Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 02:30, курсовая работа
Я решила написать курсовую работу на тему “Инвестиции и сбережения в национальной экономике, их динамика в РБ", так как считаю, что инвестиции играют важнейшую роль как на макро -, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из – за границы.
Введение ................................................................................. 3
Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА
1. Инвестиции как экономическая категория,
их классификация и структура...................................………........... 5
1.2 Факторы определяющие инвестиции……………….………..11
1.2 Сбережение – источник инвестиций............…………........... 14
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ
2. 1. Инвестиции в экономике Республики Беларусь..............................................................……………............. 16
2. 2. Иностранные инвестиции в РБ........................................................................…………….............. 20
2. 3. Динамика инвестиций в РБ …… .................……………......... 22
Заключение . .........................................…............................ 27
Список литературы ……………...….......…....................... 29
В конечном итоге они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли[8, с. 71].
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономической категорией и играют значимую роль, как на макро-, так и на микроуровне, в первую очередь для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
Но из
– за общей экономической
Состояние инвестиционной деятельности в республике характеризует динамика следующих показателей:
Косвенно, но достаточно объективно состояние инвестиционной деятельности характеризуют темпы роста основных макроэкономических показателей:
1) национального дохода;
2) ВВП и ВНП;
3) объема промышленного производства;
4) выпуска
отдельных важнейших видов
5) объема
сельскохозяйственного
6) производительности общественного труда;
7) и других.
Объективность
этих показателей в оценке инвестиционной
деятельности связано с тем, что их рост
не мыслим без вложения инвестиций. Эти
же показатели в определенной мере характеризуют
и эффективность использования инвестиций.
Если темпы роста этих показателей опережают
темпы роста инвестиций, то это явный признак
повышения эффективности использования
инвестиций и наоборот[8, с. 72].
2.2 Иностранные
инвестиции в РБ
На 1 января 2000 года в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 500 представительств зарубежных компаний-производителей, 2250 совместных предприятий (СП) и предприятий с иностранным капиталом (ИП).
В январе 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-З от 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)
Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику.
Положения настоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.
Иностранные инвестиции – это вложенные (вкладываемые) иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.
Объектом иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь могут быть: любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики; здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц; акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства; научно-техническая продукция; права на интеллектуальные ценности; иное имущество и приобретенные имущественные права, включая права на пользование землей и другими природными ресурсами республики для осуществления своей деятельности.
Иностранными инвесторами на территории Республики Беларусь могут быть иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные юридические и физические лица, а также граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное место жительства за границей.
Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь могут осуществляться в формах: долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами; создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения предприятий, зданий, сооружений, акций и других ценных бумаг; приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав; в любых других формах хозяйственной и иной деятельности, не противоречащих законодательству, действующему на территории Республики Беларусь.
Изменение формы,
в которой первоначально
Под реинвестированием понимается вложение на территории Республики Беларусь иностранным инвестором принадлежащих ему доходов, полученных от деятельности в формах, определенных частью первой настоящей статьи, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.
Под предприятием с иностранными инвестициями понимается предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.
Совместным предприятием на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставной фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.
Иностранным предприятием является юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть образовано или путем его учреждения, или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, или приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации в соответствии с настоящим Законом.
Предприятия с
иностранными инвестициями создаются
в форме акционерных обществ, обществ
с ограниченной ответственностью и иных
хозяйственных обществ и товариществ,
а также в иных формах, не противоречащих
законодательным актам Республики Беларусь[8,
с. 154].
2.3 Динамика
инвестиций в РБ
Инвестиционные процессы играют слишком важную роль в трансформации и развитии национальной экономики. На это прямо указывает опыт стран Центральной и Восточной Европы. Обновление и рост оказываются тесно взаимосвязанными. Реструктуризация экономики постсоциалистических стран требует наращивания инвестиционных процессов. Если оценить ситуацию в Республике Беларусь в инвестиционной сфере, то она не даёт повода для оптимизма.
