Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 10:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить методы исследования систем управления предприятием и пути ее совершенствования. Согласно цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретический материал по основам организации управления на современных предприятиях;
2. Проанализировать миссию и задачи ООО «Восток-Запад»;
3. Рассмотреть основные направления совершенствования структуры управления предприятием.
Введение……………………………………………………………………….……3
1. Методологические аспекты исследования систем управления………………6
1.1 Исследование систем управления, основные направления и подходы……..6
1.2 Методы исследования систем управления……………………………………8
1.3 Информационная составляющая системы управления…………………….11
2. Исследование системы управления предприятием ООО «Восток Запад»…14
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия…………...14
2.2 Стратегия развития предприятия…………………………………………….15
2.3 Совершенствование системы управления предприятием………………….18
Заключение………………………………………………………………………...20
Глоссарий…..……………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………
1.2
Методы исследования
систем управления
Организации относятся к числу сверхсложных систем: они состоят из элементов и подсистем разной природы (технические, правовые, психологические, социокультурные), они многофункциональны (производят продукцию, услуги, формируют человека и среду). Для объекта такой сложности приходится строить и сложную методологию. Именно системный подход позволяет рассмотреть организацию как систему, как целое – ведь основной его принцип – это принцип интеграции.
Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Он предполагает исходное определение системы целей организации, обусловливающих структуру задач и содержание функций аппарата управления.
Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой продукции. В любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы.
Вместе
с тем соответствие между системой
целей и организационной
Конечным
критерием эффективности при
сравнении различных вариантов
организационной структуры
Все методы исследования систем управления можно классифицировать на две
группы:
– теоретические: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод моделирования и др.;
– эмпирические: наблюдение, сравнение, метод экспертных оценок и др.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов: аналогий; экспертно-аналитического; структуризации целей; организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п). К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимыми квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления; а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в тесном сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации.
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Таким образом:
основе
научной методологии, с применением
соответствующих
подходов, комплекса методов и конкретных методик.
2. Результат исследования систем управления представляет собой практические рекомендации по изменению тех или иных сторон се функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления.
3. Системный анализ выступает базовым подходом и методом в исследовании и проектировании систем управления.
4.
Современными формами организации и проведения
исследования систем управления являются
экспертная и консультационная деятельность.4
Любой аппарат управления (контора, офис) представляет собой «фабрику
информации». Его основная роль заключается в обработке информации подобно, собственно, промышленному предприятию, занимающемуся обработкой материалов и производством энергии. Аппарат управления получает информацию в самых разных формах. В тех же формах офис и производит информацию. Это могут быть:
– данные, выдаваемые компьютером в электронной форме;
– документы, передающие информацию в численной или цифровой форме;
– устная информация, передаваемая по телефону, часто в электронной форме.
Между процессом получения и распространения информации аппарат выполняет ряд разнообразных действий. Он может:
1)
преобразовать информацию (например,
информацию о продажах в
2) объединять информацию (например, информацию о продажах с информацией, о закупках в информацию, о товарно-материальных запасах);
3)
накапливать информацию (например,
информацию о продажах для
составления ежемесячных и
Как правило, аппарат управления использует полученные данные в качестве
основы для производства другой своей важной продукции – решений. Это могут
быть решения:
а) местного и оперативного характера – такие, как решения, касающиеся закупок и продаж продукции, найма и увольнения работников, повышения или снижения цен;
б) долгосрочного, стратегического характера – решения, связанные с расширением предприятия, инвестициями, снятием с производства изделия, вхождением в корпорацию и выходом из нее.
