Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:28, курсовая работа
Целью курсовой работы, является изучение понятий международного кредита, и его роль в условиях глобализации, а также особенности кредитования во внешнеэкономической деятельности в России. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-охарактеризовать историю возникновения и сущности кредитования
-раскрыть основные функции, принципы, формы и виды международного кредита
- проанализировать внешнеторговую деятельности на примере России
- обосновать роль и значение кредита в условиях глобализации.
Методологической основой данной курсовой работы послужили труды современных ученных и статистическая информация.
Введение
1.Международный кредит как экономическая категория
1.1 История возникновения и сущность международного кредита
1.2 Основные функции и принципы международного кредита
1.3 Основные формы международного кредита
2. Оценка международного кредитования внешнеторговой деятельности
2.1 Анализ внешнеторговой деятельности на примере России
2.2 Виды рисков. Механизмы кредитования и страхования рисков внешнеторговой деятельности
3. Роль и значение кредита в условиях глобализации.
Заключение
Список литературы
Экспортная специализация страны. Определение экспортной специализации страны и развитие эффективного экспорта является базовым элементом стратегии внешнеторговой деятельности. Формирование экспортной специализации страны, как показывает мировой опыт, может быть лишь результатом определенных действий государства на основе эффективной системы функционирования экономики и самостоятельной деятельности производителей. Такой способ действий означает, что, с одной стороны, государство не должно пассивно воспринимать самоопределение формирования структуры экспортной специализации, а с другой - она не может быть исключительно результатом действий, предпринятых самостоятельно производителями. При этом роль государства в развитии экспорта должна заключаться в постоянном поиске и выявлении производств, выделяемых мировым и внутренним рынками, и оказании им различных видов услуг и помощи. Одним из условий всемерного поощрения экспорта государством должно являться то, что средства, полученные от экспорта, будут идти не на поддержку отсталых производств, а на структурную перестройку экономики с учетом долгосрочных сдвигов в мировом хозяйстве, позволяющих России занять более достойное место в системе международного разделения труда и использовать его преимущества с большей для себя выгодой. Создавая необходимые условия для экспортной экспансии, государство должно определить специализированный экспортный потенциал страны. Энергосырьевая ориентация в экспорте не может быть перспективной. Для России этот выбор может заключаться только в специализации на экспорт готовых, в том числе наукоемких изделий, на расширение и воссоздание экспортной базы агропромышленного комплекса (растительное масло, семена подсолнечника, овощи, ягоды, а в перспективе - зерно), производство потребительских товаров. Специализация должна охватывать, прежде всего, те отрасли, которые добились существенных результатов на мировом рынке, и их целесообразнее ориентировать на увеличение экспортной продукции. Для России это довольно широкий перечень товаров, он определен в Федеральной программе развития экспорта, который в определенных масштабах позволит решить задачу расширения экспорта в ходе реализации стратегии внешнеторговой деятельности, но не в полной мере. В связи с этим для достижения поставленных целей государство должно способствовать развитию менее экономически выгодного экспорта отдельных сфер экономики. К числу таких отраслей на данном этапе развития экономики можно отнести заготовительную и производственную деятельность агропромышленного сектора; стимулирование данных сфер даст им в перспективе реальную возможность пробиться на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья, а государству - расширить ассортимент экспортной продукции. При этом, безусловно, стимулируемая сфера должна иметь собственные реальные шансы выхода на мировой рынок.[13]
Географический аспект. В период реализации стратегии внешнеторговой деятельности должен быть решен и географический аспект. России целесообразнее отдать приоритет странам ближнего зарубежья, так как существует реальная возможность более глубокой интеграции в рамках Содружества. На это нацелена Концепция экономического развития Содружества Независимых Государств, которая, по существу, является долгосрочной программой совместных действий по экономическому союзу. Реализация ее позволит получить значительный эффект от использования объединенных возможностей, укрепить технико-экономическую неуязвимость членов СНГ от промышленно развитых стран. Образование взаимовыгодного общего рынка обеспечит углубленное взаимодействие между национальными экономиками стран ближнего зарубежья на основе свободного перемещения товаров между странами в результате непосредственных договоренностей между их производителями и потребителями. Создание условий для сотрудничества на хозяйственном уровне субъектов внешнеторговой деятельности позволит им эффективнее решать такие задачи, как "чем торговать" и "как торговать".[13]
И так исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что стратегия внешнеторговой деятельности данного периода развития экономики страны может быть реализована поэтапно[15]:
На первом этапе необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия-экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта. На протяжении этого этапа реализации стратегии продолжается в основном пассивное подчинение экспортной деятельности России мировому рынку. Выход на мировой рынок - один из главных критериев оценки эффективности экспорта производственного предприятия.
