Инвестиционный кризис в российской экономике, пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 06:07, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условием обеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главной задачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономических реформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблем инвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курса необходимых хозяйственных преобразований.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 197.50 Кб (Скачать документ)

 

Сибирский федеральный  университет в г. Красноярске, а  также продолжить реконструкцию  и строительство комплекса дворцово-паркового ансамбля «Михайловская Дача» для размещения бизнес-школы Высшей школы..менеджмента..в..г..Санкт-Петербурге.  
          Одним из важнейших приоритетных направлений государственного инвестирования является развитие науки и высоких технологий. На эти цели будут направлены средства в 2012 году – 5,0 млрд. рублей, 2013 году – 3,2 млрд.рублей,..2014..году–2,0..млрд.рублей.  
           В 2012-2014 годах значительный объем средств будет направлен на нужды центральных организаций (в 2012 году – 41,6 млрд. рублей; в 2013 году – 32,9 млрд. рублей; в 2014 году – 23,5 млрд. рублей).

В рамках данного  направления предлагается финансировать  такие объекты и мероприятия, как реконструкция здания Общественной палаты Российской Федерации; строительство и реконструкция зданий территориальных органов (включая строительство центров обработки данных) ФНС России и зданий и сооружений Федерального казначейства, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации; реконструкция здания № 14 Московского Кремля; реконструкция и строительство комплекса зданий МИДа России; строительство и реконструкция объектов региональных поисково-спасательных отрядов МЧС России; строительство и реконструкция объектов Академии гражданской защиты МЧС России и других.  
Также одним из приоритетных направлений в 2012-2014 годах является развитие инфраструктуры судебной системы в целях обеспечения условий ее самостоятельност..и..независимости.  
В рамках данного направления будет финансироваться ряд мероприятий, направленных на развитие судебной системы и уголовно-исполнительной системы..в..Российской..Федерации.  

