Инвестиционная стратегия Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение вопроса об инвестиционной стратегии России конкретно в Чувашской Республики.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
Дать общую характеристику сущности инвестиционной стратегии;
Исследование методологической основы инвестиционного анализа;
Характеристика инвестиционной стратегии в России на современном этапе, выделение ее особенностей и тенденций;

Содержание

Введение
1. Теоретический аспект инвестиционной стратегии
1.1 Сущность инвестиционной стратегии
1.2 Классификация инвестиционных стратегий
1.3 Методологический инструментарий инвестиционного анализа
2. Анализ инвестиционной стратегии территории
2.1 Характеристика инвестиционной стратегии РФ
2.2 Инвестиционная стратегия региона
2.3 Особенности развития инвестиционной деятельности в Чувашской республике
3. Предложения по формированию инвестиционной стратегии Чувашской республики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

инвестиционная стратегия Чувашской Республики.doc

— 365.50 Кб (Скачать документ)

 

      2. Анализ инвестиционной  стратегии территории 

     2.1 Характеристика инвестиционной стратегии РФ 

     Инвестиционная  стратегия Российской Федерации взаимосвязана с общей стратегией развития страны и частными стратегиями, концепциями и программами развития. Инвестиционная привлекательность стран мира ежегодно оценивается ведущими рейтинговыми агентствами. В 1998 гг. рейтинг России после дефолта по инвестиционному климату резко упал: с 71-го она опустилась на 129-е место. Затем рейтинг России стал постепенно подниматься. В России в 1990-х гг. отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и, соответственно, инвестиционная стратегия, в том числе и это обстоятельство привело в августе 1998 г. к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств). [13,283]

     С приходом на пост Президента РФ Владимира  Путина на должность министра экономики был назначен руководитель Центра стратегических разработок Герман Греф, представивший проект Стратегии развития РФ до 2011 г., который и стал базовым документом для разработок отраслевых и региональных концепций, стратегий и программ развития, а также для создания законодательной базы в регионах.

     В таблице 1 приведена структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики (в % к итогу). Из этих данных следует, что инвестиции в основном идут пока в топливную промышленность, электроэнергетику и металлургическую отрасль. В 2004 г. в них было осуществлено около 70% всех инвестиций, направлен ных в промышленность. В то же время доля инвестиций в машиностроение и металлообработку составила всего 3%. Отсюда и вытекает назревшая необходимость ускоренной модернизации и диверсификации экономики и промышленности. Инвестиционная стратегия призвана решать эту насущную и одновременно фундаментальную для России проблему.

     В послании Президента РФ Федеральному собранию от 25 апреля 2006 г. говорится о крайней заинтересованности России в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций, что является стратегическим подходом в вопросе ускорения темпов роста национальной экономики.

     В условиях постоянного развития научнотехнических процессов и в целом глобализации мировой экономики эффективное управление народным хозяйством без инвестиционных вливаний становится практически невозможным. Россия ставит цель окончательно интегрироваться в международное экономическое сообщество, имея при этом довольно скудные собственные производственно-технические и финансовые возможности. Как следствие этого, в настоящее время нашей стране необходима разработка "прозрачной" инвестиционной стратегии, позволяющей решить проблемы преодоления дезинтеграции экономики, предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития народного хозяйства.

     Лишь после обвального кризиса 1998 года пришло понимание того, что в подъеме экономики страны существенную роль играют как внутренние инвестиционные ресурсы, так и внешние, в первую очередь – частные. Стало ясно, что стране необходима новая стратегия инвестиционной политики: обеспечение единства высокого инвестиционного климата и столь же высокой предпринимательской активности.

     Правительство РФ подготовило концепцию данной стратегии и провело ее "обкатку" среди деловых кругов России и ряда западноевропейских стран. Необходимо было узнать, что хотят потенциальные инвесторы и на каких условиях готовы влить свой капитал в российскую экономику. В странах-экспортерах и импортерах капитала идет острая конкурентная борьба за выгодное размещение и привлечение капитала. Критериев принятия инвестиционных решений много, но главные из них два: возможные риски и величина прибыли. С точки зрения последнего фактора, инвестиционная привлекательность России значительно выше, чем других стран.

     Однако  риски потерять капитал тоже велики и становятся главным препятствием для его экспорта в РФ. Хотя стоит  отметить, по словам главы ЦБ РФ Сергей Игнатьева, что повышение реального курса рубля с декабря 2004 г. по декабрь 2006 г. составит около 10%. "Мы позволим рублю укрепляться как номинально, так и реально" – отметил он, повышение номинального курса рубля с декабря 2004 г. по октябрь 2006 г. составило 3,3%. За это же время реальный эффективный курс рубля вырос на 9,3%.

