Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- Рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- Изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- Проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- Проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции в человеческий капитал.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

 

По данным всемирной  организации здравоохранения, в  среднем по странам в мире расходы  на здравоохранение составили в 2009 году около 8,7% ВВП, то в России эта цифра составила - 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место. А лидеры по инвестициям в здоровье людей - США (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в человеческий капитал) - 15,3% ВВП. К тому же надо учесть, что и ВВП США в 6,7 раза больше российского ВВП (по паритету покупательской способности). Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве человеческого капитала, в экономике знаний и высоких технологиях. [21]

ВОЗ определен рекомендуемый  размер расходов на охрану здоровья на уровне 5% от ВВП. При этом критической  границей считается величина расходов в объеме 3% от ВВП, ниже которой система  здравоохранения становится нежизнеспособной.

По данным «Мировой базы индикаторов развития», в России расходы на здравоохранение в  расчете на одного жителя составляют 244,7 долл., в Беларуси - 145,5 долл., на Украине - 80,7 долларов. Для сравнения: в США  на одного жителя в год тратится на оказание медицинской помощи в целом свыше 6 тыс. долл., в Люксембурге - 5,9 тыс., Швейцарии - 5,6 тыс., Норвегии - 5 тыс., Монако - 5,3 тыс., Исландии - 4,4 тыс., Дании - 5,3 тыс., Австрии, Швеции и Германии по 3,6 тыс. долл.

Низкие инвестиции в  здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в России. И 47 место в мире по показателям здоровья населения. [31]

В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения - на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ на 222-м месте из 233. А российская система здравоохранения по данным ВОЗ находится на 130 месте. [25]

Однако есть и крайне позитивные показатели. Например, количество людей, впервые признанных инвалидами сократилось в 2010 году на 41 тысячу человек. (Табл.4) [38]

Стоит также отметить, что в 2011-2012 годах Россия планирует  увеличить расходы на систему  здравоохранения до 500 миллиардов рублей. Таким образом, прирост к 2010 году составит 28%. Увеличение финансирования должно позитивно сказаться на состоянии отрасли здравоохранения, однако не следует исключать возможность коррупционного фактора, который способен свести к минимум позитивные изменения от дофинансирования. [27]

Теперь обратимся к  системе инвестиций в интеллектуальный человеческий капитал.

В последние годы система  образования в России претерпела множество реформ. Большинство из них были призваны улучшить качество российского образования и сделать  его конкурентоспособным на мировом  рынке труда. Однако, значительно снизил позитивные изменения от реформ коррупционный фактор. Например, такие реформы, как введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) не искоренили коррупцию в школах и учреждениях общего среднего образования. А в некоторых регионах России довело ее до апогея.

 

Таблица 4 Численность  инвалидов в Российской Федерации

 

2008

2009

2010

Всего:

     

тыс. человек

966

934

893

на 10 000 человек населения

83,5

80,6

77,0

В процентах от общей  численности инвалидов:

     

инвалиды I группы

10,5

11,7

15,3

инвалиды II группы

52,2

49,8

43,9

инвалиды III группы

37,4

38,5

40,8

Из общей численности  инвалидов - инвалиды в трудоспособном возрасте:

     

всего, тыс. человек

431,8

436,6

441,0

в процентах от общей  численности инвалидов

44,7

46,7

49,4


 

Однако, количественные показатели системы образования  достаточно позитивны. В 2010 году в России насчитывается 1,36 миллиона учителей и 13,36 миллионов учеников, которые  распределяются по 53 тысячам школ (из них 34000 сельских и 19000 городских). Почти 3 000 учреждений среднего профессионального образования, в которых в 2010 году училось 2,2 миллиона студентов. А ВУЗов в России (без учета филиалов) 1114, в которых обучалось 7 миллионов студентов. Таким образом, около 8% населения являются учащимися средних и высших профессиональных образовательных учреждений. При этом конкурс на место в ВУЗе составил примерно 2,1 человека. Что свидетельствует о желании россиян вкладывать средства, время и силы в образование, повышая качество интеллектуального человеческого капитала. [34]

