Инвестиции в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества.
В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;
- Рассмотреть понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;
- Изучить понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;
- Проанализировать современную ситуацию с инвестициями в человечески капитал в России;
- Проанализировать возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции в человеческий капитал.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на данном этапе экономического развития, в  России существует необходимость в  инвестициях в образование. Причем в такие сферы как инновационная  экономика, инновационные технологии. Для того, чтобы ликвидировать имеющийся дефицит кадров, государству и бизнесу необходимо ассигновать средства для открытия новых специальностей в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях. Изыскать средства для этих нововведений можно путем постоянного мониторинга востребованности специальностей на рынке труда и сокращения мест по невостребованным в пользу открытия новых учебных мест на актуальных направлениях образования. Система среднего и высшего профессионального образования должна, в первую очередь, ориентироваться не на саму себя, а на потребности быстро развивающейся экономики.

Однако, помимо инвестиций на расширение и реструктуризацию специальностей, существует необходимость инвестиций и в материально-производственное оснащение учебных заведений, а также финансирования на оплату труда более квалифицированных преподавателей. Для решения этих задач одних лишь государственных инвестиций недостаточно. Необходимо привлечение в сферу образования частных инвестиций. Можно предложить следующие способы:

. Партнерство предприятий и образовательных учреждений. На основании договорных отношений предприятие оплачивает обучение учащегося или содержание определенной специальности в учебном заведении, взамен учащиеся будут обязаны отработать какое-то время на предприятии. Таким образом, одни получают средства на ведение своей уставной деятельности или обучение, вторые - гарантированные кадры необходимой квалификации.

. Создание эндаумент-фондов. Механизм деятельности эндаумент-фондов  таков: жертвователи - те, кто вкладывает средства - вносят пожертвования в некий фонд; этот фонд необходимую сумму (на основе строгого соблюдения устава) передаёт управляющей компании (например, банку); банк вкладывает эти средства так, чтобы обеспечить доход. Эндаумент-фонд аккумулирует деньги в течение некоторого времени и получает доход. Отличен и механизм сбора средств: в эндаумент-фонды часто жертвуют выпускники, партнёры, заинтересованные организации. По современному законодательству для создания эндаумент-фонда необходимо собрать не менее 3 миллионов рублей. Для того, чтобы выполнить это условие, образовательные учреждения могут объединяться.

. Механизм реализации  строительства зданий для общеобразовательных  учреждений на основе инвестиционного  договора. Многие учебные заведения  оказались перед необходимостью решать задачи строительства новых зданий для спортивных залов, бассейнов, учебных корпусов. Напрямую заключить договор с инвестором образовательное учреждение не может (по существующему законодательству). Но Управляющий совет, Наблюдательный совет может принять решение о передаче земельного участка учредителю, а учредитель имеет право заключать договор с инвестором на строительство. Конечно, инвестор, будет заинтересован в получении прибыли от эксплуатации, например, спортивного зала во внеурочное время. Но в течение учебного дня, в рамках образовательной программы - зал в распоряжении учебного заведения.

. Привлечение инвестиций  на реализацию образовательной  программы. Сертификат участия  в предоставлении платных образовательных услуг гарантирует инвестору получение дохода от реализации программы и удостоверяет право владельца на получение прибыли. Именные облигации гарантируют права на получение прибыли. Когда речь идет об авторах программ, автономные учреждения могут оформить в виде займа эту облигацию, определив её стоимость, и сам автор образовательной программы будет получать процент и может вернуть всю стоимость облигации.

Отдельно стоит отметить систему переподготовки кадров, поскольку  ко времени, когда человек овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками, требования экономики могут кардинально измениться. На сегодняшний день существует немалое количество центров переподготовки, однако пройти соответствующий курс не каждому по карману. Зачастую люди стремятся овладеть новой профессией или углубить знания в прежней, чтобы получить экономические выгоды в виде увеличения дохода. Но для кого-то смена профессии - единственный способ получить хоть какой-то доход. Поэтому необходимо достаточное количество центров переподготовки и повышения квалификации работников, в которых существуют места, финансируемые из федерального или местного бюджетов. Возможно и введение системы, используемой в ВУЗах, совместно с предприятиями, когда фирма оплачивает обучение своего потенциального (или реального) работника, а тот, в свою очередь, обязуется отработать на предприятии определенное количество времени. Это поможет избежать нежелательных рисков инвестирования в человеческий капитал и со стороны предприятия (обучающийся гарантированно будет работать на предприятии) и со стороны обучающегося (он гарантированно будет трудоустроен).

