Инвестиции как приоритетный источник экономического развития РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:11, реферат

Описание

В данной работе показана суть государственных и иностранных инвестиций, их структура и классификация, а также разумное применение их в экономике, и сформирование благоприятного инвестиционного климата.
Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.

Содержание

Введение..................................................................................................................... 3
Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА..................................................................... 4
1.1. Инвестиции как экономическая категория и их роль в развитии макро и микроэкономики..........................................................................................................4
1.2. Классификация инвестиций и их структура.....................................................10
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РК ..................................................14
2.1. Инвестиционная деятельность в РК .................................................................14
2.2. Иностранные инвестиции в РК..........................................................................16
2.3. Принципы стратегии экономического роста РК до 2030 года ………….......20
Заключение..................................................................................................................22
Список использованной литературы.........................................................................23

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции играют важнейшую роль как на макро.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Казахстан.

В  феврале  1997  г.  был  принят  Закон   Республики   Казахстан   "О государственной  поддержке  прямых  инвестиций",  который  четко   определил положение инвесторов, делающих вливания  в  приоритетные  сектора  экономики Казахстана,  а  также  перечень   льгот   и   преференций,   предоставляемых иностранным инвесторам.

Кроме того, были разработаны и введены в действие  другие  нормативные правовые акты,  регулирующие  инвестиционную  деятельность  в  Казахстане  с целью привлечения иностранных инвестиций.

Необходимость  привлечения   в   экономику   страны   крупномасштабных инвестиционных  ресурсов,   рационального   и   эффективного   использования иностранных  и  отечественных  инвестиций   потребовала   создания   единого государственного органа. В соответствии с Законом  Республики  Казахстан  "О государственной  поддержке  прямых  иностранных   инвестиций"   был   создан Государственный комитет Республики Казахстан по  инвестициям,  ныне  Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики  Казахстан,  основным предназначением которого является  содействие  инвестиционной  активности  в целях динамичного развития экономики и общества.

Принятые законодательные  акты и  организационные  меры  способствовали созданию  благоприятного  инвестиционного  климата  и  притоку   иностранных инвестиций в экономику Казахстана.

Инвестиционный  климат - критерий  зрелости  рыночных  реформ, доверия мирового сообщества  к  устойчивости  прав  собственности,  к  обстановке  в данной стране в целом. В 1996 году ведущие рейтинговые агентства объявили  о присвоении Казахстану кредитных рейтингов. Осенью 1996 года  для  выхода  на международный  финансовый   рынок   в   результате   проведенных   кредитно-рейтинговых   презентаций   тремя   ведущими   международными    агентствами Казахстану впервые присвоены рейтинговые оценки на уровне  ВВ.  Среди  стран

СНГ  и  Балтики  Казахстан  является  вторым  государством   после   России, получившим  международный   кредитный   рейтинг.   Насколько   казахстанская политика  устраивает  зарубежных  инвесторов,   можно   судить   по   итогам состоявшегося в начале декабря 1998 г. в Лондоне инвестиционного саммита, в ходе которого Казахстан  был  назван  одной  из  самых  привлекательных  для вложения инвестиций стран СНГ.

На данном этапе  главным направлением экономических  реформ в Казахстане становиться выработка  и  реализация  инвестиционной  политики  государства, нацеленная на обеспечение высоких темпов экономического роста.

Иностранные инвестиции разделяют на государственные и  частные.

Под  государственными  инвестициями  понимаются  главным  образом   займы, кредиты,  которые  одно  государство  или  группа  государств  предоставляют другому государству и которые регулируются  международными  соглашениями,  к которым применяются нормы международного права.

Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций,  расположенные на территории другой страны.

Иностранные инвесторы  имеют право на осуществление  инвестиций в  РК  в следующих формах:

     1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно  с   казахскими юридическими лицами и гражданами РК.

     2. Учреждение   предприятий,   полностью   принадлежащих   иностранным инвесторам.

     3. Приобретение прав пользования  землей и иными  природными  ресурсами, государственными предприятиями.

     4. Приобретение иных имущественных прав и другое.

Основной формой является  долевое  участие  в  создании  совместных  и зарубежных предприятий.

