Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:01, реферат
Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории. Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Введение …………………………………………………………. 3
1. Глава 1. История экономической мысли в России ………….. . 4
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв.
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв …………. . 7
2. Глава 2. Концепция российской школы экономической мысли ….. 9
2.1 Поиск самоопределения
2.2 Отличительные черты российской школы экономической мысли.... 11
Заключение ……………………………………………………. .…. … 14
КГУ им. А. Байтурсынова
Экономический факультет
Кафедра «Менеджмента и Маркетинга»
Реферат
На тему: История экономической мысли в России
Специальности: Менеджмент
Костанай 2012
Введение …………………………………………………………. 3
1. Глава 1. История экономической мысли в России ………….. . 4
1.1 Русская экономическая мысль в 9-18 вв.
1.2 Экономическая мысль России в конце18-19 вв …………. . 7
2. Глава 2. Концепция российской школы экономической мысли ….. 9
2.1 Поиск самоопределения
2.2 Отличительные черты
российской школы
Заключение ……………………………………………………. .…. … 14
Введение.
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые- экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику.
Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории. Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Русская экономическая мысль — органическая составляющая часть всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей логики и методологии подхода к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых.
Глава 1. История экономической мысли в России
На развитие русской экономической мысли 9-16 вв. влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.
В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения крестьян земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг — «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов – общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. ставшая преобладающей.В 9-11 вв. восточные славяне объединяются в древнерусское государство – Киевскую Русь. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей.
Пока еще экономическая мысль не стала самостоятельной ветвью идеологии. Но уже была составной частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую политику киевских князей. Древние летописи дают довольно полное представление о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в.«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый экономической мыслью к этому времени. Она содержала нормы торговли, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя торговля) и пр.Экономическая мысль нашла своеобразное отражение и в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими человеческими качествами.
Экономическая мысль времени Ивана Калиты (1325-1340), когда Москва стала центром, отражала стремление московских князей к объединению, подчинению себе все большего количества феодальных, боярских, монастырских и церковных уделов, а также процесс дальнейшего закрепощения крестьян.При Иване 3 (1462-1505) формирование государства под властью московских князей в основном завершилось. За столетие территория Московского государства увеличилась более чес в 30 раз.И в 1497 г. был издан Судебник—первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.
Экономическая мысль первой половины 16 в.— преддверие реформ 50-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях фактически изложена программ преобразований, предлагаемая Ивану 4 Грозному.
Идеал государства И. Пересветов видит в сильной царской власти. При этом главную опору царя автор находит в дворянстве как прогрессивной части общества. Его предложения о переводе воевод, судей, служилого дворянства на жалование и о сдаче всех доходов и податей в казну, безусловно, давали простор развитию товарно-денежных отношений, ликвидировали преграды, стоящие перед формирование всероссийского рынка. Фактически принципы его экономической политики и ориентировались на упрочение единства Русского государства, укрепление самодержавной власти царя, на завершение феодализации деревни.
В системе экономических мер Ивана 4 выделяется реформа крупного землевладения. Главный смысл заключался в изменении соотношения его форм. Ослаблялась боярская аристократия и укреплялось положение служилого дворянства, зависимого от царя.
Россия 17-18 вв. – это эпоха
начала процесса первоначального накопления
капитала. В результате усиления специализации
сельскохозяйственного и
Одной из особенностей экономической
мысли того времени, да и вообще всей
русской экономической мысли, является
органическая связь теоретического
анализа с актуальными
Выдающимся русским
На рубеже 17-18 вв. в России Петр 1 (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %.Петр принимал меры для развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял торговлю в нем, был создан флот, товары вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.Первым русским экономистом называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра 1. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли, безусловно деньги должны быть полноценными. Рассматривая торговлю и производство как единый хозяйственный комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной торговли, промышленности, сельского хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти.
В конце 18-первой четвери 19 вв.
для экономики России были характерны
нехватка прибавочного продукта для
расширенного воспроизводства всех
отраслей народного хозяйства, удовлетворения
постоянно растущих материальных, культурных
потребностей всех социальных групп
общества. Сохранялась контрастность
в уровне жизни различных слоев
общества. Вызывала беспокойство правительства,
государственных деятелей и интеллигенции
бедность, безграмотность и социальная
напряженность в среде
Заметный след в истории экономической мысли конца 18-первой четвери 19 в. оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г. Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович Мордвинов (1754 -1845) предлагал способствовать росту населения России, опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда в результате его разделения. Показывал необходимость развивать все отрасли народного хозяйства, отрицал специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.
В первой четвери 19 в., как
и в конце 18в., новые явления
в экономике вынуждали
В 40-60-е годы девятнадцатого
века в Западной Европе довольно отчетливо
проявились противоречия капитализма.
Поэтому представители
Она основывается на том, что
в России крестьянская община является
зародышем социализма, так как
препятствует расслоению деревни и
порождает в быту коллективистские
начала. Однако в полной мере заслуга
разработки теории "крестьянского
социализма" принадлежит Николаю
Гавриловичу Чернышевскому (1828-1889),
По его мнению, главной задачей
должно быть постепенное ограничение
и вытеснение тенденции