Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:07, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований.
Отличительной особенностью 2003 г. Стало восстановление опережающих темпов роста инвестиционного спроса относительно динамики ВВП и конечного потребления. Высокую динамику валового накопления обеспечил рост инвестиций в основной капитал, который по итогам 2003 г. Составил 12,9%, в то время как расходы на конечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП - на 7,3%.
Ускорение роста инвестиций было обусловлено следующими причинами:
- возобновился
рост инвестиций в
- резкое усиление конкуренции продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок, со значительно подешевевшим импортом в условиях сохранения инфляции издержек потребовало от отечественных производителей увеличения объемов инвестирования для сохранения своих рыночных позиций. Это подтверждается тем, что наиболее высокие темпы роста инвестиций продемонстрировали обрабатывающие отрасли (27%);
- сохранилась и тенденция увеличения ввода в действие жилых домов. Если в 2001-2002 гг. прирост ввода жилья составлял соответственно 4,6 и 6,7%, то в 2003 г. Он увеличился до 7,2%. [12,С.25]
Несмотря на некоторую неустойчивость, сомнения в развитии инвестиционного процесса в 2007 г., величина капиталовложений в России увеличилась примерно на 20%. До этого в течение семи лет экономического подъема они также росли быстрее динамики ВВП (в среднем на 1 0-11 % ежегодно), но от столь низкого уровня, что их объем все еще далек от предкризисного значения. Норма накопления впервые достигла нормального (для большинства стран) показателя - 21%.
Но в странах Центральной и Восточной Европы на него вышли 10 лет назад. Условий для интенсификации инвестиционного процесса в стране раньше не было - потеря времени оборачивается большей нагрузкой на текущие вложения в целях как обновления, так и развития производственных фондов, инфраструктуры и человеческого (управленческого) капитала.
И инвесторы, и наблюдатели согласны с тем, что в России сложился не очень благоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать два вывода. Первый состоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису либерализация коммерческой деятельности освободила экономику от плановой «смирительной рубашки» и удержала накопление на уровне выше 16% ВВП (в СНГ есть примеры и хуже). Второй вывод: если полтора десятилетия нет инвестиционного бума, то, значит, не сформировалась связка «корпоративный контроль - конкурентная среда». При этом инвестиционный процесс шел в естественных рамках, что позволяло расширять применение все более «нормальных» методов экономического анализа. [13, С.25]
В 2007-2009 гг. инвестиционный
процесс в России формируется
под влиянием объективных условий
спроса и структуры активов, рентабельности
бизнеса, что подтверждается данными
таблицы 2(приложение). При больших
вложениях в отрасли с
Поскольку развитие экономики государства зависит от эффективности реализации инвестиций, что в особенности касается капитальных вложений в основные фонды и производственные мощности, рассмотрим промышленный потенциал РФ на предмет его влияния на инвестиционную политику.
По состоянию
на конец марта 2010г. накопленный
иностранный капитал в
Особенности переходного этапа развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инвестиционного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе и инвестиционную, активизировал факторы, дестимулирующие инвестиции. При этом реализация общих закономерностей инвестиционного процесса, рассмотренных выше, значительно модифицировалась. В последние годы после многолетней рецессии в российской экономике под воздействием ряда благоприятных макроэкономических факторов сформировались предпосылки инвестиционного и экономического роста. Вместе с тем коренные причины экономической нестабильности кризиса не устранены, что определяет неустойчивость наметившихся позитивных сдвигов в инвестиционной сфере. Поэтому важно изучить основные факторы, определяющие динамику инвестиционного процесса, и складывающиеся под их воздействием общие условия осуществления инвестиционной деятельности, характеризующие ее состояние и перспективы развития.
Важнейшей составляющей системного кризиса российской экономики в период рыночных преобразований явился глубокий инвестиционный кризис. Его основные проявления: существенный спад объемов инвестиций, сокращение совокупного инвестиционного потенциала, негативные сдвиги в функциональной, отраслевой и региональной структуре инвестиций, снижение эффективности использования инвестиций, спекулятивный характер формирующихся финансовых рынков.
Инвестиционный кризис был обусловлен целым комплексом факторов. Основные причины снижения инвестиционной активности в российской экономике следующие:
2.3. Структура и направления Федеральной адресной инвестиционной программы на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
На реализацию
адресной программы предусматриваются средства:
на 2012 год в сумме 924,8 млрд. рублей, в том
числе на реализацию специальных работ,
входящих в государственный оборонный
заказ, -
162,6..млрд.рублей;
- на 2013 год – 831,4 млрд. рублей (177,3 млрд.
