Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 11:09, курсовая работа
В данной работе анализируется механизм влияния ТНК на экономические процессы как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах, рассматриваются политические последствия функционирования ТНК. Уделяется внимание проблеме международно-правовых механизмов урегулирования деятельности ТНК, предусматривающих расширение их вклада в достижении национальных целей развития и рост мировой экономике при одновременном контроле и сведении к минимуму негативных последствий их деятельности.
Введение 3
1.Теоретические аспекты ТНК
1.1 Определение ТНК 5
1.2 Классификация ТНК 8
1.3 Виды деятельности ТНК 10
2. ТНК и прямые иностранные инвестиции как основа глобализации 12
3. Влияние деятельности ТНК в странах с разным типом экономических систем
3.1 Роль ТНК в экономической стратегии ведущих развитых стран 16
3.2 Транснациональные корпорации и развивающиеся страны 17
3.3 ТНК в странах с переходной экономикой 21
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение
ООН выделяло несколько основных тенденций развития ТНК. Отмечалось, что еще с 70-х гг. ТНК является основной силой, обеспечивающей технологические инновации. ТНК играли большую роль в экономиках развитых стран - ТНК обеспечивали половину экспорта США и Великобритании. Подчеркивались новые тенденции: появление ТНК в развитых странах, где они занимались добычей и обработкой минерального сырья; рост числа сравнительно небольших ТНК из новых индустриальных стран - Японии, Южной Кореи. В развитых странах отмечался рост ТНК в сфере услуг, в связи с чем повышается доля США как получателя прямых иностранных инвестиций.
Оперируя существенными капиталами, ТНК оказывают и определяют не только экономическую картину мира, но также иногда и политическую. ТНК могут лоббировать свои интересы в политической сфере (например, более удобное законодательство) как в странах базирования, так и в принимающих, как в развитых странах, так и в развивающихся. Американскому президенту Д. Эйзенхауэру принадлежит известная фраза, выражающая роль корпораций в США: «What's good for General Motors is good for the country» (что хорошо для Дженерал Моторз, хорошо для страны). Республиканская партия США традиционно лоббирует интересы корпораций в США, выступая за снижение налогов на сверхдоходы и урезания государственных программ социального вспомоществования.
Серьезным
позитивным результатом деятельности
международных корпораций в промышленно
развитых странах является то, что
они в значительной степени определяют
динамику, структуру и географические
приоритеты внешнеэкономических связей
страны; обеспечивают 20% всей занятости
индустриально развитых стран; создают
конкурентную среду для местных компаний
и тем самым способствуют ускорению экономического
прогресса страны. Негативные последствия
деятельности ТНК в индустриальных странах
приводят к аналогичным последствиям
и в развивающихся странах.
3.2
Транснациональные
корпорации и развивающиеся
страны
Роль отдельных развивающихся стран в процессе глобализации деятельности ТНК неодинакова, что объясняется следующими факторами:
Развивающиеся страны, в которых ТНК осуществляют производство продукции на экспорт, обычно имеют достаточно высокие темпы экономического роста. Для них характерны низкий уровень заработной платы и высокая продолжительность рабочего дня, что дает возможность эффективно использовать основной капитал. Прямые зарубежные инвестиции лежат в основе нового международного разделения труда, при котором развитие технологии и новые формы организации дают возможность разделить сложный производственный процесс на элементарные составные части, которые могут выполняться неквалифицированными работниками после соответствующей подготовки. При новом международном разделении труда зарубежные филиалы ТНК, расположенные в развивающихся странах, вертикально интегрируются в ТНК. Многие развивающиеся страны ориентируют свою политику развития на создание с помощью ТНК экспортного производства.
К концу 60-х годов возникает новый тип организации производства, так называемый “постфордизм”, в основе которого лежит новая конкуренция, базирующаяся не на ценах, а на инновациях. Каждая страна и каждая фирма должны найти свое место в мировом производстве в условиях новой конкуренции. В этой ситуации развивающиеся страны, включающиеся в процесс глобальной интеграции, не смогут долго пользоваться преимуществом в виде низкой заработной платы, так как основным фактором конкурентноспособности становятся инновации.
В эпоху “фордизма” одним из элементов ценовой конкурентноспособности была экономия на масштабах производства, имевшая три измерения: количество производимого продукта, размер предприятия и размер фирмы. Все эти три измерения существовали одновременно и действовали в одном направлении. В “постфордистский” период стратегия производства стала более гибкой: предприятие может производить более широкую номенклатуру продуктов, что означает сокращение объема производства отдельного продукта. Последние связано с обеспечением более высокого уровня соответствия требованиям потребителя на различных рынках, включая развивающиеся страны. Во многих отраслях в результате применения новой философии производства, более гибкой производственной практики и автоматизации сокращаются размеры предприятий.
