История развития малого бизнеса в условиях кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа

Описание

Целью этой курсовой является изучение современного состояния малого бизнеса в РУз в условиях преодоления кризисных явлений. Актуальность этой темы нельзя недооценить, т.к. столкнувшись с самым серьезным экономическим кризисом 20-21о века нужно принимать меры по смягчению последствий и успешному преодолению таких явлений в экономике и в малом бизнесе в частности.

В первой части я познакомлю вас с историей развития, а также с состоянием и развитием малого бизнеса в Республике Узбекистан. О этапах его становления за годы независимости.

А во второй я представлю вам мнения ведущих экономистов по поводу перспектив развития малого бизнеса в период Мирового Финансового Кризиса. И в заключении выскажу свое личное мнение по данной теме.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………..2
2.История развития малого бизнеса за годы независимости………………3
3.Антикризисная Программа Президента РУз………………………………….....10
4.Перспективы развития малого бизнеса в условиях преодоления кризисных явлений……………………………………………………………………………..16
5.Заключение………………………………………………………………………………………….27
6.Список литературы……………………………………………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая экономика фирмы.docx

— 71.48 Кб (Скачать документ)

Содержание 

 

  1. Введение……………………………………………………………………………………………..2
  2. История развития малого бизнеса за годы независимости………………3
  3. Антикризисная Программа Президента РУз………………………………….....10
  4. Перспективы развития малого бизнеса в условиях преодоления кризисных явлений……………………………………………………………………………..16
  5. Заключение………………………………………………………………………………………….27
  6. Список литературы……………………………………………………………………………...29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

  В любой стране, правительство и президент уделяют огромное внимание развитию бизнеса и предпринимательства. Ведь бизнес - это зачастую самый главный пункт дохода бюджета. Страна гордится плодами своих предпринимателей.  
 Предпринимательская деятельность и ее составная часть - малый бизнес для Республики Узбекистан в условиях создания эффективной рыночной экономики приобретает первостепенное значение в экономических, социальных и политических преобразовательных процессов.

     В экономическом  плане это означает ускоренное развитие всех отраслей экономики, рост внутреннего  валового продукта, насыщения внутреннего  рынка товарами отечественного производства, увеличение доли экспортоориентированной  и  импортозамещающей продукции, устойчивого выхода на внешнеэкономические рынки, коренное преобразование структуры экономики, создание энергетической, топливной, зерновой независимости страны. 
 Политическая значимость предпринимательства заключается в усилении суверенитета и независимости государства, формировании широкого слоя среднего класса собственников как решающего условия устойчивого бесконфликтного развития общества, изменении образа мышления и мировоззрения населения, движении общества по пути прогресса и процветания.

      Целью этой курсовой является изучение современного состояния малого бизнеса в РУз  в условиях преодоления кризисных явлений. Актуальность этой темы нельзя недооценить, т.к. столкнувшись с самым серьезным экономическим кризисом 20-21о века нужно принимать меры по смягчению последствий и успешному преодолению таких явлений в экономике и в малом бизнесе в частности.

    В первой части я познакомлю вас с историей развития, а также с состоянием и развитием малого бизнеса в  Республике Узбекистан. О этапах его  становления за годы независимости.

    А во второй я представлю вам мнения ведущих экономистов по поводу перспектив развития малого бизнеса в период Мирового Финансового Кризиса. И в заключении выскажу свое личное мнение по данной теме. 
 
 
 

2. История развития  малого бизнеса за годы независимости  

      В становлении малого и частного предпринимательства  были разные периоды роста и падения. Только с приобретением независимости республики началось устойчивое наращивание процесса предпринимательства. Этому способствовали следующие обстоятельства:

  • Осуществление намеченных целей и задач по широкому  реформированию экономики и создание эффективных рыночных отношений;
  • Поэтапное проведение разгосударствления и приватизации государственных предприятий;
  • Создание адекватной рыночной экономике законодательной базы по стимулированию малого бизнеса и развитию частного предпринимательства;
  • Либерализация в экономической сфере и постепенное сокращение вмешательства государства в регулирование деятельности хозяйствующих субъектов;
  • Широкое использование практического опыта развитых стран в создании цивилизованных рыночных отношений;
  • Проведение политики активного стимулирования и государственной поддержки малого бизнеса.