Таким образом, аппарат управления – это «фабрики, обрабатывающие информацию», с выходом продукции двух типов: информации (данные, документы, устная информация) и решений (краткосрочных и долгосрочных). В отдельных случаях аппарат управления специализируется в одной из этих областей. К звеньям аппарата, производящим продукцию первого типа (информацию), относятся: подразделения, которые занимаются подготовкой технических инструкций; бухгалтерия и финансовые подразделения; подразделения, подготавливающие информацию для общественности. К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений, относятся: подразделения по управлению производством; подразделения по управлению продажами; аппарат высшего руководства. Звенья аппарата, производящие продукцию и того и другого типа, включают: технические подразделения; офисы, занимающиеся кадровыми вопросами; маркетинговые подразделения.5
Руководство предприятий должно заниматься вопросами продуктивности «фабрик информации» точно так же, как и подразделений по производству продукции. При производстве информации повышение продуктивности означает увеличение стоимости информации на единицу затрат. Это может быть большим объем информации (например, больше писем или технически инструкций); более высокое качество информации (более читабельные тексты, с меньшим количеством ошибок); более своевременная информация (техническая инструкция составляется одновременно с модификацией продукта). Применительно к решениям повышение продуктивности – это увеличение стоимости решений на единицу затрат. Практически это означает: большее число решений (например, на основе выбора из большего числа вариантов закупок и продаж или предложений рабочей силы); более высокое качество решений (выбор, который приводит к увеличению прибыли или улучшению качества работы подразделения); более своевременные решения (выбор, который оперативнее реагирует на изменение условий). Оценка продуктивности работы аппарата управления представляет известную сложность. Тщательный анализ и точное измерение часто подменяются экспертными оценками и наблюдениями. Определенный интерес представляет ранжирование информации, используемой в организациях в условиях рыночной экономики. Один из типичных вариантов таких оценок, основанных на материалах крупномасштабных обследований, приводится в Приложении А.
Современные
компании применяют информационные
технологии для совершенствования методов
работы. В результате изменяется организационная
структура компании, разрабатывают новые
организационные взаимосвязи, которые
ранее экономически были невозможны. Вот
почему информационные технологии являются
весьма перспективной и эффективной сферой
для капиталовложений. Принципиальная
схема построения и взаимодействия основных
элементов современной информационной
системы организации приведена в Приложении
Б.
2.1
Организационно-экономическая
характеристика предприятия
Предприятие ООО «Восток Запад» создано по решению общего собрания участников общества 5 октября 2005 года, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество с ограниченной ответственностью «Восток Запад», расположенное по адресу: 241000, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 41.
Основными видами деятельности ООО «Восток Запад» являются:
– оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, парфюмерными и косметическими товарами, включая мыло;
– оптовая торговля чистящими средствами;
– розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами;
– оптовая и розничная торговля прочими непродовольственными и потребительскими товарами;
– финансовый лизинг;
Уставный капитал ООО «Восток Запад» полностью состоит из номинальной стоимости долей участников общества, которые не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах стоимости внесенного им вклада. Величина Уставного капитала составляет 800000 (восемьсот тысяч) рублей.
Для
осуществления текущей
Директором, с момента создания предприятия, является Будерина Г.Н. Штатное расписание предприятия разрабатывается обществом и утверждается директором. Все документы денежного, материального, имущественного, расчетного, кредитного характера, а также отчеты и балансы подписываются директором ООО «Восток Запад» и главным бухгалтером.
Его филиалы расположены в Смоленске, Орле, Туле, Белгороде, Рязани. Собственники компании они же учредители – Рочев С.П., Курлович В.А.
Стратегические цели – к 2012 году добиться увеличения объема продаж на 5 млрд. руб. в год за счет расширения рынка.
Общее
руководство ООО «Восток Запад» осуществляет
генеральный директор, который производит
расстановку приоритетов, отбор и эффективное
использование маркетинговой, финансовой,
организационной информации. У генерального
директора высшее торговое, медицинское
образование. Структура организации представлена
в Приложении В.
2.2
Стратегия развития
предприятия
Компания «Восток Запад», существующая на рынке с 2005 года, является динамично развивающимся предприятием и занимает устойчивую позицию на рынке потребительских товаров, не взирая на высокую конкуренцию в этом секторе экономики.
Информация о работе Исследование стратегии развития организации