История развития российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завое-пания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ……………………………………………………………………….………….4
1.1. История становлений межгосударственных отношений………………………..4
1.2. Основные этапы становления межгосударственных отношений………………..6
2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………13
2.1. Достижения русско-китайских отношений………………………………………13
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений………18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Российско-китайские отношения.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

СССР, рассматривая милитаристскую Японию в качестве главной угрозы своей безопасности на Дальнем Востоке, оказывал Китаю значительную экономическую и военную помощь в отражении японской агрессии. Так, в 1930-х гг. СССР предоставил Китаю целевые кредиты в размере 250 млн. долл. (примерно около 5-6 млрд. современных долл.), за счет которых Китай осуществлял в Советском Союзе массовые закупки различных видов вооружений и военной техники. В 1945 г. СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию на территории Маньчжурии (северный Китай).

Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации, мощная политическая, военная и финансовая поддержка сталинским руководством китайских коммунистов во многом обеспечили приход в 1949 г. к власти в стране Коммунистической Партии Китая.

После провозглашения Китайской Народной Республики процесс советско-китайского сближения резко интенсифицировался. В немалой степени этому способствовала деятельность лидеров двух стран Иосифа Сталина и Мао Цзедуна по созданию военно-политического союза социалистических держав, основанного на идентичных государственных идеологиях. В результате, начиная с 1949 г., сотрудничество в политической, экономической, военной и других сферах развивалось особенно интенсивно.

Китай осуществлял массовые поставки на советский рынок продукции текстильной и легкой промышленности, а также некоторых видов цветных металлов (которые в СССР в то время не производились в достаточных количествах), имевших важное значение для советской промышленности. В свою очередь, Советский Союз оказывал Китаю всестороннюю помощь в возведении целого ряда крупных промышленных предприятий и объектов энергетики, в массовой подготовке научно-технических кадров для растущих потребностей китайской экономики. Более того, СССР предоставлял КНР значительную военно-техническую поддержку, что выражалось в техническом оснащении Народно-освободительной армии Китая, подготовке военных кадров, а также организации на территории Китая ряда военных производств. Неким кульминационным моментом советско-китайского сближения того периода времени стало совместное участие СССР и КНР в войне на Корейском полуострове (1950-1953 гг.) на стороне коммунистического правительства Северной Кореи против южно-корейской армии, поддерживаемой США и их союзниками.

Начало 1960-х - конец 1980-х гг.: острый кризис и охлаждение отношений [9]

Данный этап длился примерно три десятилетия. Причем, также как и в начале ХХ в., отношения испортились практически моментально и многие результаты, достигнутые за предшествующий период, оказались перечеркнутыми. Ухудшение отношений началось еще в конце 1950-х гг., а в 1960-х гг. они перешли в стадию политической конфронтации. Особенно ярко это было заметно в идеологической сфере. Так, СССР обвинял правящую партию КНР (КПК) в великодержавном шовинизме (китайском) и отходе от принципов интернационализма. Китай, в свою очередь, обвинял КПСС в ревизии марксизма и мелкобуржуазном вырождении. В результате, отношения между правящими партиями были прерваны, а в 1969 г. СССР и КНР стояли на грани вооруженного конфликта.

В итоге, вплоть до конца 1980-х гг. межгосударственные связи оставались на крайне низком уровне (по сравнению с началом и серединой 1950-х гг.). Первые признаки улучшения советско-китайских отношений наметились лишь перед распадом СССР. Так, в 1989 г. во время официального визита в Пекин руководителя СССР М.Горбачева советская и китайская стороны пришли к согласию о целесообразности нормализации отношений. Перелом в плане улучшения советско-китайских отношений произошел лишь в 1991 г., когда в ходе визита в Москву лидера КНР председателя Центрального комитета КПК Цзянь Цзэминя СССР и Китай подписали Соглашение «О делимитации основной части границы», а также обсудили и наметили пути дальнейшего взаимодействия.

