Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:49, контрольная работа
Примета духовного обновления нашего общества - поистине всенародный интерес к истории. Идет закономерный процесс восстановления исторической памяти в экономической науке, которая, пожалуй, как никакая другая отрасль знания пострадала от подрыва исторических корней. Поэтому создание современного фактологического и методологического обеспечения экономической теории нуждается в реконструкции и элементарных факторов прошлого, и целостной научной картины экономического развития, и всего спектра экономических теорий и концепций, которые обеспечивали возможность исторического выбора путей развития нашей страны.
Введение………………………………………………………………………….3
Тема 1. Формирование основных элементов феодальной хозяйственной системы в Киевском государстве (IХ-ХII вв.)…4
Контрольные вопросы по курсу «История экономики России».
Тема № 1 (IXXIV вв.)…………………. ………………………………………16
Тема 2 (XV-XVI Iвв.)…………………………………………………………..17
Тема 3(XVIII вв.)……………………………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы…………………………………………………………….20
ТЕСТЫ………………………………………………………………………….21
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Российский государственный
Кафедра экономической теории
История экономики России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Название темы:
Выполнил: студент 3 курса
Специальность: Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности
заочного отделения
ФИО Лебедев Павел Константинович
Содержание
Введение…………………………………………………………
Тема 1. Формирование основных элементов феодальной хозяйственной системы в Киевском государстве (IХ-ХII вв.)………………………….. ….…4
Контрольные вопросы по курсу «История экономики России».
Тема № 1 (IXXIV вв.)…………………. ………………………………………16
Тема 2 (XV-XVI Iвв.)…………………………………………………………..
Тема 3(XVIII вв.)……………………………………………………………… 17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ТЕСТЫ…………………………………………………………………
Введение
Примета духовного обновления нашего общества - поистине всенародный интерес к истории. Идет закономерный процесс восстановления исторической памяти в экономической науке, которая, пожалуй, как никакая другая отрасль знания пострадала от подрыва исторических корней. Поэтому создание современного фактологического и методологического обеспечения экономической теории нуждается в реконструкции и элементарных факторов прошлого, и целостной научной картины экономического развития, и всего спектра экономических теорий и концепций, которые обеспечивали возможность исторического выбора путей развития нашей страны.
Тема 1. Формирование основных элементов феодальной хозяйственной системы в Киевском государстве (IХ-ХII вв.)
Предметом изучения учебного курса «Истории экономики» служит хозяйственная жизнь народов разных стран на различных этапах исторической эволюции - от первобытно - общинного строя до наших дней.
Структурными уровнями науки являются: эволюция способов производства и хозяйственных механизмов; история отраслей хозяйства и отдельных экономических процессов (урбанизация, промышленный переворот, интеграция), история экономических институтов (налоги, цены, кредит и др.).
История мировой экономики
тесно связана с другими
В системе обществознания история экономики выполняет ряд важных функций. Среди них аккумулирующая (сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта); пропедевтическая (подготовительная – освоение содержания базовых экономических терминов); мировоззренческая (формирование научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества); формирование реализма экономического мышления; методологическая (обогащение экономической теории примерами хозяйственной жизни, проверка научности и правдивости политико-экономического анализа, научное обоснование новых экономических теорий и др.).
Существует два основных подхода к исторической мысли. Идеалистическая концепция сводится к признанию первичности духа и сознания. Материалистическая по отношению к сознанию людей первичной считает материальную жизнь. Современная историко-экономическая наука основана на диалектико-материалистическом методе, рассматривающем общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, определяемый объективными закономерностями.
В историко-экономической науки применяются специальные исторические методы исследования: хронологический (изложение материала в хронологической последовательности); синхронный (одновременное изучение событий в хозяйственной жизни разных стран и континентов); дихронный (метод периодизации); историческое моделирование. К новейшим методам относятся: количественный (математический) и метод социологических исследований и социальной психологии.
Главная задача дисциплины - подготовка компетентного специалиста с развитым стратегическим и оперативным экономическим мышлением, способного понимать суть экономических процессов, причины успехов или неудач хозяйственной политики той или иной страны в определенную историческую эпоху. Ее изучение способствует, наряду с другими дисциплинами гуманитарного, общеэкономического и специального циклов, усилению воспитательного компонента, расширению кругозора, формированию достойной личности российского патриота и гражданина.
Концепции исторического процесса - философские теории, которые определяют общие закономерности исторического движения и типы исторического развития человечества.
Циклическая концепция:
Существование во времени не воспринималось как динамический и линейный процесс: качественное состояние общества признавалось изначально заданным и неизменным, отмеченным циклическим повторением сходных событий.
