Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:06, контрольная работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Люди заинтересованы в том, чтобы больше понять природу монополий, причины их возникновения, их роль в экономике, способы контроля над монополиями. Пытаясь ответить на возникающие в связи с деятельностью монополий вопросы, специалисты обращаются к истории возникновения монополий, условиям их функционирования в рамках хозяйств разных стран мира. Одним из наиболее популярных в этом отношении государств являются Соединенные Штаты Америки, обладающие богатым опытом развития в условиях монополизации экономики. США – страна развитого капитализма, прошедшая все важнейшие стадии его развития, достигшая колоссального экономического влияния на миропорядок. По этим причинам я и решила рассмотреть особенности процесса монополизации на примере именно Соединенных Штатов Америки. В конце XIX столетия возникла реальная угроза для функционирования механизма конкуренции.
Типы экономических систем по В.Ойкену
Вальтер
Ойкен (1891—1950) в своей выдержавшей девять
изданий книге «Основания национальной
экономии» (1947) осуществил фундаментальную
проработку проблематики типологии основных
форм рыночной организации экономики.
В главе этой книги «Экономические системы»
им доказывается естественное сосуществование
в одних и тех же обществах двух идеальных,
как он полагает, типов экономики: меновой
и централизованно управляемой. Он пишет:
«Система «централизованно управляемой
экономики» характеризуется тем, что вся
повседневная экономическая жизнь общества
регулируется планами, исходящими из одного
центра. Если же экономика общества состоит
из двух и белее отдельных хозяйств, каждое
из которых составляет и проводит в жизнь
свои планы, то это — система "меновой
экономики"». Далее В.Ойкен уточняет,
что «в исторической реальности» элементы
обеих этих систем «в большинстве случаев
переплетаются» и что система «неменовой
экономики... существовала и существует
в двух формах: как «простая централизованно
управляемая экономика» (обособленное
хозяйство) или как "централизованно-
а) «тотальная
централизованно управляемая
б) «централизованно
управляемая экономика со свободным
обменом предметами потребления» (обмен
осуществляется также при наличии
центральной инстанции, определяющей
«способ использования
в) «централизованно управляемая экономика со свободным потребительским выбором» (потребительский выбор благ свободен, но, как правило, из тех, которые намечает для производства «центральная инстанция»).
Роль
государства в «социальном
Осознавая
невозможность автоматического
функционирования «свободного рыночного
хозяйства», В.Репке и Л.Эрхард признавали
необходимым противопоставить любому
проявлению анархии производства соответствующие
меры государственного вмешательства,
которые обеспечивали бы «синтез между
свободным и социально обязательным общественным
строем». Роль государства, согласно образной
иллюстрации Репке—Эрхарда, сравнивается
с положением судьи (арбитра) на футбольном
поле, который строго наблюдает за действиями
футбольных команд в соответствии с определенными
правилами, но не имеет права непосредственно
участвовать в игре. Другими словами, государство
для поддержания условий существования
«социального рыночного хозяйства» как
«идеального типа» свободного рыночного
хозяйства должно следить за соблюдением
«правил» свободной конкуренции («честной
игры»), контролировать условия ценообразования
и пресекать попытки установления монопольных
цен, гарантировать охрану и приоритетное
значение частной собственности в товарно-денежном
хозяйстве без монополий. В 60—70-е гг. концепция
неолибералов о создании и функционировании
модели «социального рыночного хозяйства»
во многом была созвучна возникшей в тот
период модели институционалистов об
«обществе всеобщего благоденствия»,
поскольку и в той, и другой отвергаются
положения об эксплуатации человека человеком
и классовом антагонизме. Обе модели, кроме
того, основываются на идее активной социальной
функции государства по обеспечению всем
гражданам равных прав и равных возможностей
в получении социальных услуг и повышении
их благосостояния. При этом под внешним
проявлением «всеобщего благоденствия»
имелись, конечно, в виду не только рост
числа акционеров в различных слоях общества,
но и возросшая стабильность всех общественных
институтов, уверенность значительной
части трудящихся в завтрашнем дне и т.д.
Список использованной литературы:
1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М., ЮНИТИ, 1997.
2.
Ковалев И.Н. История
3.
Экономическая теория на
4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: ИНФРА-М, 1999.
5. Агапов И.И. История экономической мысли. — М., 2002.
6.
Афанасьев С.В. Немецкий неолиберализм:
истоки, теория и практика // Эл. публ. http://www.vestnik.fa.ru/4(28)
7. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. История и современность: Курс лекций. — М., Издательство Бек, 1996.
8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.—М., Дело Лтд, 1994.
9. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. — М., ЮНИТИ, 1997.
10. История экономических учений: современный этап / Под общ. ред. А.Г. Худокормова. — М., ИНФРА-М, 1998.
11. Ярцева
Н.В. Современные концепции экономической
мысли: Уч. пособие // Эл. публ. http://irbis.asu.ru/mmc/econ/