Помимо инвестиций в  образование, не менее важными являются инвестиции в здравоохранение. Потому что здоровье - один из приоритетных интересов общества. Прогрессивное развитие здравоохранения возможно только посредством постоянных инвестиций и инноваций с использованием механизма государственно-частного партнерства.

Проблема современного российского здравоохранения именно с позиции инвестиций кроется  в столкновении двух взаимодополняющих сил - бизнес-интереса компаний: фармацевтических, медицинских, которые стремятся в этой сфере заработать, и, с другой стороны, социальной ответственности государства. Кроме того, в России не существует определенных, документально оформленных планов развития здравоохранения как отрасли.[24]

Решить проблему недостаточного инвестирования в сферу здравоохранения  может создание крупного медико-социального  холдинга федерального уровня, способного качественно изменить ситуацию на рынке  медицинских услуг, формирование мощной и конкурентноспособной инфраструктуры частной системы здравоохранения. Для этого необходимо обеспечить непосредственное участие в проекте структур, формирующих частную систему как таковую. Это - профессиональные саморегулируемые организации.

Зарубежный опыт создания и функционирования крупных медико-социальных холдингов (с включением элементов  страхования и лекарственного обеспечения), доказывает эффективность подобных структур в охране здоровья граждан.

Учитывая современное  состояние частной системы здравоохранения в Российской Федерации, представляется возможным создать медико-социальный холдинг федерального масштаба, основной задачей которого станет оказание медицинской и социальной помощи населению в рыночном сегменте здравоохранения. Медико-социальный холдинг призван стать инфраструктурным ядром всей частной системы здравоохранения Российской Федерации. [32]

Но обратимся к уже  существующей системе государственно-частного партнерства (ГЧП) в России. Напомним, частные клиники, которые решили участвовать в ГЧП, должны проработать в программе не менее года и установить единые государственные тарифы. При концессионных соглашениях, больница обязана оказывать бесплатную медицинскую помощь в необходимом минимуме, а государство в этом случае берет на себя часть расходов по созданию и реконструкции помещений.

Если компания участвует  в проекте как инвестор или  генподрядчик, то она осуществляет ремонт здания медицинского центра, его  оснащение необходимым оборудованием  и, разумеется, получает часть дохода от платных услуг. Однако в случае с частными клиниками все упирается в тарифы. Предприниматели не могут выйти в точку рентабельности, и им приходится надеяться на то, что самую дорогостоящую часть работы возьмет на себя государство.

Соответственно, либо государству придется вкладывать огромные средства в эти партнерские учреждения, а оно этого делать не станет, ведь тогда проще будет создать новые государственные учреждения, финансируемые из бюджета и предлагающие некоторый перечень платных медицинских услуг населению, либо частным клиникам придется увеличивать стоимость предоставляемых услуг. В США пошли по второму пути. В результате, для некоторых слоев населения, не способных оплатить медицинскую страховку, услуги больниц недоступны. В реалиях нашей страны это может означать, что пенсионеры, инвалиды, многодетные малоимущие семьи и прочие малоимущие слои населения останутся лишь с доступным минимумом медицинского обслуживания. А то и вовсе без него. Кроме того, стоимость платных услуг может быть столь высокой, что их себе смогут позволить лишь состоятельные люди. Тогда здоровье превратится в роскошь. И таким образом, реализация общественного интереса в здоровье значительно осложняется.