Как и в предшествующие годы, одним из приоритетных направлений  государственных инвестиций остается создание условий для ускорения экономического роста за счет развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной..инфраструктуры.  
           Так, на строительство и модернизацию транспортной системы в федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предлагается предусмотреть бюджетные средства в объеме 314,5 млрд. рублей, 306,8 млрд. рублей и 266,6 млрд. рублей соответственно.  
В 2012-2014 годах будет осуществляться строительство и реконструкция ряда автомобильных дорог, в частности, автомобильных дорог М-27 Джубга –Сочи, М-2 «Крым», М-9 «Балтия», А-104 Москва – Дмитров – Дубна, А-103 Щелковское шоссе до пересечения с Московским малым кольцом, Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, М-8 «Холмогоры», автомобильной..дороги..от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска,..М-5..«Урал», М-7 «Волга», М-6 «Каспий», М-29 «Кавказ», М-56..«Лена»,..«Колыма», М-60 «Уссури», а также еще целого ряда важнейших..транспортных..магистралей.  
          На развитие воздушного транспорта предлагается направить в 2012 году 48,5 млрд. рублей, в 2013 году- 42,2 млрд. рублей, в 2014 году –30,3 млрд. рублей. Предусматривается финансирование таких важнейших инфраструктурных объектов, как строительство комплекса взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) международного аэропорта Шереметьево, а также вторая очередь реконструкции аэропорта Шереметьево, реконструкция и развитие аэропортов Внуково и Домодедово, реконструкция и развитие аэропорта Махачкала (Республика Дагестан), реконструкция аэродромных покрытий и замена светосигнального оборудования в аэропорту Владикавказ (Республика Северная Осетия-Алания), реконструкция и развитие аэродрома аэропорта «Краснодар» (Краснодарский край), реконструкция аэропортового комплекса..г..Казань..и..других.  
          На развитие железнодорожного транспорта предлагается направить средства в сумме 38,5 млрд. рублей в 2012 году, 41,6 млрд. рублей в 2013 году 38,4 млрд. рублей в 2014 году, в том числе на строительство пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия); строительство второго пускового комплекса от ст. Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р. Лена в районе г. Якутска до ст. Якутский речной порт (левый берег) в Республике Саха (Якутия); на мероприятия по развитию Московского транспортного узла, на комплексное развитие Мурманского и Новороссийского транспортных узлов, а также на создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан).  
          На развитие объектов морского транспорта в 2012 году предусматриваются средства в объеме 34,3 млрд. рублей, в 2013 году – 37,9 млрд.рублей,..в..2014..году–39,2..млрд.рублей.  
          В частности, будет финансироваться формирование акватории южной и северной частей морского торгового порта Усть-Луга, включая операционную акваторию контейнерного терминала, Ленинградская область; реконструкция объектов инфраструктуры морского порта Санкт-Петербурга; строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в портах Петропавловск-Камчатский, Мурманск, Ванино; строительство линейных дизельных ледоколов; строительство универсального атомного ледокола.  
          Бюджетные ассигнования, выделяемые на решение проблем топливно-энергетического комплекса на 2012 год в сумме 42,2 млрд. рублей, на 2013 год – 20,7 млрд. рублей, на 2014 год – 9,7 млрд. рублей, предлагается направить на финансирование таких важнейших объектов, как Усть-Среднеканская..ГЭС..на р. Колыма, «Горно-химический комбинат» в г. Железногорске, Гоцатлинская ГЭС в Республике Дагестан, зона затопления Богучанской ГЭС на территории Красноярского края и Иркутской области.  
          Среди приоритетных направлений государственного инвестирования  
в 2012-2014 годах, как и в предыдущие годы, остается улучшение экологической обстановки и создание условий безопасной жизнедеятельности.  
           Так, на финансирование объектов данного направления в адресной программе на 2012 год предусматриваются бюджетные ассигнования в объеме 10,0 млрд. рублей, в 2013 году – 10,8 млрд. рублей, в 2014 году – 11,8 млрд. рублей, в том числе на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на р. Иртыш на территории Омской области, дамбы для защиты г. Орска от затоплений в период весенних половодий; берегоукрепление Куйбышевского водохранилища, реконструкцию магистарального канала, коллекторов им. Октябрьской революции и сооружений Коровской оросительной..системы..в..Республике..Дагестан.  
           Как и в предыдущие годы, остается актуальной проблема развития агропромышленного комплекса в регионах Российской Федерации.  
В 2012-2014 годах будет продолжено строительство: Ики-Бурульского группового водопровода в Республике Калмыкия; Донского магистрального канала в Ростовской области; Саратовского оросительно-обводнительного канала им. Е.Е. Алексеевского и Варфоломеевского группового водопровода в..Саратовской..области.  
           Еще одним приоритетным направлением государственного инвестирования является укрепление национальной безопасности на основе модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации, развитие пограничной..и..таможенной..инфраструктуры.  
          Значительный объем средств в 2012-2014 годах планируется направить на инвестиционные проекты, ориентированные на развитие и реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса, целью которых, в том числе, является уничтожение запасов химического оружия, утилизация вооружения и военной техники, а также укрепление границ Российской Федерации.  
           В 2012-2014 годах будет продолжена работа, направленная на развитие отечественной авиации и самолетостроения, формирование научного задела и научного сопровождения, обеспечивающих развитие отечественной авиационной..техники.  
           Кроме того, запланировано создание двух самолетов Ил-96-300 (салон) с самолетными узлами связи, строительство двух самолетов Ил-96-300 ПУ (М 1), двух самолетов Ту-204-300 (салон), двух самолетов Ан-148ЕА, а также строительство..трёх..самолётов..Ту-214..СР.  
          В целом адресная программа на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов направлена на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, включенных в федеральные целевые программы, а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных решениями Президента Российской Федерации и Правительства..Российской..Федерации.  

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Варианты выхода из инвестиционного кризиса

1. Первый условно  может быть назван "правительствен-ным  вариантом". Его суть состоит  в том, чтобы добиться финансовой  стабилизации. Основная надежда  здесь возлагается на то, что  рынок сам отрегулирует инвестиционный процесс, а главная задача правительства видится в том, чтобы стабилизировать финансы путем проведения жесткой социальной и денежно-кредитной политики.