На втором этапе осуществляется максимальное стимулирование постепенно выделяемых отраслей экспортной специализации, предусмотренных Федеральной программой развития экспорта при одновременном сохранении общей поддержки всего эффективного экспорта и определение направлений импортной специализации страны.
В течение третьего этапа должны быть реализованы следующие направления: расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации; исключение с помощью импорта наиболее неэффективных сфер отечественного производства; продолжение действий, направленных на стимулирование всего эффективного экспорта. На данном этапе экономика Российской Федерации начинает работать под воздействием международного разделения труда, ее комплексное развитие постепенно переходит в селективное, или приоритетное, развитие определенных отраслей. Данный этап должен завершиться созданием условий для открытой экономики.
Четвертый этап стратегии внешнеторговой деятельности - это эффект, на который направлено ее последовательное осуществление. Экспорт и импорт на четвертом этапе реализации внешнеторговой стратегии носят специализированный характер. Существующая разница между объемом экспорта и объемом импортных потребностей настолько высока, что практически не существует проблемы внешнего платежеспособного спроса - основного барьера внешнеторгового обмена. Весь этот период можно рассматривать как переходный к превращению России в ближайшем будущем в одну из ведущих держав с прогрессивной структурой внешнеторгового оборота и прочными позициями на мировом рынке.
Изложенная стратегия должна стать основой для разработки Концепции внешнеторговой деятельности субъекта Российской Федерации.
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах. Он связан с множеством практических и финансовых затруднений для фирм, участвующих в нем. Необходимо понимать характер этих трудностей, а также роль банков и других организаций в обеспечении средств и процедур для их преодоления. Наряду с обычными проблемами торговли и коммерции, которые возникают в любых типах бизнеса, в международной торговле существуют дополнительные проблемы[4]:
Риск времени и расстояния. С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки. Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты. Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэкономической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при продаже товара в своей стране. В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей, неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале. Кроме того, экспортеру, вероятнее всего, придется хотя бы первоначально нести расходы по доставке товара за границу. Если же поставка произведена, а получатель отказывается от товара, возникает множество дополнительных сложностей, ведь клиент находится в другой стране. Экспортер в этом случае должен принять решение, что делать с товаром. Если покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследоваться в судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто предусматривают проведение судебных разбирательств в стране импортера или в третьей стране, то для осуществления данных юридических процедур потребуются дополнительные расходы. Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с убытками. Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском нового покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным для покрытия возникших расходов.[14]
Валютный риск. В международной торговле экспортер обычно выставляет счет покупателю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США. В связи с этим, одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для осуществления платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией. Однако, покупка или продажа иностранной валюты не столь безопасны для фирмы, как может показаться на первый взгляд. Причина этому - нестабильность показателей валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов. Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна. Чувствительность к валютному риску для экспортеров и импортеров может быть существенно снижена. Для этого существуют различные механизмы страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов.[14] К ним относят:
Каждый из этих механизмов приводится в действие посредством банков. Форвардный валютный контракт представляет собой договоренность с банком продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для предоставления этой валюты в будущем. Такая фиксация курса валюты на определенную дату устраняет валютный риск для фирмы. Похожей формой страхования от валютного риска является валютный опцион. Данный вид договоренности предоставляет его держателю больше свободы. Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить или продать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена в момент истечения или до истечения периода действия данного опциона. Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом случае импортеру нет необходимости приобретать иностранную валюту за национальную, а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к валютному риску. Этот способ страхования, пожалуй, наиболее реален на сегодня для российских фирм. Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру, ожидающему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в качестве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных оборотных средств. Погашение же кредита производится из будущих поступлений в той же иностранной валюте. При этом следует помнить и то, что в настоящее время для получения кредита в российском банке потребуется предоставление полного товарного или другого обеспечения.
