Инвестиции в национальной экономике, их динамика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 02:30, курсовая работа

Описание

Я решила написать курсовую работу на тему “Инвестиции и сбережения в национальной экономике, их динамика в РБ", так как считаю, что инвестиции играют важнейшую роль как на макро -, так и на микроуровне. По сути, они определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение иностранных инвестиций в экономику республики и их освоение способствуют повышению производительного потенциала ее экономики, служат важным инструментом передачи технических и управленческих навыков из – за границы.

Содержание

Введение ................................................................................. 3

Глава 1. ИНВЕСТИЦИИ, ИХ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРА

1. Инвестиции как экономическая категория,
их классификация и структура...................................………........... 5
1.2 Факторы определяющие инвестиции……………….………..11
1.2 Сбережение – источник инвестиций............…………........... 14
Глава 2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РБ

2. 1. Инвестиции в экономике Республики Беларусь..............................................................……………............. 16
2. 2. Иностранные инвестиции в РБ........................................................................…………….............. 20
2. 3. Динамика инвестиций в РБ …… .................……………......... 22
Заключение . .........................................…............................ 27
Список литературы ……………...….......…....................... 29

Работа состоит из  1 файл

Инвестиции.doc

— 248.00 Кб (Скачать документ)

Частные сбережения могут стать источником инвестирования в случае того, если альтернативные издержки хранения домашними хозяйствами своих сбережений станут выше, чем в рублевых депозитах. Это окажется возможным в случае решения двух проблем. Снижение темпов инфляции до умеренных величин, обеспечения положительных доходов рублевых вкладов. Динамика сбережений за первый квартал 2001года - тому убедительное подтверждение. За первый квартал вклады населения в национальной валюте выросли на 66.6%, а в иностранной валюте уменьшились на 0.9%, так что общее увеличение депозитов дало прирост 25%. Такой результат напрямую связывается с относительной стабилизацией обменного курса национальной валюты и политики реальных положительных процентных ставок по вкладам[13, с. 9].

Понятно, что  решение обозначенных проблем в  то же время в определенной мере будет противоречить расширению инвестиционного процесса. Снижение темпов инфляции, предполагает проведение сдерживающей налогово-бюджетной политики, а также политики дорогих денег. Реализация этих мер может увеличить налоговое бремя, уменьшить государственные расходы и неизбежно приведет к росту ссудной процентной ставки. Как известно, функция инвестиций является обратной от ставки банковского процента. Таким образом, общие условия хозяйствования опять ухудшаются. Расширение инвестиций становится возможным при условии повышения эффективности работы предпринимательского сектора. Создать стимулы к такому совершенствованию может только расширение конкуренции производителей товаров и услуг. Сформировать конкурентные условия в короткие сроки можно только путем расширения среднего и малого бизнеса.

На фоне проблематичности использования внутренних источников капвложений привлечение иностранных  инвестиций, выступает спасительным, желательным фактором позволяющим  решить многие проблемы. Однако, следует  отметить в отношении экономики  республики неспособность привлечь прямые иностранные инвестиции. Чистые прямые иностранные инвестиции в 1998 году в РБ составили 144 млн. долл. Из бывших соцстран только пять оказалось позади РБ: Литва - 19, Киргизстан - 102, Туркменистан - 80, Молдова – 85, Узбекистан – 85. В первой половине 2000 года прямые иностранные инвестиции в РБ, вклады в совместные предприятия, иностранные предприятия, покупка акций за валюту сократилась на 72.9% по сравнению с аналогичным периодом 1999 года и составили 47.2 млн. долларов. В общем объеме прямых инвестиций свыше 13 млн. составляют вклады совместных и иностранных предприятий, что на51% меньше по сравнению с 1999 годом[15, с. 131].

Таким образом, в национальной экономике проблема привлечения иностранных инвестиций стоит так же остро, как и проблема мобилизации внутренних источников накопления на инвестиционные цели.

Объем инвестиций в основной капитал и строительство  в Беларуси в первом квартале текущего года увеличился на 7% по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года и составил 624,7 млрд.бел.руб., сообщили в Министерстве статистики и анализа.

Прогнозом социально-экономического развития страны на 2002 год предусмотрен прирост объема инвестиций в размере 6-7%, в том числе за первый квартал - 3%.

По данным Минстата, на объектах непроизводственного назначения в январе-марте использовано 257,7 млрд.бел.руб. инвестиций или 90,6% к аналогичному периоду прошлого года. В объекты производственного назначения инвестировано 367 млрд.бел.руб. (124,1%), причем их удельный вес по сравнению с первым кварталом прошлого года вырос с 50,7% до 58,7%. В общем объеме инвестиций на строительно-монтажные работы пришлось 332,3 млрд.бел.руб. (104,2%).