     Эти факторы были необходимы не только в начальный период развития предпринимательской  деятельности, он они активно проявляются  и в настоящее время, и должны действовать в перспективе и  способствовать возрастанию доли малых  предприятий в общем объеме ВВП.

     В развитии малого бизнеса можно выделить три  этапа, в течение которых происходили  кардинальные изменения в количественном их составе, в создании новых форм хозяйствования, в их доле в общем объеме производства, в соотношении государственного и негосударственного сектора и т.п.

     Первый  этап (1991-1995гг.) характеризуется созданием законодательной и нормативно-правовой базы, началом формирования рыночной инфраструктуры, постепенным воспитанием в обществе позитивного, лояльного отношения к собственникам – бизнесменам, быстрым увеличением числа малых и средних предприятий, индивидуальных и семейных хозяйств, обществ с ограниченной ответственностью и кооперативов. Этому способствовали реализация программы малой приватизации, привлечение иностранных инвестиций и внутренних источников.

     Первым  шагом в развитии предпринимательства  было решение о создании первых частных  предприятий – районных и городских  промкомбинатов. За короткий срок было образованно более двухсот таких  производств, которым был придан статус государственно-кооперативных на основе государственной и частной собственности. Им были предоставлены льготы по налогообложению и бюджетным выплатам, безвозмездно переданы здания и сооружения, что позволило им создать материально-техническую базу и укрепить хозяйственное положение.

     С самого начала проведения экономических реформ большое распространение получает индивидуальное предпринимательство. За годы первого этапы выкупили патент и зарегистрировались в налоговых  органах более 200 тысяч  человек  в качестве индивидуалов без образования  юридического лица. Кроме того 35 тысяч  человек стали заниматься надомным трудом. Это означало выход определенной доли мелкого частного бизнеса из нелегального положения, в котором  он пребывал ранее.

     За  этот период количество малых и средних  предприятий возросло в 4,5 раза и  достигло к началу 1996г. 100 тысяч, что  явилось важнейшей предпосылкой формирования в обществе первой прослойки  собственников.

     Второй  этап (1996-1999гг.) был не совсем благополучным для предпринимательства, его развитие по многим показателям снизилось: медленно возрастало их количество, уменьшились доходы бизнесменов, меньше привлекалось в эту сферу незанятого населения, многие предприятия после регистрации не смогли успешно работать, а часть из них простаивала или прекращала существования. Так, если в 1995г. количество МСП в процентах к предыдущему году составляло 144,1%, то в 1997г. – 85,8%, а в 1999г. – 96,4%, соответственно, численность занятых составила в эти же годы 120,4%, 55,3%, 91,6%.

     Но  несмотря на это, общее количество МСП, хотя и медленно возрастало: если в 1995г. малых предприятий и микрофирм  было около 44 тысяч, в 1998г. их стало 52 тысячи, 1999г. 64 тысячи. В течении этого  этапа не прекращалось создание новых  и усовершенствование уже существующих правовых положений, шло формирование новых инфраструктурных органов, осуществлялось активное заимствование опыта стран, создавших у себя развернутую систему предпринимательских структур.

     Третий  этап начался с 2000г., когда был принят комплекс экономических, организационных, правовых и других мер. Для дальнейшего углубления процесса реформ, в том числе создания условий для развития предпринимательства, важное значение имело принятие решения о либерализации в экономической сфере. Одним из приоритетных направлений либерализации явилось всемерное расширение частной собственности во всех сферах экономики, активная поддержка малого и среднего бизнеса, создание в обществе благоприятного настроя по отношению к предпринимателям.