 В  соответствии  с  действующим   законодательством   РК   иностранные инвесторы на территории РК  обеспечиваются  полной  и  безусловной  правовой защитой.

Иностранные инвестиции могут  вкладываться  в  любые  объекты  и  виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.

В соответствии  с  Законом  “Об  индивидуальном  предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные  организации  могут  быть  субъектами малого предпринимательства, т. е. Численность работающих в  этих  фирмах  не более 50 человек и стоимость активов за  год  не  более  60  тысяч  месячных расчетных показателей.

Принятие Закона об инвестициях способствовало привлечению  иностранных инвестиций   в   экономику   РК,   что   оказало   влияние   на    повышение производительного потенциала и  послужило  важным  инструментом  в  передаче технических и управленческих навыков из – за границы.

Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут  вноситься  в установленном  законодательством  РК  порядке  в  виде  зданий,  сооружений, оборудования и других  материальных  ценностей,  право  пользования  землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными  правами, включая право на интеллектуальную собственность.

 В целях  упорядочения заключения контрактов  с иностранными  инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления  контрактов,  что нашло отражение в Постановлении №  1  –  206  от  21  марта  1997  года  “Об утверждении   Рамочного   контракта   о    государственной    поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору  осуществляющему  инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.

За 1993 - 2001 гг. приток в Казахстан иностранных  прямых  инвестиций, без учета погашения кредитов, предоставленных прямыми инвесторами,  составил 12,8 млрд. долл., из которых 10,2 млрд. долл. - инвестиции в виде  кредитов, денежных  запросов  и  реинвестированного  дохода,   полученные   отдельными предприятиями  и  организациями  (79,2%),  1,9  млрд.  долл.  -  иностранный акционерный  капитал  (14,9%)  и  0,7  млрд.  долл.  -   взносы   в   бюджет иностранными инвесторами (5,8%).

Наибольший  удельный вес среди предприятий, осуществляющих  в  отчетном периоде внешнеэкономические операции с инвестициями, занимают предприятия  с частной  формой  собственности  (рисунок  1).  Приток   прямых   иностранных инвестиций  в  Казахстане  осуществляется  посредством  создания  совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных  предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление  иностранным  фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.

 

За период с 1993 по 2001 гг. объем иностранных  прямых  инвестиций,  с учетом погашения по обязательствам, составил 9157,2 млн. долларов.  До  1995 г. Казахстан не производил  погашение  кредитов  и  других  обязательств  по иностранным прямым инвестициям. Начиная с 1995 г.  республика  приступила  к погашению кредитов и других обязательств по иностранным прямым  инвестициям. Доля погашения принятых обязательств по  иностранным  прямым  инвестициям  в 1996 г. составила: - 7,5%, в 1997 г. – 18,0%, в 1998 г. - 25,0%, в 1999  г.

– 24,6%, в 2000г. – 51,4% и в 2001 г. – 76,5%. В целом за период с  1993  по 2001 гг. сумма погашения составила 2683,7 млн. долларов, из них 1415,3  млн. долларов в 2001 году.

Поступление ИПИ  в Казахстан в разрезе стран-доноров  за период  с  1993 по 2000 гг. приведено в рис.3. За  1993  -  2000  гг.  от  отдельных  стран- доноров в Казахстан  поступило  ИПИ  в  виде  кредитов,  денежных  запросов, реинвестированного дохода (без учета акционерного капитала  и  погашения  по обязательствам) в объеме 9381,7 млн. долларов. Наибольшие объемы ИПИ в  2000 г. получены Казахстаном от США -993,5 млн. долларов, Великобритании -  464,2 млн. долларов, Италии - 351,0 млн. долларов, Российской  Федерации  -  163,2 млн. долларов, Канады - 144,9 млн.  долларов  и  Нидерландов  -  109,9  млн. долларов. На рисунке 3  представлены  доли  поступивших  иностранных  прямых инвестиций по странам-донорам, среди которых 53,0% от  всех  поступлений  за 2000 г. составляют прямые инвестиции  стран США (36,1%)  и Великобритании (16,9%).

