Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа
Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Огромное значение для РК имеют внутренние инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики “сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию отечественного производства.
3.2 Правовой режим привлечения иностранных инвестиций
В процессе перехода Республики
Казахстан на рыночные отношения
параллельно создавалась и
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово- экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим, Правительством Республики Казахстан сделан существенный шаг: был разработан и введен в действие в декабре 1994 г. Закон "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим иностранных инвестиций в Казахстане, установил формы осуществления и объекты вложения иностранных инвестиций в Республике Казахстан. А в июле 1997 г. был принят новый закон с существенными дополнениями и изменениями.
28 февраля 1997 года №75-
1 ЗРК вышел Закон “О
Указом Президента РК от
6 марта 2000 года №349 были утверждены правила
предоставления льгот и преференций
при осуществлении
Правовой режим
1) национальный режим,
т.е. иностранные инвесторы
2) правительственные гарантии от имени республики;
3) гарантии от изменений
законодательства и
4) гарантии от экспроприации и др.
Также Правительством Республики Казахстан были разработаны и введены в действие другие законы и нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность в республике. С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
- повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность и развить импортозамещающие производства;
- усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
- повысить научно-технический
уровень производства с
- увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов и создать новые рабочие места в национальной экономике;
- использовать современный
производственный и
- достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.
Таким образом, зарубежное инвестирование выступает как объективно необходимый процесс для Казахстана, т.к. он способствует обузданию кризиса и, одновременно, финансовой стабилизации экономики, решает стратегические и тактические задачи макроэкономического характера, такие как борьба с инфляцией, структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. То есть все эти факторы доказывают важность привлечения и использования внешних капитальных вложений.
Самым главным фактором,
препятствующим притоку портфельных
инвестиций в республику, является
то, что в Казахстане отсутствует
нормально функционирующий
3.3 Обеспечение инвестиционной привлекательности
Привлечение и эффективное
использование иностранных
Привлечение иностранных
инвестиций в экономику Казахстана
является объективно необходимым процессом.
Мировой опыт многих стран свидетельствует,
что приток иностранного капитала и
государственное регулирование
его использования позитивно
воздействуют на экономику. Инвестиции
содействуют становлению и
В Казахстане, как и в других, пост коммунистических государствах Восточной Европы и бывшего СССР, находящихся в процессе формирования рыночных отношений, дело не только в нехватке внутренних сбережений для быстрой модернизации экономики. Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. Среди стран СНГ и Балтии Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Приблизительно на таком же уровне находятся Аргентина, Мексика, Филиппины, Турция, Пакистан и Бразилия.
Выгодность привлечения
прямых инвестиций очевидна. К примеру,
по данным Госкомстата Республики Казахстан,
на 1 января 2006 года объем прямых иностранных
инвестиций в экономику Казахстана
составил 3.45 млрд. долл. (86,5% к прогнозу
специалистов), из которых: в нефтедобывающей
и перерабатывающей промышленности
- 1.94 млрд. долл., цветной металлургии
- 0.32 млрд. долл., черной металлургии - 0.16
млрд. долл., в газовой промышленности
- 0.16 млрд. долл., пищевой промышленности
- 0.16 млрд. долл. Практически во всех
операциях прямого
Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предприятий, дочерних предприятий, приватизации государственных предприятий с участием иностранного капитала, передачи в управление иностранным фирмам крупных промышленных предприятий и инвестирования банковского сектора.
Основной формой привлечения прямых инвестиций в республику являются совместные предприятия (СП), в меньшей степени - со 100%-ным иностранным капиталом - дочерние предприятия. По данным Национального статистического агентства РК, на 1 января 2006 года в Казахстане было зарегистрировано 995 совместных с иностранными фирмами предприятий. Наибольшее количество из них было организовано совместно с Турцией, Россией, Китаем, Германией, США, Италией, Южной Кореей, Великобританией и другими странами. Программы малой и массовой приватизации, экономические преобразования способствовали появлению таких крупных предприятий с иностранным участием, как созданное в 1993 г. АО "Табако К." с участием "Филипп Моррис". В 1993 г. с участием "Шеврон Оверсиз К."(США) и ПО "Тенгизмунайгаз" было создано СП "Тенгизшевройл". За счет инвестиций в эти два предприятия уровень прямых иностранных инвестиций в 1993г. составил более 1.2 млрд. долларов.
Кроме прямых иностранных
инвестиций и создания совместных предприятий
существуют и другие формы притока
иностранного капитала в Республику
Казахстан, в том числе и через
создание совместных и иностранных
банков. В настоящее время такие
банки регистрируются в Национальном
государственном банке
Как известно, главной задачей
государственной инвестиционной поли-
тики нашей страны является создание
благоприятной среды для
Об этом говорится и в недавно вышедшей книге Президента Республики Казахстан К.А.Назарбаева "Казахстан - 2030", в которой он, в частности, отмечает: "В центре нашего первостепенного внимания по-прежнему остается соответствующая защита иностранных инвестиций и возможности репатриации прибыли. Существует несколько секторов экономики - разработка природных ресурсов, инфраструктура, коммуникации и информация, - которые имеют непреходящее значение для нашей страны. Развитие этих отраслей окажет воздействие не толь- ко на экономический рост, но и на социальную сферу, а также на интеграцию Казахстана в международное со- общество. Это капиталоемкие отрасли, для развития которых необходим как иностранный капитал, так и жесткий стратегический контроль государства.
Наша позиция крупного
межрегионального транспортного центра
требует установления более либерального
режима для иностранных инвестиций.
Это позволит нам привлечь необходимый
приток финансов и знаний, развить
наши возможности и регулярные торговые
обмены с зарубежными странами, Открытая
и либеральная инвестиционная политика
с ясными, эффективными и строго
соблюдаемыми законами, исполняемыми
беспристрастной
Поэтому иностранные инвестиции
рассматриваются как
Таким образом, нами была сделана попытка определить и выявить основную цель политики привлечения иностранных инвестиций - это преодоление экономической отсталости, обеспечение высокого качества жизни населения страны на основе использования зарубежных капиталов в модернизации и структурных преобразованиях национальной экономики. Достижение данной стратегической цели обеспечит решение следующих задач: развитие экспортного потенциала; развитие импортозамещающих производств; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д.
Для стимулирования притока
иностранных инвестиций и финансового
контроля за их использованием необходимо
совершенствовать действенность механизма
государственного регулирования процесса
привлечения внешней помощи, включающего
организационную структуру