республики. Государство при помощи например, бюджетных средств и  других  рычагов  может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном направлении.

Важное  значение  для  эффективности  инвестиций  в  экономике  имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.

Под  структурой  инвестиций  по  формам  собственности  понимаются  их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т.  е. кому  они   принадлежат:   государству,   муниципальным   органам,   частным юридическим или физическим  лицам,  или  к  смешанной  форме  собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в  общей  их  сумме положительно влияет на уровень  их  использования,  а  следовательно,  и  на экономику республики.

Под   структурой   инвестиций     по    источникам    финансирования соответственно  понимаются  их  распределение  и   соотношение   в   разрезе источников  финансирования.  Совершенствование  этой  структуры   инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств  до  оптимального  уровня.

На основе динамики изменений по годам можно представить  и  проанализировать те  изменения,  которые  произошли  под  влиянием   таких  факторов,  как  в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую  роль,  как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его  финансовое положение  также  в  значительной   мере  зависят   от   их   структуры  на предприятии. Под  общей  структурой  инвестиций  на  предприятии  понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в  их  общей  сумме. Ее  совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи  как от  портфельных,  так  и реальных  инвестиций.  Это означает,   что   доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к  максимуму.  В современных условиях важное значение для  предприятий  имеет  как  структура реальных,  так  и   структура   портфельных   инвестиций.   Под   структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и  соотношение  по  видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а  также  по  вложениям  в  активы других предприятий. В данный  момент,  когда доля   государственных   инвестиций   резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине  увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит  от  эффективности их использования непосредственно  на  предприятии,  а,  по  сути,  от  общей структуры инвестиций на предприятии.

 Обобщая  все вышесказанное, можно  сделать   вывод  –  анализ  структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое  значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он  позволяет определить  тенденцию  изменения  структуры  инвестиций  и  на  этой  основе разработать  более  действенную  и  эффективную   инвестиционную   политику. Теоретическая значимость анализа структуры  инвестиций  заключается  в  том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы,  ранее  не  известные,

влияющие  на  инвестиционную  деятельность  и  эффективность   использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.

 

Глава II Инвестиционная политика РК

 

2. 1. Инвестиционная деятельность в РК.

 

На современном  этапе  развития  Казахстана  как  нового  независимого государства, ориентирующегося на рыночные  отношения,  главным  направлением экономических  реформ  становится  выработка  и  реализация   инвестиционной политики   государства,   нацеленной   на   обеспечение    высоких    темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.

Для  решения  этих  задач,  а  также   для   обеспечения   структурных преобразований экономики  на  основе  программы  действий  правительства  по углублению  реформ  и  в  условиях  ограниченности   внутренних   источников финансирования  исключительно  важное   значение   приобретает   привлечение иностранного капитала в  экономику  республики.  Привлечение  и  эффективное использование  иностранных  инвестиций  в  экономику   республики   является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического  сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.

В  процессе  перехода   Республики  Казахстан  на  рыночные  отношения параллельно создавалась  и  нормативно  –  законодательная  база  в  области инвестиций.

28 февраля 1997 года  №75-  1   ЗРК  вышел   Закон  “О  государственной поддержке  прямых   инвестиций”,   в   котором   регулировались   отношения, возникающие в процессе  поддержке  прямых  инвестиций  в  РК,  и  в  котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный  осуществлять государственную  поддержку  и   представлять   РК   –   “Агентство   РК по инвестициям”,  председатель  которого   назначается   и   освобождается   от должности только Правительством РК.

Кроме  того  5  апреля  1997  года   №3444  УказомПрезидента“Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для  привлечения  прямых отечественных и иностранных инвестиций  “, был определен список  наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года. В частности, такие отрасли как:

  1. Производственная  инфраструктура.

  2. Обрабатывающая  промышленность.

  3. Объекты  г. Акмолы.

  4. Жилье,  объекты социальной сферы и  туризма.

  5. Сельское  хозяйство.

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления  льгот  и  преференций   при   осуществлении   инвестиционной деятельности.