рублей соответственно);
- на 2014 год – 697,0 млрд. рублей (149,2 млрд.
рублей соответственно).
При этом
в 2012 году 610,6 млрд. рублей направляется
на реализацию инвестиционных проектов
строительства, реконструкции, технического
перевооружения объектов капитального
строительства, включенных в 52 федеральные
целевые программы (в 2013 году – 44 федеральные
целевые программы на общую сумму 553,3 млрд.
рублей, в 2014 году – 35 федеральных целевых
программ на общую сумму 478,0 млрд. рублей).
В 2012-2014 годах в рамках адресной программы
предусматривается финансирование по
4 новым федеральным целевым программам,
в частности: "Государственная граница
Российской Федерации (2012-2017 годы)" (проект),
"Поддержание, развитие и использование
системы ГЛОНАСС" на 2012-2020 годы (проект),
«Развитие водохозяйственного комплекса
Российской Федерации в 2012-2020 годах» (проект)
и "Культура России".
На реализацию
инвестиционных проектов строительства,
реконструкции, технического перевооружения
объектов капитального строительства,
не включенных в федеральные целевые программы,
на 2012 год предусматриваются бюджетные
ассигнования в сумме 314,2 млрд. рублей
(на 2013 год – 278,1 млрд. рублей, на 2014 год
– 219,0 млрд. рублей).
Бюджетные инвестиции
в объекты капитального строительства
государственной собственности Российской
Федерации предлагается направить в 2012
году в объеме 726,2 млрд. рублей, что составляет
78,6% от общего объема бюджетных ассигнований
адресной программы, в 2013 году – 699,3 млрд.
рублей (84,1%), в 2014 году – 604,3 млрд.рублей
(86,7%).
На финансирование объектов капитального
строительства собственности юридических
лиц, не являющихся государственными или
муниципальными учреждениями и государственными
или муниципальными унитарными предприятиями,
предлагается направить в 2012 году 63,3 млрд.
рублей, что составляет 6,8% от общего объема
бюджетных ассигнований адресной программы,
в 2013 году– 42,9 млрд. рублей (5,2%), в 2014 году–
31,1 млрд. рублей..(4,5%).
На софинансирование
объектов капитального строительства
государственной собственности субъектов
Российской Федерации и собственности
муниципальных образований предусматриваются
бюджетные ассигнования на 2012 год в объеме
135,2 млрд. рублей, что составляет 14,6% от
общего объема бюджетных ассигнований
адресной программы, на 2013 год..–..89,2..млрд.рублей..(
Адресной программой
предусмотрено на реализацию инвестиционных
проектов:
- социального комплекса в 2012 году – 300,2
млрд. рублей, в 2013 году –
226,4 млрд. рублей, в 2014 году – 169,7 млрд. рублей;
- производственных комплексов в 2012 году
– 398,3 млрд. рублей, в 2013 году – 365,8 млрд.
рублей, в 2014 году – 304,6 млрд. рублей (в
том числе - комплекса транспорта и связи
в 2012 году – 317,1 млрд. рублей, в 2013 году
– 307,8 млрд. рублей, в 2014 году – 266,6 млрд.
рублей, а также агропромышленного комплекса
в 2012 году – 13,3 млрд. рублей, в 2013 году –
11,8 млрд. рублей, в 2014 году – 3,5 млрд. рублей);
- специального комплекса в 2012
году – 226,2 млрд. рублей, в 2013 году – 239,2
млрд. рублей, в 2014 году – 222,8 млрд. рублей.
Значительная часть бюджетных ассигнований
(в 2012 году – 86,6 млрд. рублей, в 2013 году
– 57,2 млрд. рублей, в 2014 году – 33,4 млрд.
рублей) направляется на обеспечение жильем
граждан Российской Федерации. В рамках
данного направления будут финансироваться
мероприятия по обеспечению жильем отдельных
категорий граждан, в том числе спасателей
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных
формирований МЧС России, прокуроров органов
прокуратуры, сотрудников следственных
органов, молодых ученых РАН и ее региональных
отделений, а также мероприятия по строительству
общежитий высших учебных заведений и
приобретению жилых помещений для судей
и работников аппаратов судов.
Особое
внимание будет уделено мероприятиям
по формированию фонда служебного жилья
для обеспечения военнослужащих жилыми
помещениями и помещениями в общежитиях,
а также строительству и приобретению
жилых помещений для постоянного проживания.