Особенно ярко это выражено в автомобильной промышленности. Однако размеры фирмы по-прежнему остаются определяющим элементом экономии на масштабах производства, следовательно, роль ТНК в мировой экономики возрастает. В то же время развитие технологического сотрудничества между малыми и средними фирмами является альтернативным способом распределения косвенных производственных расходов.[7]
Переход к новому “постфордистскому” типу производства непосредственно связан с отношением развивающихся стран к иностранным инвестициям. Формирование этого отношения связано со следующими обстоятельствами:
Оценивая возможные последствия перехода к “постфордизму” для развивающихся стран, нужно отметить, что небольшие страны (Кипр, Ямайка) развивают стратегию сотрудничества между малыми фирмами, являющуюся альтернативной господству ТНК. Однако эта стратегия не имеет шансов превратиться в международную кооперацию в рамках “третьего мира”.
ТНК сократят масштабы использования возможностей развивающихся стран по сравнению с двумя прошедшими десятилетиями, поскольку оптимальное размещение ТНК определяется местоположением конечных рынков. Деятельность ТНК будет расширяться лишь в развивающихся странах, расположенных вблизи крупных рынков, например, в, Мексике, странах Карибского бассейна; кроме того, в развивающихся странах возрастает численность иностранных филиалов ТНК, происходящих из других развивающихся стран.
Анализируя отношения между ТНК и развивающимися странами, можно отметить, что за последние десять лет климат для иностранных инвестиций в развивающихся странах значительно улучшился. В 90-е годы правительства развивающихся стран отошли от политики чрезмерного вмешательства в регулирование иностранных инвестиций. Многие страны стремятся достичь тех же успехов, что и новые индустриальные страны, путем открытия своей экономики для иностранных инвестиций и технологий. В то же время в развивающихся странах входит в моду критика широкого распространения рыночных отношений, которые нуждаются в некотором регулировании, совершенствуются формы государственного вмешательства и законы, регулирующие его.
В настоящее время страны допускают большую свободу деятельности ТНК при одновременном осуществлении эффективного контроля, вызванного не идеологическими или националистическими соображениями (как было раньше), а стремлением преодолеть рыночное несовершенство экономическим путем. К рыночным несовершенствам, требующим государственного вмешательства в развивающихся странах относятся: неэффективное функционирование рынков капитала; низкий уровень начального образования; несовершенство рынков технологий; дискриминация в отношении мелких фирм; неоптимальный размер инвестиций из-за высокого риска и отсутствия информации.
Само существование ТНК является реакцией на несовершенство рынка, поскольку фирмам выгодно осуществлять “интернализацию” несовершенных рынков. Однако влияние такой “интернализации” рынков на экономику развивающихся стран трудно оценить: одни рынки могут развиваться эффективно, развитие других может задерживаться.
ТНК являются мощным и эффективным механизмом передачи факторов производства. Распространенная в прошлом критика ТНК, касающаяся усиления зависимости развивающихся стран от промышленно развитых стран, эксплуатации первых вторыми, передачи неадекватной технологии, чрезмерной дифференциации продуктов оказалась необоснованной или преувеличенной. Однако озабоченность деятельностью ТНК остается, поскольку последние могут исказить или помешать развитию рынков в развивающихся странах.[3]
Наиболее важным вкладом ТНК в экономику развивающихся стран является передача технологии. Главная проблема здесь заключается в том, как передаваемая технология влияет на технологическую базу страны. Технологическое развитие необходимо для эффективного функционирования экономики как развивающихся стран, так и промышленно развитых стран. Однако развивающиеся страны часто оказываются неспособными к осуществлению инноваций и к эффективному использованию современных технологий. Они вынуждены готовить специалистов по новым специальностям, создавать организационные и институциональные структуры для освоения импортных технологий, что невозможно без государственного вмешательства.
Новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии достигли больших экономических успехов, поскольку проводили политику стимулирования освоения современных технологий путем предоставления защиты отдельным новым отраслям, массовых инвестиций в образование (особенно техническое), содействие развитию экспортного производства (субсидии, защита, институциональная поддержка).
ТНК играют двойственную роль в технологическом развитии развивающихся стран. Последние могут получить значительную выгоду от деятельности ТНК в результате передачи технологии, ноу-хау и обучения местного персонала работе с предоставляемым оборудованием, а также адаптации его к местным условиям.