В рейтинге расходов на образование  в долях ВВП (3,8 - 4% ВВП в последние  годы) Россия в 2009 году была на 109-м месте  из 186 стран. Для сравнения: в США - 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии - 6,7%; Словении - 5,2%; Франции - 5,6%, Канаде - 4,9%. По качеству образования Россия заняла в 2010 году 38 (еще три года назад было 27) место в мире. [21]

Низки в России и инвестиции в НИОКР - они колеблются, по данным Росстата, все последние годы около 1-1,3% ВВП. В Германии, Дании, Австрии  инвестиции в НИОКР составляют около 2,5%, в США - 2,6%, в Израиле - 4,6%, в Южной Корее и Сингапуре - 2,3%, в Японии и Финляндии - 3,4%, Швеции - 3,7%. [21]

К тому же отдача от инвестиций в науку очень низка. Основная причина - деградация человеческого  капитала, слабость и неэффективность российской науки и невостребованность инноваций экономикой. В России практически отсутствуют конкурентные рынки - основной стимулятор инноваций. Процент инновационных предприятий (по данным Росстата - 9,4% в 2009 году) в России ниже, чем у государств ЕЭС. Для сравнения: в Эстонии их доля составляет 47%, в Германии - 73%, в Греции - 35%; в Бельгии, Дании, Ирландии, Австрии - около 60%. [21]

В культуру, религию и  отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2008 году составили 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции - 2,9%; в Казахстане - 3,8%; в Великобритании - 2,4%). Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на 28-е месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на 201-м месте из 212. [33]

Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку  были стабильно низкими в долях  ВВП и при высоких, и при  низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в человеческий капитал, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла 138-е место из 153.[21]

Анализ процессов научно-технического развития показывает, что человеческий капитал, циклы его роста и  развития являются главными факторами  генерации инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Причем уровень и качество национального человеческого капитала определяют верхнюю планку в развитии науки и экономики. И без поднятия качества национального человеческий капитал до уровня требуемого экономикой знаний, качества и этики труда перейти к инновационной экономике и тем более экономике знаний невозможно.

Инвестиции в российский человеческий капитал не только низки, но и их эффективность намного  ниже, нежели в странах с невысоким уровнем преступности и коррупции и высоким качеством жизни. Доллар, вложенный в образование, здравоохранение или науку в США, примерно вдвое эффективнее, чем в России, по причине разворовывания средств и коррупции.

В России не только низки  инвестиции в человеческий капитал, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.). В рейтинге 2009 года Россия заняла 74-е место с инвестициями в основной капитал 21,5% ВВП (норма накопления). На протяжении последних лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%. Лидирует в этом рейтинге Китай с 46,3%, в среднем в мире за 2009 г. норма накопления - 22,7%, в Испании - 24%, Канаде - 21,5%, Германии - 17,6%, США - 12,2%. [21]

По данным McKinsey, для  каждого процента прироста ВВП для быстро растущих экономик необходимо увеличение нормы накопления на 2,5%. Для России из-за неэффективности человеческого капитала и сопутствующих причин эту цифру необходимо по крайней мере удвоить. Поэтому для обеспечения прироста (неценового) российского ВВП на уровне 8% необходимы инвестиции порядка 40% ВВП, т.е. удвоение нынешних инвестиций в основной капитал.

Главной причиной полисистемного кризиса в России, торможения ее развития и модернизации является низкое качество российского человеческого капитала, в котором велика отрицательная составляющая в виде криминала, коррупционеров, непрофессионалов, разного рода мошенников, наркоманов, пьяниц, бомжей. Необходимо резкое и приоритетное увеличение инвестиций в человеческий капитал.

Таким образом, общая картина инвестирования государства в человеческий капитал достаточно неблагоприятна. Особенно для страны, выбравшей путь модернизации экономики.