На эти цели адресной программой предусмотрено
в 2012 году – 70,8 млрд. рублей, в 2013 году –
45,5 млрд. рублей, в 2014 году - 25,9 млрд. рублей.
В рамках социального комплекса на развитие
и модернизацию объектов здравоохранения,
образования, культуры и спорта предусматриваются
средства федерального бюджета на 2012 год
в объеме 139,2 млрд. рублей, на 2013..год..– 113,7 млрд. рублей, на 2014 год
– 88,9 млрд. рублей).
Средства, выделяемые на здравоохранение
(в 2012 году –
79,3 млрд. рублей, в 2013 – 65,9 млрд. рублей,
в 2014 – 54,2 млрд. рублей), планируется направить
на строительство и реконструкцию важнейших
объектов, в том числе: строительство клиники
высоких технологий Научного центра здоровья
детей, НИИ детской онкологии и гематологии
Российского онкологического научного
центра имени Н.Н. Блохина РАМН в г. Москве,
федерального высокотехнологичного центра
медицинской радиологии в г. Димитровграде;
реконструкцию
комплекса зданий ФГУ «Российский
научный центр радиологии и хирургических
технологий», Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта
Российского государственного медицинского
университета в г. Москве, объектов Научно-исследовательского
института кардиологии им. В.А. Алмазова
в г. Санкт-Петербурге; на реконструкцию
и развитие комплекса Новосибирского
научно-исследовательского института
патологии кровообращения имени академика
Е.Н. Мешалкина, Федеральный перинатальный
центр ФГУ "Научный центр акушерства,
гинекологии и перинатологии имени академика
В.И.Кулакова"..и..ряд..других.
Строительство
и реконструкция социально значимых медицинских
учреждений позволят улучшить качество
медицинских услуг, предоставляемых населению,
в том числе высокотехнологичной медицинской
помощи, а также продолжить ряд перспективных
научных исследований в области здравоохранения,
не имеющих аналогов в мире.
Бюджетные ассигнования, выделяемые на
строительство и реконструкцию спортивных
сооружений, формирующих подготовку спортивного
резерва и здоровый образ жизни населения,
будут направлены на: строительство федеральных
тренировочных центров в п. Парамоново
и п. Токсово, реконструкцию стадиона ФГОУ
ВПО «Смоленская государственная академия
физической культуры, спорта и туризма»
и универсального спортивно-зрелищного
комплекса ФГОУ ВПО «Российский государственный
университет физической культуры, спорта
и туризма», строительство футбольного
стадиона на 40 тыс. мест и стадиона водных
видов спорта в г. Саранске; строительство
водного спортивного комплекса в г. Томске,
подготовку проектной документации на
строительство и реконструкцию стадионов
для проведения Чемпионата мира по футболу
2018 года в Российской Федерации, строительство
и реконструкцию объектов для проведения
V Международных спортивных игр «Дети
Азии» в г.Якутске.
Средства, предусмотренные
на финансирование объектов культуры
в 2012-2014 годах (39,7 млрд. рублей, 35,3 млрд.
рублей, 26,0 млрд. рублей соответственно)
будут направлены на финансирование объектов
культуры и искусства, в том числе на реконструкцию
здания Политехнического музея; комплекса
зданий Московской государственной консерватории
им. П.И.Чайковского; строительство второй
сцены Государственного академического
Мариинского театра, строительство второй
Российской национальной библиотеки в
г.Санкт-Петербурге, реконструкцию Всероссийского
музейного объединения «Государственная
Третьяковская галерея»; строительство
архивохранилища Государственного архива
Российской Федерации; строительство
объектов Всероссийского государственного
университета кинематографии имени С.А.
Герасимова; строительство и реконструкцию
объектов Государственного музея изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина; реконструкцию
объектов музеев-заповедников «Кижи»,
«Петергоф», «Ораниенбаум», «Царское Село»
и..другие.
В 2012-2014
годах планируется продолжить финансирование
(20,3 млрд. рублей, 12,5 млрд. рублей, 8,8 млрд.
рублей соответственно) важнейших объектов
в сфере образования: Московский государственный
университет леса; Московский авиационный
институт (государственный технический
университет); Московский государственный
строительный университет; Национальный
исследовательский технологический университет
«МИСиС»; Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова; Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарёва
в г. Саранске; Всероссийский детский центр
«Океан»; Московский государственный
университет имени М.В. Ломоносова; Санкт-Петербургский,
Иркутский, Бурятский, Новосибирский государственные
университеты;
Информация о работе Инвестиционный кризис в российской экономике, пути преодоления