Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа
История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завое-пания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ……………………………………………………………………….………….4
1.1. История становлений межгосударственных отношений………………………..4
1.2. Основные этапы становления межгосударственных отношений………………..6
2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………13
2.1. Достижения русско-китайских отношений………………………………………13
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений………18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………33
Опыт наших отношений с Китаем за последние десятилетия свидетельствует о принципиальной важности углубления взаимного доверия между странами на всех уровнях – государственного руководства, корпоративного и экспертного сообществ, широкой общественности. Углубление взаимного доверия – всегда процесс, причем результат в каждый отдельный момент “замерить” довольно сложно. Тем не менее, в выстраивании практической политики важно понимать степень надежности партнера, чтобы не просчитывать вероятность лукавства, расхождения слов и дел с его стороны, а сосредоточиться на конструктивных аспектах сотрудничества и взаимодействия.
Незаменимую роль в этом плане играет весьма разветвленный и структурированный механизм российско-китайского межгосударственного диалога, который сложился в последние годы. Это регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, каждая из которых, как показывает практика, существенно продвигает наши отношения, способствует решению ключевых проблем сотрудничества. Это и регулярные контакты заместителей глав правительств по проблемами торгово-экономического, гуманитарного, энергетического, финансового и т.п. сотрудничества. Это и почти два десятка подкомиссий, рабочих групп и других постоянно действующих структур на уровне отраслевых министров или их заместителей. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации. Такого разветвленного механизма взаимодействия у России нет ни с одной другой страной (в сравнение может идти, пожалуй, лишь российско-германское сотрудничество). В рамках этих сложившихся и успешно действующих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы [8, с.6].
Углубление взаимного доверия важно и с той точки зрения, что в отдельные периоды недавней истории тот или иной темп сближения Китая или нашей страны с ключевыми третьими странами нередко порождал мотивированные, а иногда надуманные опасения, заставляя принимать дополнительные меры и усилия, чтобы в видоизменяющихся геополитических конфигурациях не оказаться “лишним игроком”, объектом блокирования и манипуляций. В этом контексте важно исходить из самоценности российско-китайских отношений стратегического партнерства и взаимодействия, доверять друг другу в главном и исходить из этого в выстраивании собственной политики.
Одним из главных достижений двусторонних отношений за последние годы можно назвать высокую степень взаимного доверия и взаимопонимания. Выходу на такой уровень общения способствовали известные объективные условия и, прежде всего, - совпадение коренных национальных интересов России и Китая. Однако особо стоит отметить, что уровень нашего сегодняшнего партнерства - это и результат неустанных усилий руководителей Российской Федерации и Китайской Народной Республики по расширению и углублению российско-китайских отношений, в основе которых лежит традиционная дружба двух народов.
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений
Отношения России с Китаем являются сложными и противоречивыми. На сегодняшний день двусторонние связи более интенсивны и разнообразны, чем раньше. Россия и Китай разделяют единые позиции по многим региональным и международным вопросам. Кроме того, Китай является основным покупателем российского оружия и энергоносителей. В то же время, Россия проявляет растущее беспокойство в связи с постепенным превращением Китая в новую глобальную державу и его последствиями для безопасности России и ее места в мире. Будущее российско-китайского партнерства, в котором близость стратегических подходов сочетается с недоверием, остается неясным.
Отношения между Россией и Китаем неоднозначны и таят в себе многочисленные противоречия. Общая прагматичность подхода сочетается в них с предрассудками. Позитивный характер обязательств переплетается со стратегическим соперничеством. Близость позиций ограничивается опасениями по поводу будущего развития событий. К этому примешиваются ревность и межцивилизационное презрение. Логика, определяющая сотрудничество между Москвой и Пекином, многогранна и удивительна, хотя в постсоветский период Китаю по большей части отводилась роль противовеса отношениям между Россией и Западом. Если, по мнению одних наблюдателей, российско-китайское стратегическое партнерство служит образцом «прагматизма» внешней политики России постсоветского периода, многие другие полагают, что близость и интенсивность отношений являются скорее риторическими, нежели реальными [3, с.10].