     В решении  этих проблем важное значение имело  выступление И.А. Каримова на заседании  Кабинета Министров «Утверждение духа предпринимательства в обществе – залог прогресса» (17 июля 2001г.), в котором была дана оценка некоторым  проблемам развития предпринимательства  в республики, отмечены имеющиеся  недостатки, а также наметил пути их устранения, главные из которых следующие:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы с учетом интересов субъектов предпринимательства;
  • Упрощение процедуры регистрации субъектов малого и среднего бизнеса, ликвидация бюрократических барьеров, сокращение сроков, создание специальных органов по регистрации;
  • Усиление правовой защиты предпринимателей, повышение роли местных органов власти, судов, сокращение проверок и контроля деятельности предприятий;
  • Расширение доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечение их технологическим оборудованием;
  • Совершенствование системы кредитования субъектов  малого предпринимательства, улучшение деятельности различных фондов;
  • Повышение экономической и правовой грамотности предпринимателей, улучшение системы обучения их менеджменту и другим проблемам хозяйствования, создание для этого специализированных учебных заведений;
  • Изменение отношения в обществе к предпринимателям, устранение недоверия и неприятия у них, побуждение людей, прежде всего молодежи, заниматься предпринимательской деятельностью, укрепление духа и культа предпринимательства в обществе.

     В результате реализации мер по созданию благоприятной  среды для предпринимательства  произошли значительные позитивные сдвиги в деловой сфере. Существенное расширение экономических свобод и  прав хозяйствующих субъектов позволили  значительно увеличить численность  зарегистрированных предприятий малого бизнеса и его долю в общем  объеме производства, о чем свидетельствуют  основные показатели, приведенные в  нижеследующей таблице (№1)

Таблица 1. Основные показатели уровня развития малого предпринимательства.

Показатели Един. Измер 2002 2003 2004 2005 2006 2007
1. Удельный вес  м. бизнеса в ВВП % 34,6 35,0 35,6 38,2 42,1 45,7
2. В том числе малые  предприятия и микрофирмы % 13,1 14,8 15,7 16,4 16,6 17,8
3. Кол-во действующих юр. Лиц Тыс. 149,3 177,7 236,7 229,6 239,1 310,0
4. Численность занятых  в малом бизнесе Тыс\чел 745,3 801,8 900,3 1045,1 1236,2 1430,1
 

     Как видно из таблицы, наибольший рост произошел  за 4 года в количестве юридических  лиц и численности занятых, в  то время как доля малого бизнеса  увеличилась не так весомо. Поэтому  для достижения поставленной задачи – доведение доли малого бизнеса  в 2009г. до 45% - придется очень упорно потрудиться. Есть надежда, что комплекс мер по стимулированию деятельности малого бизнеса сыграет в этом положительную роль.

     Доля  малого бизнеса предпринимательства  в общей численности занятых  в экономике достигла 61,5%, в том  числе удельный вес малых предприятий  и микрофирм составляет 12,4%, а  индивидуальных предпринимателей – 49,1%. Примечательно, что о этому показателю Узбекистан значительно приблизился  к некоторым развитым странам. 

Таблица 2. Удельный вес малого предпринимательства в отраслях экономики по Республике Узбекистан (%).

  2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.
ВВП 33,8 34,6 35,0 35,6 38,2 42,1 45,7
Промышленность 12,5 15,4 10,8 11 10 10,9 13,2
Сельское  хоз-во 74,5 74,9 78,1 81,1 85,7 94,2 97,5
Инвестиции  в основной капитал 19,3 28,2 24,7 16,3 22,1 25,2 23,7
Строительство 36,8 41,3 46,4 49,8 48,2 51,0 55,4
Торговля 46,1 43,4 42,4 42,2 43,7 45,3 48,2
Платные услуги 40,5 41,3 45,4 47,9 52,5 50,9 50,1
Численность занятых в МП 53,0 53,5 56,7 60,3 64,8 69,3 72,1

Информация о работе История развития малого бизнеса в условиях кризиса