С точки зрения происхождения, инвестиционные процессы могут осуществляться по трём направлениям. Первый вид инвестиций – государственные инвестиции. В рамках экономической политики, направленной на сохранение командных высот в экономике в руках государства, государственные инвестиции должны оставаться доминирующими. Около 70% стоимости основных фондов национальной экономики находится в руках государства. Очевидно, возможности государственного инвестирования ограничены. Так в январе – сентябре 2000 года за счёт госбюджета было покрыто только 22% расходов предприятий на пополнение оборотных средств и текущий ремонт оборудования[10, с. 38]. Государственный бюджет уже много лет сводится с дефицитом. Государственные сбережения имеют отрицательное значение. Ожидать радикальных положительных изменений в ближайшем будущем не приходится. Не отрицая значимости государственных инвестиций, следует прогнозировать и определённым образом ожидать уменьшение доли и соответственно роли государственных инвестиций. По-видимому, государство может взять на себя наиболее капиталоёмкие и длительные проекты, имеющие своим результатом производство общественных и псевдообщественных благ. В то же время широкое государственное участие в процессах модернизации экономики невозможно.
И оставалась на достаточно низком уровне 4.6% в 2000 году против 4.4% в 1999 году.
Нормализации инвестиционных процессов препятствуют высокие темпы инфляции. Параллельно росту затрат на инвестиции происходило обесценение инвестиционных средств. Так если рост индекса потребительских цен за 2000 год составил 268.6%, тоиндекс цен производителей и индекс цен на строительно-монтажные работы (формирующие цены на инвестиционные товары), соответственно на 285.7% и на 332.4% соответственно[12, с. 18].
В итоге приходится констатировать в 2000 году сокращение в реальном выражении на 31.7% валовых выдач кредитов коммерческим банкам на инвестиции в основной капитал в производственную и непроизводственную сферу. Их доля в объёме кредитов экономике составила 6.2%, что на 4% ниже, чем в 1999году[12, с. 13], что явилось результатом оттока средств банковской системы на текущее кредитование экономики. Одновременно следует отметить рост доли валютных кредитов на инвестиции. Доля кредитов в иностранной валюте в общем объеме кредитов на финансирование капвложений в производственную сферу составила 75.8%, кредитов в национальной валюте соответственно 24.2%. В 1999 году на долю кредитов на инвестиции в иностранной валюте приходилось только 45.4% всех инвестиционных средств[12, с. 16].
Сбережения, основной источник капвложений любой страны, в силу нестабильности денежной системы страны, расстройства денежного обращения не могут играть роль основного источника инвестиционных средств в экономике. Помимо того, что в условиях сжатия совокупного спроса действует парадокс бережливости, который уменьшает и без того не широкую базу сбережений, домашние хозяйства предпочитают хранить свои сбережения в иностранной валюте, в виде наличных долларов. Увеличение объемов циркулирующей в стране иностранной наличной валюты - -это вывоз капитала, и причем преднамеренный. Подобный прирост наличных денег в иностранной валюте происходил преимущественно за счет сектора домашних хозяйств. Сбережения либо в своей основной массе тезаврируются в иностранной валюте, либо опять же в этой валюте включаются в процесс оборота финансовых операций. До тех пор пока наши активы будут пополнять пассивы американской резервной системы, до тех пор экономики переходного периода будут играть роль доноров американской экономики. Кризисная экономика, принимая к платежам американские доллары, предоставляет кредит американской резервной системе. Министерство финансов и резервная система могут без боязни реализовать дополнительные программы, сопровождающие такими же эмиссиями. Американские деньги получают обеспечение белорусскими, российскими товарами, обязательствами или прочими активами. С деньгами, которые хранятся в качестве средства сбережения домашних хозяйств, и вовсе происходят удивительные вещи. Они выходят из оборота, превращаясь в сокровище, и освобождают место новой эмиссии без потери стоимости доллара. Такую функцию американские бумажные деньги не выполняют даже у себя дома. Подобная история может сниться только золоту в настольгических снах. Быть может, вывоз американских дензнаков или размещение безналичных счетов в американских банках самое безобидное последствие господства американской валюты в нашей экономике. Национальная экономика, испытывающая острый недостаток инвестиционных средств, в то же время является источником нелегального вывоза капитала. По некоторым оценкам, которые трудно поддаются количественной проверке, нелегальный вывоз капитала из республики составляет примерно 2 млрд. долларов в год.
Информация о работе Инвестиции в национальной экономике, их динамика в Республике Беларусь