Но   иностранных   предпринимателей   не   устраивала   неполнота    и нестабильность   нормативно-правовой   базы   хозяйственной    деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета  и  отчетности,  высокий  уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и  ее  изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство  местных  властей, криминал в экономике,  отсутствие  гарантий  безопасности  и  несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все  это  сыграло  и  большую

положительную роль. Так как бухгалтерский учет – это международный учет  бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать  и  привести  к  международному образцу, так как действующий  до 1996 года в РК не соответствовал этому. Первым и важным этапом  реформирования  системы  бухгалтерского  учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона,  26 декабря  1995  года  №2732  было  введено  новое  Положение   о  бухучете  и отчетности  с   1   января   1996   года,   которое   регулировало   систему

бухгалтерского  учета  и  финансовую  отчетность.  Кроме  того,  Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент  бухгалтерского  учета и аудита при Министерстве  финансов   Республики  Казахстан.  Был  принят  и введен с 1 января 1997 года  новый  Генеральный  план  счетов  хозяйственно-

финансовой  деятельности,  на  основе  разработанных  к  нему  Стандартов  и Методических  указаний  к  ним  –  все  это позволило приблизить   систему бухгалтерского учета к международному уровню.

Следующим этапом было совершенствование налоговой  системы, так как все налоги в  конечном  итоге  отражаются  на  финансовом  результате  –  чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является  одним  из источников для осуществления инвестиций.

В РК был принят новый налоговый кодекс, который  разработан  в  области  налогообложения с учетом  лучших  наработок  в  этой  области  как  в  нашей республике  так  и  за  рубежом,  что  несомненно  улучшило  правовую   базу налогообложения.

Закон РК “О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов,  как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.

На  улучшение  инвестиционной  деятельности  влияет  также  и  уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так  как  экономика  любого государства  не  может   нормально   функционировать   и   развиваться   без оптимального сочетания крупного, среднего и  малого  бизнеса,  причем  малый бизнес играет все возрастающую роль в  экономике  республики.  Поэтому  было принято ряд постановлений, направленных  на  развитие,  улучшение  и  защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).

Но эффективное  использование инвестиционных ресурсов  не  мыслимо  без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка,  который  в  Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является  еще  одной  проблемой  которую необходимо решить.

И вот, в целях  реализации стратегии развития Казахстана до 2030  года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной  политики, определены цели и приоритеты. В Указе  рассмотрены  вопросы  по  обеспечению благоприятного инвестиционного климата  в  Республике  в  условиях  рыночной экономики, (наряду  с  экономическими  и  социальными  вопросами),  а  также освещены вопросы, связанные с обеспечением  эффективной  защиты  иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято  решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке  малого  бизнеса, и др.

Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике  Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.

 

  2.2. Иностранные  инвестиции в РК.

 

 

Иностранные инвестиции играют очень важную  роль  в  экономике  любого государства или отдельной  республики.  Уже  не  первое  десятилетие  прямые иностранные  инвестиции  растут   быстрее,   чем   международная   торговля. Основными инвесторами, вложившими  в  экономику  Республики  Казахстан  свои

капиталы являются такие крупные страны как  США,  Германия,  Великобритания, Япония,  Южная  Корея,  Франция  и  др.  Эти  страны  не   только   оживляют инвестиционный  климат  в  РК,  но  и    помогают   развитию   отечественной экономики.

Привлечение  иностранных  инвестиций  создает  условия  для  реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана,  создания  нового высокотехнологичного   производства,   модернизации   основных фондов и технического перевооружения многих предприятий,  эффективного  использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и  рабочих  республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и  ноу-хау, наполнения   внутреннего   рынка   качественными   товарами   отечественного производства с  одновременным  увеличением  объемов  экспорта  в  зарубежные страны.

      С точки зрения  политиков и экономистов республики,  с   участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

    . повысить  эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;

    . усилить  экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции  на  внешних рынках;

    . развить  импортозамещающие производства;

    . повысить  научно-технический  уровень   производства  с  помощью   новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;

    . увеличить  налоговые поступления в государственный бюджет;

    . содействовать  развитию отсталых и депрессивных  районов;

    . создать  новые рабочие места в национальной  экономике;

    . использовать  современный производственный и  управленческий опыт  через

      обучение и переподготовку кадров;

    . достигнуть  экономической самостоятельности  Казахстана.

Казахстан  стремится  создать  благоприятный  социальный,   финансово-экономический, правовой режим  для  деятельности  иностранных  инвесторов  и соответствующий их  интересам  инвестиционный  климат,  решать  одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был  разработан и введен в действие 27  декабря  1994  г.  Закон  Республики  Казахстан  "Об иностранных  инвестициях",   который   определил   правовой   режим,   формы осуществления  и  объекты  вложений  иностранных  инвестиций  в   Республике

Информация о работе Инвестиции как приоритетный источник экономического развития РК