     Общие инвестиции в России в 2010 году показали явную тенденцию к снижению.

     Среди внутренних факторов, которые привели  к снижению роста инвестиционного  притока, наиболее существенными оказались  увеличенные процентные ставки по кредитам и отрицательная динамика экспорта – импорта продукции обрабатывающих отраслей. Например, доля общего объема экспорта продукции машиностроения снизилась до 4,7%, в то время как в 2009г она составляла 5,1%. А доля импорта машиностроительной продукции в общем объеме увеличилась до 52,8%, что выше предыдущего года на 4,6%. Кризис повлиял и на банковскую систему, но меньше всего пострадали банки Москвы, в отличие от региональных банков, многие из которых лишились лицензий. [10,17]

     Снижение  темпов и объемов производства и  увеличение импорта наблюдается  также в других отраслях. Повсеместная отрицательная динамика, прежде всего, связана с низким технологическим  уровнем производства и конкурентоспособности. Происходит инфляция издержек, снижается процентная кредитная ставка, а также катастрофически не хватает ресурсов для проведения модернизации производства и, как следствия, снижения его эффективности.

     Успешное  развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

     Планы правительства России по развитию инвестиционной деятельности во многом были нарушены финансово-экономическим кризисом, и в начале 2010 г. падение промышленного производства продолжилось - на 16% в январе и на 13% в феврале по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Сокращение кредитных ресурсов, сокращение глобального спроса, чрезвычайная неопределенность в мировой экономике и рост безработицы оказали отрицательное воздействие на рост инвестиций и потребления в России. [12,105] 

     

     Рис. 1. Динамика инвестиций в основной капитал. 

     Согласно  данным Росстата (см. рис.2), рост совокупных инвестиций в основной капитал составил 9,8% в 2010 г. по сравнению с 21,1% в 2009 г. Большую тревогу вызывает снижение инвестиций в четвертом квартале 2009 года на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что, в основном, было обусловлено усиливающимися проблемами с ликвидностью в банковском секторе и, как следствие, кредитным сжатием. В тоже время, рост потребления замедлился с 7.2% в четвертом квартале 2009 г. до 1.9% в третьем квартале 2010 г. в связи с ростом безработицы и негативным влиянием кризиса на доходы населения.

     Темпы инвестиций в промышленность, в прошлом  году сохранились в области положительных  значений (в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства - 7,8%, производство и распределении электроэнергии, газа и воды - 11,3%). Несмотря на экономический кризис, серьезные инвестиционные планы на ближайшие годы сохраняют энергетики. В феврале правительство РФ рассмотрело вопрос о проектах инвестиционных программ в области электроэнергетики на 2011 год и даже на период 2011 и 2012 годов. По мнению кабинета министров, эти программы сформированы "исходя из необходимости обеспечения надежного и бесперебойного электроснабжения экономики и населения страны и соответствуют решениям, принятым в уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год". Напомним, правительством РФ были одобрены (в основном перечне) важнейшие объекты электроэнергетики, финансирование которых в 20010 году будет происходить в том числе с использованием целевых инвестиционных средств. В последнее время проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела большую актуальность, в связи с тем, что Россией взят курс на построение инновационной экономики. В этих целях разрабатываются разнообразные мероприятия, включая такие, как Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2008-2012 годы" и др. Однако, несмотря на то, что необходимость активизации инвестиционного процесса декларируется в программных документах и законодательных актах, существенных результатов на практике добиться не удается. Негативные тенденции 1990-х годов, связанные со спадом инвестиционной активности и углублением инвестиционного кризиса, продолжают сказываться на экономике. Как отмечают аналитики, характерной особенностью предстоящего 15-летия должно стать формирование "инвестиционного барьера" в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт) и нефтегазовом комплексе. Речь идет о всплеске поддерживающих инвестиций, обеспечивающих: устойчивое функционирование инфраструктурных отраслей в соответствии с перспективными потребностями экономики и компенсацию ухудшающихся условий добычи углеводородов и сохранение ее объемов, по меньшей мере, на достигнутом уровне. На рисунке 2 показан график динамики вложения инвестиций по отраслям экономики.

     Расчеты показывают, что взятие "инвестиционного барьера" потребует поддержания высокого уровня инвестиционной активности. Минимально необходимые темпы роста инвестиций, обеспечивающие лишь отмеченные потребности инфраструктуры и нефтегазового комплекса, составляют в 2007-2015 гг. – 4-5% в год, в 2016-2020 гг. – более 3%. Это означает, что динамика общего объема инвестиций в экономику России не должна быть ниже 6-7% в год на протяжении всего прогнозного периода. 