В целом российско-китайские отношения имеют богатую, но крайне сложную историю, в которой этапы тесного сближения двух стран чередовались с этапами резкого ухудшения взаимоотношений. Как представляется, сближение России и Китая в те или иные периоды во многом определялось прагматичностью мышления российской и китайской правящих элит, осознававших важность расширения сотрудничества в политической, экономической и военной сферах (т.е. комплексного, во всех ключевых сферах сотрудничества, а не в какой-то одной) для продвижения долгосрочных и стратегических интересов своих стран. В то же время, когда сиюминутные, узко-национальные интересы двух стран, их следование в фарватере навязываемых извне схем внешней политики и/или ее идеологизация начинали превалировать над прагматизмом и стратегическим видением общности долгосрочных интересов, то отношения между Россией и Китаем существенно ухудшались:

- разрыв союзных отношений между Российской империей и Китаем на рубеже XIX-XX вв. произошел во многом по вине российского императора Николая II (правил с 1894 по 1917 гг.), который, по-видимому, исходя из ошибочного понимания долгосрочных интересов России, решился в 1900 г. на военную интервенцию в Китай в союзе с западными державами;

- крушение советско-китайского стратегического союза на рубеже 1950-х-1960-х гг. во многом было обусловлено столкновением взаимных амбиций двух социалистических держав, каждая из которых претендовала на первенство в мировом коммунистическом движении и идеологическое лидерство в странах «третьего мира».

Поэтому остается лишь надеяться на все более четкое и растущее понимание всего этого нынешними политическими элитами и России, и Китая, небывало стремительное усиление аналитического сопровождения принимаемых политических решений как в РФ, так и в КНР, что в результате только и способно привести к опровержению известного и меткого выражения: единственный урок истории в том, что из нее никто не извлекает уроков [1, с.389].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ

 

2.1. Достижения русско-китайских отношений

 

Россия и Китай отметили 60-ую годовщину установления дипломатических отношений, которые прошли за эти десятилетия извилистый путь от союзничества, основанного на идеологической идентичности и блоковой солидарности, затем – враждебности и даже балансирования на грани военных действий, до стратегического партнерства и взаимодействия в рамках отношений нового типа.

Нынешние отношения – лучшие за всю их историю – базируются на общих интересах, взаимном учете озабоченностей, поддержке друг друга по принципиальным вопросам, не предусматривают создание военно-политического союза, не направлены против третьих стран, представляя собой, как показывает практика, устойчивую жизненную конструкцию. Ее формирование имело определенную этапность. В 1992 году стороны подтвердили необходимость рассматривать друг друга как дружественные страны. В 1994 году было решено установить отношения конструктивного партнерства, в 1996 году – равноправные доверительные отношения партнерства, направленные на стратегическое взаимодействие в XXI веке. В 2001 году был подписан базовый политический Договор “О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве”, зафиксировавший установление отношений стратегического партнерства и взаимодействия [13, с.189].

Такой характер отношений двух крупнейших соседних держав, кажущийся сегодня естественным и даже обыденным, – весомое и заметное в мировой политике явление, предмет внимания и анализа многих авторитетных исследований.

За последнее десятилетие российско-китайские отношения прошли исторический путь отношений между дружественными государствами, отношений конструктивного партнерства и перешли в стадию отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Совместными усилиями выработана оптимальная модель сотрудничества, которая вывела отношения между двумя государствами на путь стабильного развития. Углубляется политическое доверие между двумя странами, непрерывно расширяется практическое взаимодействие, неуклонно укрепляются дружба и взаимопонимание между народами России и Китая. Развитие российско-китайских отношений принесло обоим государствам и народам двух стран реальные выгоды, стало образцом выстраивания отношений между соседними странами и великими державами.

Политические связи России и Китая прошли по темпам быструю эволюцию, хотя и стартовый момент уже был достаточно высоким. Они сразу набрали необходимого динамизма и широты. На основе созданного прочного основания открывается возможность фактического перехода политического сотрудничества Москвы и Пекина на высшую ступень - до политического взаимодействия на международной арене, учитывая высокую степень взаимопонимания между обеими сторонами.

Привлекательной является координация и периодическое согласование действий России и КНР в международных организациях, например, в ООН. Это позволяет отстаивать свои интересы при рассмотрении различных вопросов, связанных с национальной, региональной и глобальной безопасностью, социально-экономическим развитием, преодолением бедности, борьбой с распространением болезней, защитой окружающей среды, поддержке науки, образования, культуры и т.д. Результатами явились договоренности о взаимной подготовке кандидатур при выборах руководящих органов системы ООН и их специализированных организаций, других международных институтов [2, с.179].

Политическое взаимодействие двух государств подкрепляется масштабным сотрудничеством в торгово-технических областях. Перед нами открываются новые перспективы в условиях постепенного преодоления Россией затяжного экономического кризиса 90-х и ощутимым оживлением деловой активности. Растут экспортные возможности России. Кроме того, двустороннему сотрудничеству способствует небывалый экономический бум в Китае. В течение 1989-2000гг. валовой внутренний продукт КНР рос в среднем на 9,7% ежегодно. Структурные экономические реформы, политическая стабильность и благоприятное инвестиционное законодательство привлекли крупно масштабные иностранные капиталовложения. В 1979-2000гг. КНР получила около 250 млрд. прямых иностранных инвестиций [1, с.379].

Российско-китайские отношения развиваются по восходящей и имеют хорошие перспективы. Давно уже существует большой договор о принципах отношений и стратегического сотрудничества между нашими странами. Следовательно, можно видеть, что Россия и Китай имеют заинтересованность в налаживании и дальнейшем развитии двусторонних отношений, которые будут взаимовыгодны для обеих стран.

В структуре российско - китайских связей одно из главных мест занимает военно - техническое сотрудничество. Китай является одним из наиболее емких рынков вооружения в мире и для российского оборонно - промышленного комплекса расширение военно - технического сотрудничества с Китаем представляет возможность развиваться, продолжая инвестировать в научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы по созданию новых образцов вооружения и военной техники. В области военных авиационных систем развитие сотрудничества России и Китая направлено, в первую очередь, на увеличение боевых возможностей ВВС. Во время официального визита российского президента В.В. Путина в Китай подписано соглашение по военно-техническому сотрудничеству на 2000 – 2005 и 2005 – 2015 годы. При заключении Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой 16 июля 2001 года было согласовано обязательство не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты [9].

Россия и Китай подписали соглашения о борьбе с сепаратизмом и экстремизмом, а также по коммерческим сделкам в отраслях угольной промышленности и ядерной энергетики и в банковской сфере.

Отстаивание национально-государственных интересов каждой страны – первейшая задача ее внешней политики. Сопоставление и непредвзятый анализ коренных интересов России и Китая на этапе нормализации отношений выявили, что задачи Китая по реализации концепции “четырех модернизаций” и новой демократической России, ориентирующейся на строительство правового демократического государства с развитой экономикой, во многом созвучны, а по некоторым ключевым аспектам и направлениям – совпадают. Главные из них – мир и развитие экономики и общества в интересах человека и создание для этого благоприятных мирных условий, исключающих навязывание извне чужой воли.

По мере утверждения в России и Китае именно такого понимания и на фоне динамичных изменений международной обстановки, становилась все более очевидной и практически осуществимой возможность адекватного учета жизненных интересов партнера, их сопряжения, а затем и взаимной поддержки и помощи в отстаивании партнером его ключевых национально-государственных интересов. Россия, например, последовательно поддерживает Китай по таким связанным с его суверенитетом и территориальной целостностью вопросам, как Тайвань, Тибет, Синьцзян. Россия проводила высоко оцененную в Китае работу против политизации под разными предлогами Пекинской олимпиады 2008 года. Китайская сторона, в свою очередь, неизменно поддерживает Россию в вопросах борьбы с терроризмом и сепаратизмом на Северном Кавказе. В принимаемых в последнее время совместных политических документах высокого уровня зафиксирована общность позиций России и Китая относительно расширения НАТО на Восток, создания глобальной системы противоракетной обороны, по ряду других актуальных глобальных и региональных проблем. Одним из результатов сопряжения интересов России и Китая стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества.

Наглядным примером конструктивности такого подхода явилось успешное решение вопроса о прохождении линии российско-китайской государственной границы. Несмотря на историческую сложность и отягощенность проблемы, неоднозначность и крайнюю чувствительность ее восприятия общественным мнением обоих государств, сторонам удалось продемонстрировать подлинную государственную мудрость и дальновидность, преодолеть узкоэгоистичные взгляды и прийти к взаимоприемлемому компромиссу, историческое значение которого, я уверен, еще оценят потомки [4, с.57].

После фиксации в договорных документах положения об отсутствии у сторон каких-либо территориальных претензий друг к другу, а также завершения демаркации границы на всем ее протяжении, включая успешно найденный компромисс по островам у Хабаровска, на повестке дня двусторонних отношений не осталось равных по масштабу и болезненности вопросов.

Информация о работе История развития российско-китайских отношений