Законодательный риск. Полная ясность экономических взаимоотношений между экспортером и импортером может быть достигнута только при условии знания и понимания правил и законов стран, в которых находятся торговые партнеры. Вопросы такого рода обычно решаются полностью лишь после длительных и благоприятных деловых взаимоотношений. Действительно, правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, оказаться значительным фактором риска. Существуют следующие законодательные ограничения в сфере экспорта импорта:
Действительно, международная торговля порождает более высокие риски для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако, экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую дополнительных организационных и финансовых затрат. Вопрос же снижения рисков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, какие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие финансовые инструменты международных расчетов. Это обстоятельство определяет необходимость более тщательного анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений.[4]
Важную роль в кредитовании внешней торговли играет государство. После второй мировой войны в большинстве развитых капиталистических стран сложилась система долгосрочного кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов. Государственные мероприятия в этой области осуществляются по нескольким направлениям. Во-первых, государство содействует коммерческому и банковскому кредитованию национального экспорта путем переучета векселей экспортеров в центральном банке, а также рефинансирования среднесрочных и долгосрочных банковских кредитов государственными или полугосударственными учреждениями. В ряде стран за счет госбюджета предоставляются льготные кредиты экспортерам или субсидируются процентные ставки по экспортным кредитам иностранным покупателям. Во-вторых, государственные органы и кредитные учреждения непосредственно выступают в качестве кредиторов иностранных правительств, банков и фирм. Государственные экспортные кредиты и прочие ссуды на двусторонней основе предоставляются преимущественно развивающимся странам в рамках официальной помощи развитию. Условия таких кредитов (срок, процентные ставки и т. д.) являются льготными по сравнению с рыночными. Большая часть официальной помощи несет связанный характер: она имеет товарную форму или используется для закупок товаров в стране-доноре. В-третьих, государство организует страхование фирменных и банковских экспортных кредитов. Государственное страховое агентство берет на себя обязательство покрыть в определенном размере убытки, которые могут возникнуть по кредитным операциям. Страхованию подлежат как экономические, так и политические риски. При наступлении страхового случая кредитору выплачивается возмещение. Необходимые для этого ресурсы формируются за счет страховых премий, выплачиваемых страхователями (фирмами и банками). Если этого источника недостаточно, образующиеся убытки страхового агентства покрываются за счет государственного бюджета. В промышленно развитых капиталистических странах применяются различные системы государственного кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов. В США и Японии рефинансирование частных кредитов и государственное кредитование внешней торговли осуществляются экспортно-импортными банками, принадлежащими государству. В большинстве западноевропейских стран для проведения таких операций созданы специальные кредитные институты с участием государственного и частного капитала («Аусфуркредит» в ФРГ, «Эстер-рейхише контрольбанк» в Австрии и др.). Во многих странах страхованием экспортных кредитов занимаются государственные организации (Департамент гарантий экспортных кредитов — ДГЭК — в Великобритании, аналогичные учреждения в Скандинавских странах, САКЭ в Италии и т.д.). В некоторых странах гарантии по экспортным кредитам выдают полугосударственные (например, КОФАСЕ во Франции) или частные страховые компании (например, «Гермес» в ФРГ). Обычно функции кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов закреплены за разными специальными институтами. Однако в отдельных странах они объединяются в одном учреждении (Экспортно-импортный банк в США, ДГЭК в Великобритании, «Контроль-банк» в Австрии).[4]
Информация о работе Использование международного кредита во внешнеторговой деятельности