Христианская концепция:
-В основе истории лежит представление о постоянной и необходимой связи человека с богом.
- Историческая жизнь понимается как борьба божественных и дьявольских сил определяемых проведением.
- В понимание исторического
процесса провиденционализм
- Провиденционализм неразрывно связан с эсхатологией (учением о конце мира).
- История изображается как
Всемирно – исторические концепции:
- В основе – рациональный подход, основную проблему которого составляет взаимосвязь духовного и естественного в историческом процессе.
- Общей чертой всемирно-
- Подобный подход представлен многими вариантами, предлагая два крайних решения – философию истории Гегеля и исторический материализм Маркса.
Философия истории Гегеля:
-Абсолютная идея проходит
- Первоначально абсолютная идея воплощается в азиатских народах, затем проходит через историю европейских народов.
- Целю этих поисков было
Исторический материализм К. Маркса:
- Ключевое понятие формация (определённый тип социально-экономической организации общества, складывающийся на различных этапах развития человечества)
- Выделяют пять общественно-
- Определённый тип формации выделяется на основе существующего в ней способа производства и антагонистических классов, один из которых – класс эксплуататоров, обладающих средствами производства, другой эксплуатируемые.
- Способ производства формирует экономический базис общества, на основе которого развивается надстройка – весь комплекс социальных, политических, культурных и духовных характеристик той или иной формации.
- Переход от одной формации
к другой происходит неизбежно,
- В целом для всемирно-
- Однако эти концепции не учитывают особенности существования иных (неевропейских) цивилизаций. Это обусловило кризис рационализма и поиски альтернативных концепций истории.
- Альтернативой всемирно-
Концепции локальных цивилизаций:
- Наиболее полно данный подход отражен в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.
- История рассматривается как
пространство, заполненное самобытными
регионально-культурными
- Подобный подход позволяет охватить практически все региональные и временные особенности исторического процесса.
Восто́чные славя́не — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках. Составляли основное население средневекового государства Киевская Русь. К XVII веку на основе восточно-славянской общности сформировались (в порядке убывания численности):русский, украинский, белорусский народы.
О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин — отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические данные и сравнительный анализ славянских языков.
Оригинальных восточно-
К основным приоритетам феодальной экономики, за редким исключением, относятся: 1) господство крупной феодальной собственности и монополия на нее феодалов; 2) внеэкономическое принуждение и его различные формы; 3) рентные отношения; 4) развитие различных секторов экономики и преобладание аграрного над промышленным и торговым; 5) рутинное состояние техники и ее совершенствование; 6) господство мелкого производства и развитие денежных отношений; 7) сословный характер общества и его иерархическая структура; 8) широкое распространение корпоративных организаций. Господство крупной феодальной собственности и монополия на нее феодалов. Феодальные земельные отношения основывались на таких принципах, как, во-первых, условный характер крупной земельной собственности.
Особенностью феодального строя в России было преобладание государственного феодализма над частновладельческим. Главной формой феодальной собственности оставалась, как и в предшествующее время, власть — собственность князя или царя. Однако в централизованном государстве она укрепилась, распространяясь не только на крестьян и горожан, но отчасти и на привилегированные сословия. Это диктовалось возросшей ролью государства как единственного гаранта национальной независимости в условиях непрекращающейся внешней агрессии. В результате вопросы о правах сословий в XV— XVI вв. в России не вставали. Сословия имели только обязанности, обусловленные интересами государства, которые расценивались как общенациональные интересы.
Привилегированный слой знати составляли думные чины, служащие высших государственных учреждений. Далее шли служилые чины. Помимо этого, на рубеже XV и XVI вв. возникло деление на основе местничества, связанное с влиянием родовых ценностей. По этому принципу, если отцы двух служилых людей были начальником и подчиненным, то все их потомки по прямой линии — дети, внуки и т. д.— должны были сохранять те же отношения. Если боярин уступал “место”, это отражалось на положении его потомков. Поэтому борьба за высокое положение — не только в войске, но и за столом у царя — шла не на жизнь, а на смерть.
Граница между тяглым и нетяглым населением была очень заметна: в Москве белый город, место жительства бояр и духовенства, был в XVI в. огорожен стеной. За ее пределами лежали черные слободы. Тяглые чины, т. е. плательщики налогов, делились на городских и уездных. В правах они ничем не отличались, однако в их обязанностях были различия. Городская подать разверстывалась по дворам, сельская — по размеру земельных участков. Кроме того, уездные, сельские общества должны были нести некоторые натуральные повинности.