2. Оппозиционный  правительству вариант. Теоретически  и идеологически все оппозиционные варианты связаны с предложением более интенсивной инвестиционной политики. Они могут быть сгруппированы в несколько основных направлений:

1) пятилетний  план восстановления народного  хозяйства,

2) ввести налог  (государственную. ренту) на природные  сырьевые ресурсы и использовать поступления на инвестиционные цели,

3) перекрыть  каналы ввоза инвестиционных  ресурсов за рубеж и использовать  их на инвестиционные цели,

4) ввести налоговые  и тарифные льготы на импортные  инвестиционные товары и на  инвестируемую часть прибыли,

5) увеличить  собираемость налогов (до 40%) и  увеличить на эту сумму государственные  и инвестиционные расходы или  сократить налоги,

6) обеспечить  рост доходов граждан, чьи сбережения  станут источником инвестиций  и дадут импульс инвестиционной активности.

 

 

3. Авторская  позиция. Суть позиции, которую  мы хотим обосновать, может быть  названа "Политика инвестиционной экспансии".

О необходимости  подобной политики говорит наш собственный  и мировой опыт. В самые трудные  годы войны правительство СССР не допускало опережающего спада капитальных вложений по сравнению с сокращением объема производства, а объемы продукции машиностроения не сокращались, а росли во все годы войны. Эта политика позволила создать материальную базу быстрого послевоенного восстановления и экономического роста.

В России есть огромный запас незанятых трудовых, сырьевых, технологических и иных ресурсов, необходимых для производства товаров  и услуг. Им противостоят потенциальные  потребители товаров и услуг  на внутреннем рынке. Но у производителей не хватает оборотных средств для производства, а у потребителей не хватает денежных средств для того, чтобы приобрести готовые товары или услуги или авансировать свои заказы. В результате ценовой и денежно-кредитной реформы произошло резкое (обвальное) обесценение оборотных средств предприятий и сбережений населения. Ресурсы оказались оторванными друг от друга, парализованными и изъятыми из воспроизводственного оборота. Для того чтобы задействовать незанятые ресурсы на внутреннем рынке и связать производство с потреблением нужна "денежная смазка" между основными агентами воспроизводственного процесса.

Если рост производства наберет необратимую динамику, то тогда (и только тогда) можно воздействовать на инфляцию методами жесткой финансовой политики. Если же денежная политика сопровождается спадом производства, то даже нулевая инфляция (и даже дефляция) не является благом для экономики, поскольку спад производства - это в любом случае сокращение потребления.

 По сути, речь идет о следующей альтернативе: либо при снижающихся темпах инфляции меньше производить и меньше потреблять товаров и услуг, либо при несколько растущих темпах инфляции больше производить и больше потреблять.

Каковы бы ни были инвестиционные концепции, для  их обоснования необходимо определить источники инвестиций. Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные для российской экономики.

К традиционным источникам относятся: государственный  бюджет; элементы национального богатства, реализация которых может послужить  источниками инвестиций; прибыли предприятий и амортизационные фонды; сбережения населения; иностранные инвестиции.

Нетрадиционные (для российской экономики) источники  инвестиций: Государство путем лицензионной политики, государственных страховых гарантий и льгот должно развернуть финансовые потоки из портфельных, спекулятивных сфер в инвестиционный сектор экономики. Кроме мобилизации потенциала инфляционно безопасных источников инвестиций правительству в рамках чрезвычайной инвестиционной программы следует прибегнуть к увеличению инвестиционных государственных расходов и увеличению льготных инвестиционных кредитов. Про опасность инфляционных последствий выше говорилось.

Россия находится  не на классическом отрезке совокупного  предложения, а на кейнсианском его  отрезке и поэтому рост денежной массы, трансформированный в совокупный спрос, не приведет к симметричному росту общего уровня цен. Рост общего уровня цен будет значительно отставать от роста совокупного денежного платежеспособного спроса.

 

И лишь тогда, когда  будут исчерпаны свободные для кризисной экономики ресурсы и производство достигнет полной занятости, тогда увеличение денежных средств приведет к симметричному росту цен. Но тогда не будет нужды увеличивать денежные ресурсы.

Особую роль должны сыграть иностранные инвестиции. Без них массовое обновление основного капитала (до 70%) и выход из кризиса в ближайшее время не возможен. Если рассматривать иностранные инвестиции в связи с инфляцией, то возможны различные варианты последствий.