Поскольку качество человеческого  капитала зависит от состояния образования, здравоохранения и культуры, постольку необходимо изменить подход государства к финансированию отраслей социальной сферы, с учётом мировых стандартов. Необходимо, наконец, осуществить кардинальное повышение цены труда данных категорий работников. Хотя только лишь повышение финансирования и увеличение заработной платы работникам образования, здравоохранения, науки сами по себе не могут быть исчерпывающими условиями качественных изменений в жизнедеятельности общества.

 

III. Способы удовлетворения интересов общества с помощью инвестиций в человеческий капитал

 

Благополучие общества и удовлетворение его потребностей возможно лишь в странах со стабильной, успешной и эффективной экономикой. Очевидно, что в современном быстро меняющемся мире, в котором продукты и производственные мощности устаревают все быстрее, важнейшим капиталом и ресурсом экономики являются именно люди - человеческий капитал. Это связано с тем, что в современных условиях бизнес в любой отрасли может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных инноваций - генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и реализуют идеи именно люди. И для того, чтобы успешно функционировать в новой экономической реальности, где центральное место занимает именно человек, необходимо повысить качество российского человеческого капитала и эффективность его использования.

На современном этапе  развития, наиболее важными структурными элементами человеческого капитала для инвестирования нам видятся  интеллектуальный и физиологический.

Современная Россия, как  уже отмечалось выше, характеризуется масштабными экономическими преобразованиями. Эти преобразования обусловлены необходимостью развития ныне существующей экономической системы в более эффективную и успешную, путем устранения накопленных за постоветский период противоречий и сковывающих развитие экономики институтов. Кроме того, России приходится ориентироваться на постиндустриальные перемены, которыми охвачены все развитые страны мира. Назрела необходимость экономических перемен. Комплекс этих предпосылок послужил отправной точкой для выдвижения на передний план экономической модернизации. Ведь оттого, насколько успешно Россия сможет влиться в новые постиндустриальные экономические реалии мира, зависит не только ее экономическое, но и внешнеполитическое положение, так как процессы глобализации неумолимо стирают границы стран и континентов.

Для повышения качества российского человеческого капитала к нему необходим системный инвестиционный подход - необходимо инвестировать  опережающими темпами одновременно все его составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы. Необходимо не отделять в стратегиях и процессах развития инвестиции в образование, науку и инновационную систему от инвестиций в воспитание, культуру, здоровье людей, личную безопасность, инфраструктуру, что вместе и называется инвестициями в человеческий капитал и качество жизни.

Рост инвестиций в  физический капитал необходимо увеличивать  за счет повышения инвестиционной привлекательности  России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Началом экономической  модернизации страны принято считать  статью Д.А. Медведева «Россия вперед!», в которой он утверждает, что Россия должна стать страной, ориентированной  не столько на сырьевые ресурсы, сколько  на интеллектуальные, способные производить инновационные знания и технологии.

Однако, для реализации модернизации необходим целый социальный класс людей, обладающих достаточным  потенциалом и знаниями. По мнению М. Ходорковского, численность этого  класса должна составлять не менее 3% трудоспособного населения, то есть не менее 2 миллионов человек. И основу этого класса должны составить профессиональные ученые - инноваторы, молодые специалисты и широкие слои гуманитарной интеллигенции. Однако, они должны обладать созидательным, а не паразитарным типом мышления. [23] Но проблема кроется не только в наличии этого слоя, но и в готовности общества предоставить ему необходимые трудовые ресурсы, отвечающие требованиям квалификации и лояльности. По данным исследований рекрутинговых компаний, из топ-10 наиболее популярных профессий 2010 года в 2005 году шести еще не существовало. Таким образом, говоря о современных требованиях к человеческому капиталу в России, в первую очередь стоит обращать внимание не на его количество, а на его качество и адекватность запросам современной экономики.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал