Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:18, курсовая работа
Целью этой курсовой является изучение современного состояния малого бизнеса в РУз в условиях преодоления кризисных явлений. Актуальность этой темы нельзя недооценить, т.к. столкнувшись с самым серьезным экономическим кризисом 20-21о века нужно принимать меры по смягчению последствий и успешному преодолению таких явлений в экономике и в малом бизнесе в частности.
В первой части я познакомлю вас с историей развития, а также с состоянием и развитием малого бизнеса в Республике Узбекистан. О этапах его становления за годы независимости.
А во второй я представлю вам мнения ведущих экономистов по поводу перспектив развития малого бизнеса в период Мирового Финансового Кризиса. И в заключении выскажу свое личное мнение по данной теме.
1.Введение……………………………………………………………………………………………..2
2.История развития малого бизнеса за годы независимости………………3
3.Антикризисная Программа Президента РУз………………………………….....10
4.Перспективы развития малого бизнеса в условиях преодоления кризисных явлений……………………………………………………………………………..16
5.Заключение………………………………………………………………………………………….27
6.Список литературы……………………………………………………………………………...
Содержание
1.Введение
В
любой стране, правительство и президент
уделяют огромное внимание развитию бизнеса
и предпринимательства. Ведь бизнес - это
зачастую самый главный пункт дохода бюджета.
Страна гордится плодами своих предпринимателей.
Предпринимательская деятельность и
ее составная часть - малый бизнес для
Республики Узбекистан в условиях создания
эффективной рыночной экономики приобретает
первостепенное значение в экономических,
социальных и политических преобразовательных
процессов.
В экономическом
плане это означает ускоренное развитие
всех отраслей экономики, рост внутреннего
валового продукта, насыщения внутреннего
рынка товарами отечественного производства,
увеличение доли экспортоориентированной
и импортозамещающей продукции, устойчивого
выхода на внешнеэкономические рынки,
коренное преобразование структуры экономики,
создание энергетической, топливной, зерновой
независимости страны.
Политическая значимость предпринимательства
заключается в усилении суверенитета
и независимости государства, формировании
широкого слоя среднего класса собственников
как решающего условия устойчивого бесконфликтного
развития общества, изменении образа мышления
и мировоззрения населения, движении общества
по пути прогресса и процветания.
Целью этой курсовой является изучение современного состояния малого бизнеса в РУз в условиях преодоления кризисных явлений. Актуальность этой темы нельзя недооценить, т.к. столкнувшись с самым серьезным экономическим кризисом 20-21о века нужно принимать меры по смягчению последствий и успешному преодолению таких явлений в экономике и в малом бизнесе в частности.
В первой части я познакомлю вас с историей развития, а также с состоянием и развитием малого бизнеса в Республике Узбекистан. О этапах его становления за годы независимости.
А во второй
я представлю вам мнения ведущих экономистов
по поводу перспектив развития малого
бизнеса в период Мирового Финансового
Кризиса. И в заключении выскажу свое личное
мнение по данной теме.
2.
История развития
малого бизнеса за
годы независимости
В становлении малого и частного предпринимательства были разные периоды роста и падения. Только с приобретением независимости республики началось устойчивое наращивание процесса предпринимательства. Этому способствовали следующие обстоятельства:
Эти факторы были необходимы не только в начальный период развития предпринимательской деятельности, он они активно проявляются и в настоящее время, и должны действовать в перспективе и способствовать возрастанию доли малых предприятий в общем объеме ВВП.
В развитии малого бизнеса можно выделить три этапа, в течение которых происходили кардинальные изменения в количественном их составе, в создании новых форм хозяйствования, в их доле в общем объеме производства, в соотношении государственного и негосударственного сектора и т.п.
Первый этап (1991-1995гг.) характеризуется созданием законодательной и нормативно-правовой базы, началом формирования рыночной инфраструктуры, постепенным воспитанием в обществе позитивного, лояльного отношения к собственникам – бизнесменам, быстрым увеличением числа малых и средних предприятий, индивидуальных и семейных хозяйств, обществ с ограниченной ответственностью и кооперативов. Этому способствовали реализация программы малой приватизации, привлечение иностранных инвестиций и внутренних источников.
Первым
шагом в развитии предпринимательства
было решение о создании первых частных
предприятий – районных и городских
промкомбинатов. За короткий срок было
образованно более двухсот
С самого
начала проведения экономических реформ
большое распространение
За этот период количество малых и средних предприятий возросло в 4,5 раза и достигло к началу 1996г. 100 тысяч, что явилось важнейшей предпосылкой формирования в обществе первой прослойки собственников.
Второй этап (1996-1999гг.) был не совсем благополучным для предпринимательства, его развитие по многим показателям снизилось: медленно возрастало их количество, уменьшились доходы бизнесменов, меньше привлекалось в эту сферу незанятого населения, многие предприятия после регистрации не смогли успешно работать, а часть из них простаивала или прекращала существования. Так, если в 1995г. количество МСП в процентах к предыдущему году составляло 144,1%, то в 1997г. – 85,8%, а в 1999г. – 96,4%, соответственно, численность занятых составила в эти же годы 120,4%, 55,3%, 91,6%.
Но несмотря на это, общее количество МСП, хотя и медленно возрастало: если в 1995г. малых предприятий и микрофирм было около 44 тысяч, в 1998г. их стало 52 тысячи, 1999г. 64 тысячи. В течении этого этапа не прекращалось создание новых и усовершенствование уже существующих правовых положений, шло формирование новых инфраструктурных органов, осуществлялось активное заимствование опыта стран, создавших у себя развернутую систему предпринимательских структур.
Третий этап начался с 2000г., когда был принят комплекс экономических, организационных, правовых и других мер. Для дальнейшего углубления процесса реформ, в том числе создания условий для развития предпринимательства, важное значение имело принятие решения о либерализации в экономической сфере. Одним из приоритетных направлений либерализации явилось всемерное расширение частной собственности во всех сферах экономики, активная поддержка малого и среднего бизнеса, создание в обществе благоприятного настроя по отношению к предпринимателям.
В решении этих проблем важное значение имело выступление И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров «Утверждение духа предпринимательства в обществе – залог прогресса» (17 июля 2001г.), в котором была дана оценка некоторым проблемам развития предпринимательства в республики, отмечены имеющиеся недостатки, а также наметил пути их устранения, главные из которых следующие:
В результате
реализации мер по созданию благоприятной
среды для предпринимательства
произошли значительные позитивные
сдвиги в деловой сфере. Существенное
расширение экономических свобод и
прав хозяйствующих субъектов
Таблица 1. Основные показатели уровня развития малого предпринимательства.
№ | Показатели | Един. Измер | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
1. | Удельный вес м. бизнеса в ВВП | % | 34,6 | 35,0 | 35,6 | 38,2 | 42,1 | 45,7 |
2. | В том числе малые предприятия и микрофирмы | % | 13,1 | 14,8 | 15,7 | 16,4 | 16,6 | 17,8 |
3. | Кол-во действующих юр. Лиц | Тыс. | 149,3 | 177,7 | 236,7 | 229,6 | 239,1 | 310,0 |
4. | Численность занятых в малом бизнесе | Тыс\чел | 745,3 | 801,8 | 900,3 | 1045,1 | 1236,2 | 1430,1 |
Как видно из таблицы, наибольший рост произошел за 4 года в количестве юридических лиц и численности занятых, в то время как доля малого бизнеса увеличилась не так весомо. Поэтому для достижения поставленной задачи – доведение доли малого бизнеса в 2009г. до 45% - придется очень упорно потрудиться. Есть надежда, что комплекс мер по стимулированию деятельности малого бизнеса сыграет в этом положительную роль.
Доля
малого бизнеса предпринимательства
в общей численности занятых
в экономике достигла 61,5%, в том
числе удельный вес малых предприятий
и микрофирм составляет 12,4%, а
индивидуальных предпринимателей – 49,1%.
Примечательно, что о этому показателю
Узбекистан значительно приблизился
к некоторым развитым странам.
Таблица 2. Удельный вес малого предпринимательства в отраслях экономики по Республике Узбекистан (%).
2001г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | |
ВВП | 33,8 | 34,6 | 35,0 | 35,6 | 38,2 | 42,1 | 45,7 |
Промышленность | 12,5 | 15,4 | 10,8 | 11 | 10 | 10,9 | 13,2 |
Сельское хоз-во | 74,5 | 74,9 | 78,1 | 81,1 | 85,7 | 94,2 | 97,5 |
Инвестиции в основной капитал | 19,3 | 28,2 | 24,7 | 16,3 | 22,1 | 25,2 | 23,7 |
Строительство | 36,8 | 41,3 | 46,4 | 49,8 | 48,2 | 51,0 | 55,4 |
Торговля | 46,1 | 43,4 | 42,4 | 42,2 | 43,7 | 45,3 | 48,2 |
Платные услуги | 40,5 | 41,3 | 45,4 | 47,9 | 52,5 | 50,9 | 50,1 |
Численность занятых в МП | 53,0 | 53,5 | 56,7 | 60,3 | 64,8 | 69,3 | 72,1 |
Информация о работе История развития малого бизнеса в условиях кризиса