     

     Рис. 2. Инфраструктурные инвестиции по отраслям.

 

      В электроэнергетике при сохранении инерционного тренда высока вероятность  появления дефицита генерирующих мощностей  уже к концу текущего десятилетия.

     Появление этого дефицита связано, прежде всего, с ожидаемым увеличением в 2011-2015 гг. выбытия мощностей, исчерпавших  парковый ресурс. По данным Института  энергетических исследований РАН, до 2011 г. выработают свой ресурс 17 млн. кВт мощностей тепловых электростанций (11,5% суммарной мощности ТЭС в 2003 г.), а к 2020 г. – 72 млн. кВт (52%). Во избежание дефицита энергетических мощностей инвестиции в "большую электроэнергетику" должны увеличиться по сравнению с предшествующим пятилетием: в 2007-2011 гг. – в 1,9 раза; в 2011-2015 гг. – в 2,2 раза.

     На  транспорте потребность в увеличении инвестиций определяется необходимостью:

     - достройки федеральной опорной  транспортной сети (без учета  строительства международных транспортных  коридоров);

     - развития нефтепроводной инфраструктуры, в том числе на востоке страны;

     - развития газотранспортной системы,  включая строительство в 2007-2020 гг. более 23 тыс. км новых магистральных газопроводов, из них свыше 7 тыс. км — в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (2001-2006 гг. – 4,8 тыс. км);

     - замещения основных фондов, характеризующихся  высокой степенью износа –  более 60%2 (2004 г.), а по транспортным  средствам – более 70%.

     Необходимые инвестиции в транспортную систему, по оценке, должны возрасти (по сравнению  с предыдущим пятилетием): в 2007-2011 гг. – в 1,7 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,8 раза.

     В нефтегазовом комплексе освоение новых  месторождений в северной и восточной  частях страны, а также компенсация  ухудшающихся условий добычи в традиционных районах только для поддержания достигнутого уровня добычи углеводородов потребуют наращивания капиталовложений: в 2007-2011 гг. – в 1,3 раза; в 2011-2015 гг.- в 1,2 раза.

     Между тем для России сейчас открыты  реальные возможности по улучшению  инвестиционного климата, и прежде всего они должны быть ориентированы на:

     - интенсивное расширение инвестиционного  спроса со стороны крупных  инфраструктурных компаний и  вертикально интегрированных корпораций  нефтегазового комплекса, оказывающее  "разогревающее" влияние на российский инвестиционный рынок;

     - благоприятные условия для развития  энергетического, транспортного,  нефтяного и химического машиностроения.

     При этом риски для России заключаются  в следующем:

     - в случае падения объемов капиталовложений  ниже уровня "инвестиционного барьера" высока вероятность того, что инфраструктурные отрасли выступят в роли ограничителя экономического развития, а также снижения добычи углеводородов;

     - вероятность ускоренного роста цен на услуги инфраструктурных монополий для обеспечения потребности в поддерживающих инвестициях.

     Итак, финансовый кризис негативно повлиял  на инвестиции в России: их объем  заметно снизился. Остается надеяться, что эта ситуация временна, и в  ближайшем будущем наша страна увеличит приток инвестиций как внутренних, так и иностранных.

     В связи с тем, что в настоящее  время инвестиционная активность, несмотря на некоторые положительные тенденции, является самым слабым местом в российской экономике, инвестиционная стратегия России должна вбирать в себя абсолютное большинство предложений и пожеланий потенциальных иностранных инвесторов, которые базируются на многолетней практике. 

 

      2.2 Инвестиционная стратегия региона 

     В условиях неустойчивой экономики и  недостаточности инвестиционных средств  важнейшее значение для конкретного  региона приобретает конкуренция за инвестиции между различными регионами. Капитал перетекает в соответствии с законами рынка из депрессивных регионов в экономически сильные, ускоренно развивающиеся регионы, с более привлекательным инвестиционным климатом. Поэтому основная задача управленцев региона — создание более привлекательного инвестиционного климата. В России традиционно Москва была и остается главным финансовым центром России. Более 80% активов банковской системы страны сосредоточены в банках Москвы и Московской области. Поэтому наиболее реальными инвесторами для регионов с незначительной сырьевой составляющей в экономике являются московские предприниматели. Вторым по значению финансовым центром страны является Санкт-Петербург, предприниматели которого также осуществляют экспансию финансового капитала в регионы. И задача региональных властей — привлекать их капиталы в свой регион. [13,205]

Информация о работе Инвестиционная стратегия Чувашской Республики