В отличие от иностранных кредитов и займов прямые иностранные инвестиции (производственные) создают дополнительные рабочие места и производственный спрос на внутреннем рынке. Но если иностранные финансовые инвестиции передают заказы на строительно-монтажные работы, оборудование и технологии иностранным фирмам, это ведет к сужению внутреннего рынка, сокращению занятости, а в конечном итоге, к росту инфляции. Может быть и эффект импорта инфляции. Завоз и внедрение дорогих материалов и технологий ведет к росту инфляции издержек, спровоцированных зарубежными инвестициями.

Подводя общий  итог изложенному, мы делаем вывод о  том, что не инвестиционное увеличение денежной массы, а главным образом  спад производства является главным  инфляционным фактором в последние  пять лет. Опасения о том, что политика инвестиционной экспансии приведет к росту инфляции и разрушит ростки стабилизации экономики сильно преувеличены. Экономику из глубокого кризиса выведут только крупные производстыенные инвестиции. Массовое изменение потоков финансовых ресурсов из сферы портфельно-коммерческого оборота в производственную и дополнительная эмиссия (рост госрасходов и льготных инвестиционных кредитов), может на первых порах увеличить инфляцию. Но при этом будет создаваться материальная база дефляции. Затем будет срабатывать мультипликационный эффект.

По расчетам специалистов, 1 млрд. строительно-монтажных  работ воспроизводит в других отраслях около 225 млн. руб. амортизационных  средств и примерно 290 млн. руб. прибыли. Рост производства на основе обновленного основного капитала даст самый эффективный антиинфляционный результат, а экономика в целом обретет устойчивый рост производства и инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Перспективы развития инвестиционной политики в РФ

На современном  сложном переходном этапе российской экономики производственный и экономический потенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться и воспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизм управления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.

Переход России к рыночной модели ведения хозяйства непосредственно связан с формированием новой идеологии инвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономики инвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялся государством. В современных российских условиях инвестиционной деятельности возрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица (отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры, как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании, консультационные фирмы и т.д.

Первоосновой  инвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект  управления являются достаточно сложным  объектом регулирования, т.к. отражают высокую степень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следует отметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайне значительной становится роль субъективного фактора - интеллектуальных способностей участников данного процесса.

Эффект результатов  инвестирования проявляется через определенное, зачастую весьма продолжительное время, что в значительной степени усложняет прогнозирование и проектирование инвестиционной деятельности.

Необходимыми  и взаимосвязанными условиями ведения  инвестиционной деятельности в рыночной экономике являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциального инвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемых условиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия, способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом (инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.

Обеспечиваются  эти условия через инвестиционную политику государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе был  рассмотрен как теоретический материал об инвестициях, так и аналитический по инвестиционному процессу, промышленному потенциалу в России. Кроме того, выделены основные направления развития инвестиционной политики в РФ, сделан акцент на Федеральную адресную инвестиционную программу на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Считаю, что  инвестиции в России - это весьма актуальная тема для нашего государства, особенно в свете мировых событий  в экономике.

В экономике  России сложилась непростая ситуация, когда амбициозные задачи поддержания высоких темпов экономического роста, повышение конкурентоспособности отечественных товаров пока не могут быть в полной мере подкреплены соответствующей динамикой инвестиций. Сегодня требуются устойчивые долгосрочные темпы прироста инвестиций в основной капитал. Необходима четкая экономическая политика активного стимулирования инвестиционного процесса.

Россия остро  нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов. Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7-10 лет ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций, в связи с проведением в Сочи зимних Олимпийских Игр 2014 года, уже сегодня значительные иностранные инвестиции начали поступать в нашу страну.

В настоящее  время важным фактором ускорения  экономического роста становится совместная работа власти, бизнеса и общества в области усиления предпринимательской  активности, улучшения инвестиционного  климата.

 

 

Фактором повышения  инвестиционной ответственности институтов государства должно стать внесение изменений в бюджетное законодательство в целях обеспечения обязательности выплат, использующихся для финансирования социальных мероприятий.

Информация о работе Инвестиционный кризис в российской экономике, пути преодоления