Однако выгоды, получаемые от ТНК в развитии местной базы НИОКР, менее очевидны. НИОКР, осуществляемые в зарубежных филиалах, расположенных в развивающихся странах, обычно ограничиваются адаптацией новых технологий к местным условиям. ТНК предпочитают проводить НИОКР в стране происхождения, либо в филиалах, расположенных в промышленно развитых странах. В начале 90-х годов американские ТНК осуществляли 91% НИОКР в США, 8% - в своих филиалах в промышленно развитых странах и только 1% - в развивающихся странах. Вместе с тем национальный научный потенциал некоторых развивающихся стран используется довольно активно, поскольку заработная плата научных сотрудников в этих странах намного ниже, чем в промышленно развитых странах. Развитие НИОКР может осуществляться не только в филиалах ТНК, но и в конкурирующих местных фирмах. Если обладающие достаточной технологической базой страны могут выиграть от присутствия ТНК, другие могут проиграть. На определенном этапе развития следует всячески содействовать становлению местной технологической базы, ограничив влияние ТНК. В Южной Корее и Тайване успешная стратегия технологического развития базировалась на создании местной службы НИОКР при ограничении доступа в эти страны ТНК. В Бразилии ТНК широко представлены в одних отраслях промышленности и отсутствуют в других. Технологическое развитие в этой стране происходило наиболее активно в тех отраслях, где ТНК отсутствовали, там происходила подготовка специалистов и оказывалась институциональная поддержка развитию НИОКР. Экономика Сингапура существенно зависит от деятельности ТНК, но государство активно вмешивается в их деятельность, регулирует подготовку местных кадров и совершенствует промышленную структуру. Однако, несмотря на динамичную и эффективную промышленную структуру, в Сингапуре слабо развита система ТНК.
Ограничение деятельности ТНК в развивающихся странах на определенном этапе может оказаться эффективным с точки зрения технологического развития лишь при осуществлении ряда мер, укрепляющих рыночный характер экономики: содействие экспортной ориентации производства, подготовка кадров по новым специальностям, создание институциональной базы, стимулирование деятельности крупных фирм и т.д.
Следует
отметить, что, хотя отношение развивающихся
стран к ТНК в последнее время стало более
терпимым, не все проблемы разрешены и
часто разрешение одних проблем приводит
к возникновению других.
3.3
ТНК в странах с переходной
экономикой
В конце 1980-х—начале 1990-х гг. в мировом хозяйстве была выделена особая группа стран, которую эксперты ООН называют странами с транзитивной (переходной) экономикой, или транзитивными экономиками. Общим признаком, объединяющим страны в данную группу, является трансформация принципов построения и механизма функционирования национальной экономики. Происходит замена административно-плановых методов управления экономикой методами рыночного регулирования, а также изменение с государственной на частную формы собственности на средства производства.
Необходимо
отметить, что подобные преобразования
в конечном итоге неизбежно приводят
к более глубокой интеграции национальной
экономической системы в
Согласно официальным данным экспертов ООН, к странам с транзитивной экономикой относятся страны Центральной и Восточной Европы (ДВЕ), а также ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) [10].
Первые
существенные попытки внедрения
зарубежных ТНК в экономику
Прямое иностранное инвестирование в страны ЦВЕ осуществляли ведущие мировые корпорации—автомобильные концерны Fiat, Volkswagen, компании Coca-cola, IBM, которые таким образом стремились реализовать стратегию развертывания международного производства и получения доступа к преимуществам глобального характера деятельности.
Развитие отношений между странами ЦВЕ и международными ТНК было обусловлено двумя специфическими условиями, действовавшими в них до начала реформ. С одной стороны, страны ЦВЕ, безусловно, были заинтересованы в долгосрочном стимулировании роста капиталоемкого и наукоемкого производства, повышении производительности труда и удовлетворении растущего спроса на потребительские товары. Это побуждало их к более активному участию в международном разделении труда, главную роль в котором играли ТНК. С другой стороны, замедление темпов роста экономической активности, политика протекционизма и возникновение существенного дефицита платежного баланса сдерживали расширение сферы действия соглашений о международном экономическом сотрудничестве, общим результатом чего было замедление расширения сферы этих соглашений. Следовательно, деятельность ТНК в странах данного региона в этот период была резко ограничена и имела очень небольшие масштабы. Все решения о допуске ТНК в экономику социалистической страны принимались на правительственном и межправительственном уровне.
Информация о работе Инвестиционная деятельность ТНК и ее влияние на развитие стран