Россия и Китай - две великие державы, постоянные члены Совета Безопасности ООН, без весомого и авторитетного голоса которых не может быть решена ни одна из насущных проблем современности. Возникновение за последние годы на глобальном и региональном уровнях новых острейших международных проблем, вызовов и угроз предопределили появление у России и Китая множества новых точек соприкосновения и сфер реального сотрудничества. Плодотворное двустороннее партнерство в международных делах базируется на сходстве национальных интересов России и Китая, совпадении подходов Москвы и Пекина к узловым глобальным проблемам - будущему мироустройству, стратегической стабильности, главенствующей роли ООН и т.д. В условиях попыток использовать процессы глобализации для получения односторонних экономических и геополитических преимуществ особое значение приобретает отстаивание Россией и Китаем принципов многосторонности в международных делах, уважения суверенитета государств, права народов на самостоятельный выбор пути развития. Наши две страны обладают и таким ценным в современном мире качеством, как взаимная цивилизационная и политико-идеологическая толерантность[2, с.107].
Но, несмотря на кажущуюся безоблачность, по мнению некоторых исследователей, отношения между Россией и Китаем неоднозначны и таят в себе многочисленные противоречия. Общая прагматичность подхода сочетается в них с предрассудками. Позитивный характер обязательств переплетается со стратегическим соперничеством. Близость событий ограничивается опасениями по поводу будущего развития событий. Логика, определяющая сотрудничество между Москвой и Пекином, многогранна и удивительна, хотя в постсоветский период Китаю по большей части отводилась роль противовеса отношениям между Россией и Западом. Если, по мнению одних наблюдателей, российско-китайское стратегическое партнерство служит образцом «прагматизма» внешней политики России постсоветского периода, то многие другие полагают, что близость и интенсивность отношений являются скорее риторическими, нежели реальными [5].
Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует множество разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными торговыми партнерами, экономическая взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций. В этом отношении российское правительство оказалось перед любопытной дилеммой. С одной стороны, Россия, конечно, заинтересована в поддержании своего экономического роста, опираясь на сильные стороны своей экономики, такие как экспорт нефти и газа, в том числе и на развивающиеся рынки Восточной Азии, или продажа оружия таким крупным клиентам как Китай и Индия. Она может также получать выгоду путем удовлетворения их растущего спроса на ядерную энергию и космические технологии. С другой стороны, нельзя пренебрегать потенциальными рисками растущего экономического сотрудничества с Китаем. Поставки нефти и газа способствуют ускорению модернизации этой страны, что является фундаментальным залогом её превращения в глобальную державу. Продажа оружия и военных технологий также способствует повышению боевой готовности Китая, что чревато последствиями не только для региональной стабильности, но я для собственной безопасности Росси в долгосрочной перспективе (включая и возможность их потенциального использования против самой России) [1, с.399].
Существуют и другие экономические проблемы. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию и говорит о проблемах в газовой и нефтяной сферах сотрудничества с Москвой. В частности, по мнению китайской стороны, Россия слишком долго не может определиться, строить ли ответвление нефтепровода на Китай или нет. Китай является второй страной в мире по энергопотреблению. Россия предлагает Китаю покупать электроэнергию по слишком высокой цене, что препятствует разворачиванию сотрудничества двух стран в этой области [9].
Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские таможенники по-разному оценивали торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 года статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия – 3,1 млрд. долларов, Китай – 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 году обе стороны также оценивали по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с китайской – 27,3 млрд. долларов. Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28% оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней. Конечно, в России высказывались мнения о том, что это все неорганизованная челночная торговля, пытались проблему списать на контрабанду, но тем не менее расхождения в данных оборота повторяются из года в год. Из-за этого невозможно оценить, как же мы на самом деле торгуем [7, с.116].
Аналогичная проблема и с оценками инвестиций. Если судить по российским публикациям, то Россия в Китай почти не вкладывает. Но по китайским данным картина прямо противоположная. По данным Торгового представительства КНР в России, китайских предприятий с российскими инвестициями в 2004 году было 1687. Российских с китайскими инвестициями – 575. Разница почти в три раза. Причем такой разрыв был с начала сбора данных, с 2000 года. Разумеется, сейчас нет возможности собрать сведения о том, куда и сколько инвестировали российские компании в Китае. По словам генерального консула КНР на Дальнем Востоке Фань Сяньжуна россияне вложили в Китай порядка 400 млн. долларов.