Согласно данным Национального Агентства по Статистике в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 %  в форме совместных предприятий.

В  привлечении  прямых  иностранных  инвестиций  в  1998  году  лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 %), вторым идет энергетический  комплекс  (8,  7%).

Между тем  потребность  РК  в  притоке  иностранных  инвестиций  очень велика.  Только  в  ключевые  отрасли   промышленности   требуется   десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).       Большой   круг   инвестиционных   проблем   в   легкой    и    пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.

В 2001 году РК получил  прямых инвестиций на общую сумму  около   2,  5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2002 году  составит  не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.

Иностранные    инвестиции    не    могут    быть    национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие  же  последствия, как национализация или экспроприация, за исключением  случаев,  когда  такая экспроприация  осуществляется  в  общественных  интересах,   с   соблюдением надлежащего законного порядка и производится без  дискриминации  с  выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.

 

2. 3 Принципы  стратегии экономического роста  РК до 2030 года

 

Мировая общественность в последнее время относится  к Казахстану с  большим доверием.  Это  основано  на  социальной  и  политической  стабильности,  на созданной законодательной базе, -  и  это  позволяет  надеяться  на  большой приток  инвестиций  в  приоритетные  отрасли  экономики   и   повышение   ее экономического потенциала.

30 июня  1998  года  Указом  Президента  РК  образован  СОВЕТ  ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган  при  Президенте  РК. Он призван разрабатывать рекомендации  по  улучшению  инвестиционного  климата, стратегии привлечения  иностранных  инвестиций  в  экономику  РК.  При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и  включения  их в  Программу  государственных  инвестиций  играют   Министерство   финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации

стратегии  развития  Казахстана  до  2030  года”,  принятым  в   г.   Астане определены кроме общих вопросов  развития  экономики  РК,  еще  и   принципы стратегии экономического роста:

  1. Ограниченное  прямое вмешательство государства  в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и  реформам  РК   координацию деятельности  государственных  органов  по  выполнению   стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.

2. Макроэкономическая  стабильность. Ее  целью  является   снизить  уровень среднегодовой  инфляции,  сохранить  управляемый  бюджетный  дефицит  и устойчивый курс тенге.

        Приоритетным является:

         - Ужесточение денежно-кредитной  политики;

         - Развитие финансовых институтов  и углубление финансовых рынков;

         - Повышение эффективности налоговой   и  бюджетной  политики  и   не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;

         - Координация денежно-кредитной  политики с налоговой  и   бюджетной политикой и пенсионной реформой;

         - Укрепление платежного баланса.

  3. Либерализация  цен.

  4. Открытая  экономика и свободная торговля. Целью ее является –  завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:

- ускоренное  развитие  экспортной  транспортной  инфраструктуры и коммуникаций;

-  рост  внешней   торговли  с  улучшением  структуры   и  географии экспорта и импорта;

- усиление  государственного  контроля  на  отдельных  рынках  при ограничении государственного регулирования на других рынках.

  5. Укрепление  институтов частной собственности.  Оздоровление и  укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм  и методов финансирования частного сектора.

  6. Приватизация.

  7.  Обеспечение   эффективной  защиты   иностранных   инвестиций.   Жесткое пресечение   финансовых   махинаций   со   средствами    индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала   репатриации   капитала.   Развитие   международной компании “Инвестирование в Казахстан”.

  8. Разработка  энергетических и других природных  ресурсов.  Целью  является формирование   экспортоориентированного,   технологически    связанного топливно-энергетического      комплекса.      Создание      эффективных энерготехнологий   с   использованием   разнообразных   энергоресурсов.

Создание евразийской  сети экспортных нефтепроводов и  газопроводов. Рост объемов  добычи  нефти  и  газа,  повышение   конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.

  9. Формирование  индустриальной технологической  стратегии.

10.  Диверсификация  производства.  Целью   этого   является   Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса  страны,  базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных  минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического  назначения.

Развитие  машиностроительных  производств,  ориентированных  на нужды отечественных производителей.  Подготовка  и  расширение  рынков  сбыта казахстанской продукции.

 

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Инвестиции как приоритетный источник экономического развития РК