Инвестиции в реальный сектор экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание

Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Огромное значение для РК имеют внутренние инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию отечественного производства.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Инвестиции.docx

— 76.85 Кб (Скачать документ)

3.2 Правовой режим привлечения  иностранных инвестиций 

В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения  параллельно создавалась и нормативно - законодательная база в области  инвестиций.

Казахстан стремится создать  благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для  деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам  инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в  действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который  определил правовой режим иностранных  инвестиций в Казахстане, установил  формы осуществления и объекты  вложения иностранных инвестиций в  Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с  существенными дополнениями и изменениями.

28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной  поддержке прямых инвестиций”,  в котором регулировались отношения,  возникающие в процессе поддержке  прямых инвестиций в РК, и в  котором определялся единственный  государственный орган, уполномоченный  осуществлять государственную поддержку  и представлять РК - “Агентство  РК по инвестициям”, председатель  которого назначается и освобождается  от должности только Правительством  РК..

Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила  предоставления льгот и преференций  при осуществлении инвестиционной деятельности.

Правовой режим предусматривает  гарантии для иностранных инвесторов, основные их которых:

1) национальный режим,  т.е. иностранные инвесторы вправе  пользоваться условиями не менее  благоприятными, чем отечественные  инвесторы;

2) правительственные гарантии  от имени республики;

3) гарантии от изменений  законодательства и политической  ситуации;

4) гарантии от экспроприации  и др.

Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и  введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и  экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:

- повысить эффективность  экспортного потенциала, преодолеть  его сырьевую направленность  и развить импортозамещающие  производства;

- усилить экспортную экспансию  страны и упрочить ее позиции  на внешних рынках;

- повысить научно-технический  уровень производства с помощью  новотехники и технологий, методов  управления и сбыта продукции;

- увеличить налоговые  поступления в государственный  бюджет;

- содействовать развитию  отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;

- использовать современный  производственный и управленческий  опыт через обучение и переподготовку  кадров;

- достигнуть экономической  самостоятельности Казахстана.

Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый  процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие  как борьба с инфляцией, структурная  перестройка, искоренение технологической  и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования  внешних капитальных вложений.

Самым главным фактором, препятствующим притоку портфельных  инвестиций в республику, является то, что в Казахстане отсутствует  нормально функционирующий рынок  ценных бумаг - реальная основа для  привлечения подобных инвестиций в  эту область. Несмотря на успешный дебют  казахстанских еврооблигаций на мировом рынке капиталов (их выпуск произошел в декабре 1996 г. в Амстердаме) и на мнения специалистов о том, что  Казахстан сделал свой первый удачный  шаг в развитии интеграции в международный  рынок ценных бумаг, внутренний фондовый рынок республики развит недостаточно. Он функционирует на относительно низком уровне и пока не признан на мировом  фондовом рынке. Законодательство, регулирующее эту область экономики, находится  в стадии становления, нестабильно. Остальные факторы непосредственно вытекают из предыдущего: неопределенность, "непрозрачность" рынка ценных бумаг республики, огромные риски, сопряженные с ними, - все это сдерживает иностранного инвестора от вложения денег в ценные бумаги Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Обеспечение инвестиционной  привлекательности 

Привлечение и эффективное  использование иностранных инвестиций в экономику РК является основой, одним из направлений взаимовыгодного  экономического сотрудничества странами. С помощью иностранных инвестиций можно реально улучшить деформированную  производственную структуру экономики  Казахстана, создать новые высокотехнологические  производства, модернизовать основные фонды и технически перевооружить  многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными  товарами отечественного производства с одновременным увеличением  объемов экспорта в зарубежные страны.

Привлечение иностранных  инвестиций в экономику Казахстана является объективно необходимым процессом. Мировой опыт многих стран свидетельствует, что приток иностранного капитала и  государственное регулирование  его использования позитивно  воздействуют на экономику. Инвестиции содействуют становлению и укреплению частного предпринимательства в  странах со средним и низким уровнями экономического развития, мобилизуют капитал для реализации серьезных  проектов, создания смешанных компаний, рынков ссудного капитала. От того, насколько  успешно экономика Казахстана будет  интегрироваться в мирохозяйственные  связи, зависит стратегия и тактика  преодоления кризиса.

В Казахстане, как и в  других, пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в  нехватке внутренних сбережений для  быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в  данной стране в целом. Среди стран  СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный  рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.