В Минстате сообщили, что доля государственных средств  в общем объеме инвестиций в основной капитал в январе-марте выросла с 59,1% до 59,6% и составила 372,5 млрд.бел.руб. Доля частных средств снизилась с 40,5% до 39,8% и составила 248,7 млрд.бел.руб., доля средств нерезидентов выросла с 0,4% до 0,6% и составила 3,5 млрд.бел.руб.

В 2001 году объем  инвестиций в основной капитал снизился на 6,1% по сравнению с 2000 годом и составил 2949,4 млрд.бел.руб. Как пояснили специалисты Минэкономики, основными причинами сокращения инвестиций было снижение на треть объема бюджетных средств и ухудшение финансово-экономического состояния промышленных предприятий [17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 
 

  Что нужно  для того, чтобы РБ реализовала  все возможные варианты улучшения  инвестиционного климата ?

  Прежде  всего необходимо улучшение социально-экономической  ситуации в стране, и, как следствие, — развитие финансового рынка. Государство должно позаботиться о развитии рынка корпоративных ценных бумаг. Предстоит принять недостающее законодательство, в котором в полной мере учесть современные реалии, унифицированные требования к деятельности любой фирмы, защитить права и интересы инвесторов, обеспечить надежность вложений. Нужно отказаться от двойного налогообложения корпоративных бумаг.

  Но даже при выполнении всех этих условий  требуется определенное время, чтобы  проявился профессионализм управляющих компаний, их умение ориентироваться на финансовом рынке. Чтобы успели поступить доходы от удачно вложенных активов фондов (акционерных, паевых, пенсионных) и кредитных потребительских кооперативов. Чтобы и в Беларуси проявились достоинства взаимного, перекрестного контроля тех, кто обеспечивает деятельность фонда. Чтобы реально заработала конкуренция за деньги инвесторов, как внутри каждой формы коллективного инвестирования, так и между формами, а также между ними и банками. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

  Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в белорусскую  экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Беларуси цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Беларусь достижения научно технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Беларуси в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей выхода из современного общественно экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни белорусов. При этом необходимо иметь в виду, что интересы белорусского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов с другой, непосредственно не совпадают. Беларусь за интересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Беларуси, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

  Поэтому перед нашей страной стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют белорусские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

  Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Белорусскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
 
 
    1. William F. Sharpe. Investments.-М.: ИНФРА-М, 1999(перевод с англ.), с. 289
    2. Бизнес. Коммерция. Рынок. Словарь-справочник..-М., 1999, с. 560
    3. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.-Л. 1991, с. 362
    4. Долан Э. Дж. Макроэкономика.- СПб., 1994, с. 532
    5. Хейлбронер Р. Туроу Л. Экономика для всех.- Новосибирск., 2000, с. 456
    6. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера.    Книга биржевика. Книга финансового брокера.-М., 1997, с. 297
    7. Веремеенко С. Новая стратегия привлечения иностранных    инвестиций в Россию// Год планеты: Экономика. Политика.    Трибуна предпринимателей. Банки. Культура. Вып. 1998г..М., 1999, с. 324
    8. Инвестиционная политика Беларуси. Под ред Г. М. Лыча.- Институт экономики Академии наук Беларуси.- Мн., 1996, с. 160
 
    1. ПромышленностьРеспублики  Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2000
    2. Проблемы и приоритеты./Дело. Восток + Запад. Вестник внешнеэкономических связей РБ. №1, 2001
    3. Четыре из каждых десяти убыточны. Константин Скуратович./Белорусский рынок. №18, 2001
    4. Галина Мойсейчик. Анализ кредитно-инвестиционной деятельности банков в 2000 г./Вестник Ассоциации белорусских банков.№7, 2001
    5. Анатолий Тарахович. Сбережения в рублях самые выгодные./Белорусский рынок. №15, 2001
    6. Разумейко Ольга. Частный клиент или мелкая сошка?/Известия. 29 марта 2001
    7. Статистические материалы./Белорусский экономический журнал. №4, 2000
    8. Дайкер Д. Уроки реформ в Центральной и Восточной Европе и их влияние на экономическую науку./Белорусский экономический журнал. №4, 1999
    9. WWW.All.by

Информация о работе Инвестиции в национальной экономике, их динамика в Республике Беларусь