Итак, это очень большая проблема: данные не совпадают, и потому сделать какую-либо надежную оценку российско-китайского экономического сотрудничества невозможно.
Антикитайские настроения — вот еще одна действительно крупная и трудноразрешимая проблема, потому что в такой атмосфере предпринимателям, работающим с Китаем, приходится рассчитывать только на себя. Когда в обществе считают, что китайцы вот-вот, буквально завтра, захватят Сибирь, им не приходится рассчитывать на сочувствие, а следовательно, и на помощь, на защиту, на льготные кредиты. Мощный толчок этим настроениям дала авария на нефтехимическом предприятии в провинции Цзилинь. Скорее всего, тема «неэкологичности» китайских предприятий будет постоянно подниматься при обсуждении инвестиционных предложений. У нас взорвалась Смоленская АЭС, время от времени случаются пожары и взрывы на других заводах, загрязнения. Но к своим катастрофам у нас отношение более терпимое. Антикитайские настроения не пропускают льгот китайским инвесторам. Например, когда на Втором Российско-китайском инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге, прошедшем в июне 2005 года, председатель государственного комитета по развитию и реформе КНР Ма Кай просил предоставить китайским инвесторам определенные льготы: по налогам, по трудовой миграции и по утверждению проектов, его слова не нашли сочувствия. Между тем, как мы видели, китайские предприниматели вкладывают крупные суммы в производство, причем в такие регионы, куда наш капитал доберется еще не скоро, если там вообще когда-нибудь будет работать [9].
Реальные опасения существуют у российских граждан по поводу «китайской экспансии». Между тем, Китай в год отправляет на работу за границу всего около 3,3 млн. человек. Эти рабочие распределяются между многими странами, и на долю России остается совсем мало. Огромное количество страхов и разговоров было в Петербурге по поводу строительства комплекса «Балтийская жемчужина». Между тем инвестиционное соглашение предусматривает продажу гражданам КНР всего 1% от жилой площади комплекса, то есть всего 16 тысяч кв. метров, из 1,6 млн. кв. метров общей жилой площади. По населению это всего 354 человека, которые в глазах испуганных журналистов превратились в огромный «китайский анклав». Но, несмотря на существующие противоречия, Китай для России — редкий шанс. Для нас китайские инвестиции, половина которых приходится на Дальний Восток, имеют значение намного большее, чем любые другие, потому что они поднимают с колен депрессивные дальневосточные регионы. Практика экономического развития России за последнее десятилетие показала, что федеральный центр не интересуется развитием сибирских и дальневосточных регионов, и не может ничем им помочь.
Все перечисленные проблемы: непонятная несогласованность в статистике, полная неизвестность российских инвестиций в Китае, недопонимание характера китайского инвестирования в России, плохое развитие транспорта и антикитайские настроения — ведут к тому, что мы этот шанс можем упустить. Выгнать китайского инвестора просто, вернуть его обратно очень сложно.
Но наличие множества ассиметрий – политических, экономических, идеологических и цивилизационных – между Россией и Китаем само по себе не исключает возможности развития между ними тесных связей. Важно отметить, что стратегическое партнерство функционирует лучше, чем можно было бы представить с учетом трудного исторического генезиса и очевидных различий между двумя странами. Частичным объяснением этому факту является то, что партнерство основано на общих интересах, а не на общих ценностях. В то время как русские и китайцы могут «недолюбливать» или не понимать друг друга, их связывают многочисленные соображения взаимной выгоды. Значительная протяженность общей границы, сопротивление США и растущее экономическое сотрудничество являются вескими основаниями для того, чтобы подчеркивать преимущества партнерства, одновременно затушевывая, но не игнорируя полностью, таящиеся в нем риски
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ.
В 2011 году исполнилось десять лет Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Россией и Китаем. Этот основополагающий двусторонний документ, подписанный 16 июля 2001 года, играет ключевую роль в развитии тесного взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.
Информация о работе История развития российско-китайских отношений