Выгодность привлечения  прямых инвестиций очевидна. К примеру, по данным Госкомстата Республики Казахстан, на 1 января 2006 года объем прямых иностранных  инвестиций в экономику Казахстана составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу специалистов), из которых: в нефтедобывающей  и перерабатывающей промышленности - 1.94 млрд. долл., цветной металлургии - 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16 млрд. долл., в газовой промышленности - 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности - 0.16 млрд. долл. Практически во всех операциях прямого инвестирования были задействованы нерезиденты  из стран дальнего зарубежья. И по результатам оценки, лидером по объему вложенных прямых инвестиций являются США - их доля составляет 51.2% о от общего объема прямых иностранных инвестиций, 2-е место занимает Южная Корея - 12.40%, 3-е - Великобритания с показателем 6.7%, затем дальше по убывающей: Турция (6.6%), Франция (5.2о), Япония (2.9%), Италия (2.3%), а также Канада, Чехия, Норвегия, Голландия и другие страны.

Приток прямых иностранных  инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных  предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным  фирмам крупных промышленных предприятий  и инвестирования банковского сектора.

Основной формой привлечения  прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей  степени - со 100%-ным иностранным капиталом - дочерние предприятия. По данным Национального  статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами  предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно  с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией  и другими странами. Программы  малой и массовой приватизации, экономические  преобразования способствовали появлению  таких крупных предприятий с  иностранным участием, как созданное  в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано  СП "Тенгизшевройл". За счет инвестиций в эти два предприятия уровень  прямых иностранных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.

Кроме прямых иностранных  инвестиций и создания совместных предприятий  существуют и другие формы притока  иностранного капитала в Республику Казахстан, в том числе и через  создание совместных и иностранных  банков. В настоящее время такие  банки регистрируются в Национальном государственном банке Республики Казахстан. В частности, это - АВN АМRОВАNК, ТЕXАКАВАNК, АЛЬФАБАНК и другие.

Как известно, главной задачей  государственной инвестиционной поли- тики нашей страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования капитальных вложений и привлечения  частных отечественных и иностранных  инвестиций на основе дальнейшего совершенствования  нормативно-законодательной базы и  государственной поддержки эффективных  инвестиционных проектов.

Об этом говорится и  в недавно вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных  инвестиций и возможности репатриации  прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не толь- ко на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для  развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.

Наша позиция крупного межрегионального транспортного центра требует установления более либерального режима для иностранных инвестиций. Это позволит нам привлечь необходимый  приток финансов и знаний, развить  наши возможности и регулярные торговые обмены с зарубежными странами, Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективными и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастной администрацией, - это наиболее мощный стимул к привлечению  иностранных инвестиций. Выработка  такой политики должна стать одной  из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан может добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологии и опыта. Чтобы наш инвестиционный климат стал более благоприятным, а Казахстан вышел в лидеры по объему и качеству привлеченных иностранных инвестиций, нам нужны политическая воля и реальные действия. Необходимо также проявить высочайшее мастерство в использовании инструментов, необходимых для привлечения как можно большего количества известных миру инвесторов".

Поэтому иностранные инвестиции рассматриваются как универсальное  средство решения всех проблем, связанных  с преодолением инвестиционного  кризиса, и должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в инвестиционном процессе. Тем не менее, обладая определенными  привлекательными чертами - богатыми природными ресурсами, наличием достаточно квалифицированной  рабочей силы, высоким научно-техническим  потенциалом, Казахстан еще не прошел стадию ресурсосбережения, и прежде всего энергосбережения. По этой причине  цены внутреннего рынка превышают  мировые цены. В связи с этим, правительством республики принимаются  меры по ориентации инвестиций на решение  задач ресурсосбережения. Реализация этой политики предусмотрена в "Стратегии  развития Казахстана до 2030 года", где  в пункте "Наиболее важные задачи, стоящие перед местной властью в 1998 году и до 2030 года" к числу приоритетных целей относится "создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе в энергетическом секторе". Она позволит снизить ресурсоемкость экономики, традиционное преобладание сырьевых и топливно-энергетических отраслей, что даст возможность переключить инвестиции в пользу обрабатывающих и конечных отраслей, освоения высоких и трудосберегающих технологий.

Таким образом, нами была сделана  попытка определить и выявить  основную цель политики привлечения  иностранных инвестиций - это преодоление  экономической отсталости, обеспечение  высокого качества жизни населения  страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных  преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих  задач: развитие экспортного потенциала; развитие импортозамещающих производств; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д.

Для стимулирования притока  иностранных инвестиций и финансового  контроля за их использованием необходимо совершенствовать действенность механизма  государственного регулирования процесса привлечения внешней помощи, включающего  организационную структуру управления иностранными инвестициями и широкий  арсенал правовых и экономических  средств, используемых специалистами  этой структуры; совершенствовать систему  страхования и перестрахования  рисков; налаживать качественное и  своевременное информационное обеспечение  иностранных инвесторов; осуществлять целый ряд других мер, но главное - инвестиционная политика Республики Казахстан должна быть гибкой, прагматичной и соответствующей происходящим внутренним и внешним экономическим  реалиям.

Информация о работе Инвестиции в реальный сектор экономики