Поэтому государству  следует привлекать частные инвестиции в данную сферу, но вопросы оказания медицинских услуг, их стоимости, качества и прочих характеристик все же стоит оставить под контролем государства.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к выводу, что на современном этапе развития российской экономики повысить качество человеческого капитала возможно лишь в случае объединения личных, частных и государственных инвестиций. Человеческий капитал - это часть национального богатства страны. Более того, общественные интересы напрямую связаны с его качеством и количеством. Поэтому нужно изыскивать все новые и новые формы инвестирования в индивидуума, чтобы постоянно повышать его способность приносить доход, в первую очередь, самому себе, а впоследствии и своему работодателю (источнику частных инвестиций, если говорить о коммерческом секторе) и государству в качестве налогов.

 

Заключение

 

Целью данной работы являлось рассмотрение теоретических и практических основ инвестиций в человеческий капитал и их влияние на интересы российского общества. Она реализовалась посредством выполнения следующих задач:

- Изучено понятие человеческого капитала, его сущность, структуру, классификацию;

- Рассмотрено понятие интересы общества, установить его взаимосвязь с понятием инвестиции в человеческий капитал;

- Изучено понятие инвестиции в человеческий капитал, их содержание, структуру, виды;

- Проанализирована современная ситуация с инвестициями в человечески капитал в России;

- Проанализированы возможные способы удовлетворения общественных интересов с помощью инвестиций в человеческий капитал.

В курсовой работе изложена тема инвестиций в человеческий капитал  и интересов общества, которые  тесно взаимосвязаны между собой, так как лежат в одной экономической  плоскости. Наиболее многочисленным в  нашей стране является класс наемных работников. Поэтому интересы именно этого слоя были представлены в данной курсовой работе. Благополучие общества (как один из приоритетных общественных интересов) напрямую зависит от экономической ситуации в стране, которая, в свою очередь, непосредственно связана с качеством человеческого капитала страны.

Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального  общества. Создание и управление инновационными технологиями под силу лишь крайне квалифицированной рабочей силе. Кроме того, чтобы успешно осуществлять экономические преобразования, необходимо четкое и глубокое понимание деловой конъюнктуры, возможностей и потенциала рынков, их практического значения, которое также неразрывно связано с качеством человеческого капитала каждого конкретного работника, который он использует в процессе производства для создания богатства общества..

Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные  затраты на общее образование, специальную  подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.

Уровень экономического развития все в большей степени  определяется состоянием нематериальных форм богатства, творческим потенциалом  человека и сфер, обеспечивающих развитие личности и формирование нового знания. Указанные изменения нашли теоретическое обоснование в экономической науке и, прежде всего, в теории человеческого капитала.

Экономические оценки человеческого  капитала стали широко использоваться как на микроэкономическом, так и  макроэкономическом уровнях для  определения величины национального богатства, потерь общества от войн, болезней и стихийных бедствий, в сфере страхования жизни, выгодности инвестиций в образование, здравоохранение, миграцию и для многих других целей.

Выделяя в структуре  человеческого капитала три основных составляющих - капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры, современная наука в качестве решающего фактора развития человеческих ресурсов и экономического роста рассматривает образование и, в особенности, его высокие уровни. Это связано со специфической функцией системы высшего образования, заключающейся в формировании и совершенствовании активного элемента процесса производства, в накоплении интеллектуального потенциала, который в значительной мере определяет эффективность и конкурентоспособность национальной экономики. Высшее образование вооружает человека методологией выбора во все возрастающем потоке информации, развивает его креативные способности.

Благополучие общества и удовлетворение его потребностей возможно лишь в странах со стабильной, успешной и эффективной экономикой. В современных условиях бизнес в любой отрасли может успешно развиваться только путем постоянных, перманентных инноваций - генерации и реализации идей. А, как известно, генерируют и реализуют идеи именно люди. И для того, чтобы успешно функционировать в новой экономической реальности, где центральное место занимает именно человек, необходимо повысить качество российского человеческого капитала и эффективность его использования.

Улучшать качество человеческого  капитала возможно с помощью инвестиций. Инвестиции в человеческий капитал - это вложения, предпринятые для увеличения производительности труда. Инвестиции могут осуществляться как самим индивидуумом, так и работодателем, и государством. Последние являются наиболее значимыми для интересов общества, так как их размер и масштабы наиболее значительны.

Информация о работе Инвестиции в человеческий капитал