История экономики и экономических учений как учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 12:22, лекция

Описание

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.
Знакомство с различными направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Работа состоит из  1 файл

История эконом.docx

— 14.95 Кб (Скачать документ)

Вопрос №1.  История  экономики и экономических учений как учебная дисциплина

История экономический учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций.

Знакомство с различными направлениями  в экономической науке позволяет  полнее уяснить взаимосвязь теоретических  взглядов и концепций с условиями  и причинами их возникновения, потребностями  экономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран. Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, их связь с происходящими изменениями в экономической практике.

Изучение истории экономических  учений позволяет выделить два типа анализа: позитивный и нормативный. Позитивная экономическая теория — часть экономической науки, которая изучает факты и зависимости между этими фактами. Нормативная теория занимается суждениями о том, хороши или плохи экономические условия или политика, эти суждения имеют рекомендательный характер, говорят о том, каким должен быть мир. Экономическая наука разделилась на теоретическую (позитивную) и практическую (нормативную) в конце Х1Х в. в период возникновения и развития исторической школы, которая задала направление развития прикладной части.

Авторы наиболее значительных экономических  теорий являются лауреатами премии памяти А. Нобеля, которая с 1969 года вручается за достижения в области экономических наук. В курсе истории экономических учений изучаются наиболее яркие из них.

Потребовались сотни лет, чтобы  сформировались сегодняшние направления экономической мысли: неоклассическое, марксистское, неокейнсианское, институциональное и неоинституциональное, неолиберальное. Сумма знаний по истории экономических учений является составной частью общечеловеческой, в том числе экономической культуры.

Вопрос №17. Классическая теория ценности Д. С. Милля

Основная работа Дж.С. Милля называется «Принципы политической экономии и некоторые приложения ее к социальной философии» (1848), что демонстрирует стремление автора совместить позитивный и нормативный подходы к экономической науке. С одной стороны, Милль отстаивал «естественные законы» личного интереса, конкуренции, народонаселения, с другой – Милль не отгораживался от социалистических воззрений, одобрял вмешательство государства в такой форме, как фабричное законодательство.

Милль полагает, что теория ценности – совершенно сложившаяся теория, практически не нуждающаяся в  дальнейшей разработке. В его трактовке  классическая теория ценности заключается  в следующем:

  • Вещи имеют временную (рыночную) и постоянную (естественную) ценность, вторая является центром, вокруг которого колеблется первая.
  • Рыночная ценность определяется спросом и предложением.
  • Естественная ценность по-разному определяется для свободно воспроизводимых и невоспроизводимых, уникальных вещей.
  • Издержки производства состоят из зарплаты и прибыли на вложенный капитал и определяются количеством затраченного труда.

В отличие от других экономистов-классиков, Милль предлагал широкую программу  социальной политики, среди основных положений которой можно выделить:

  • Уничтожение наемного труда при помощи кооперативно-производительной ассоциации.
  • Социализацию земельной ренты при помощи земельного налога.
  • Ограничение права наследования.

Информация о работе История экономики и экономических учений как учебная дисциплина