Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 23:18, реферат
Долгие годы человек мечтал о коврах-самолетах и сапогах-скороходах, способных перенести счастливого обладателя в один миг на большие расстояния. Эти мечты воплощались лишь в сказках. В реальной же жизни людям приходилось тратить недели и месяцы на то, чтобы преодолеть расстояние между городами. На строительство зданий уходили года, ибо собственных физических сил было слишком мало. Кое в чем человек сумел воспользоваться помощью ветра и воды. Но необузданный нрав этих стихий сделал их помощь весьма ограниченной.
Так продолжалось тысячелетия, пока человек н
Введение…………………………………………………………………… 3
История развития транспорта с древних времен…………………. 4
Древнейшие времена………………………………………….. 4
Эпоха промышленного переворота.......................................... 5
История развития различных видов транспорта…………………. 6
Железнодорожный транспорт……...………………………… 6
Автомобильный транспорт……………………………….…… 8
Воздушный транспорт………………………………………… 9
Водный транспорт……………… …………………………… 11
Заключение…………………………………………………………………. 14
Список использованной литературы……………………………………… 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (ГОУ ВПО)
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономический факультет
Кафедра
теоретической экономики
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1
по курсу
академической дисциплины «История
экономики и экономических
на тему:
История
развития транспорта
Работу выполнила:
Студентка ОФО II курса бакалавриата,
акад.группа №207Б
080700.62 Бизнес-информатика
Научный руководитель:
Доцент кафедры теоретической экономики,
к.э.н., доцент
Краснодар 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………
15
Введение
Долгие годы человек мечтал о коврах-самолетах и сапогах-скороходах, способных перенести счастливого обладателя в один миг на большие расстояния. Эти мечты воплощались лишь в сказках. В реальной же жизни людям приходилось тратить недели и месяцы на то, чтобы преодолеть расстояние между городами. На строительство зданий уходили года, ибо собственных физических сил было слишком мало. Кое в чем человек сумел воспользоваться помощью ветра и воды. Но необузданный нрав этих стихий сделал их помощь весьма ограниченной.
Так продолжалось тысячелетия, пока человек не начал создавать машины, способные многократно увеличивать его собственную физическую силу и оставаться при том послушными его воле.
В
настоящее время люди пользуются
различными видами транспорта: речным,
морским, грузовым, трубопроводным, воздушным,
транспортом личного
В Древнем Китае, Персии, Римской империи было построено большое количество мощеных дорог для военных целей. Для транспортировки грузов использовались рабы-носильщики, которые переносили вьюки или тащили 2–4 колесные повозки. С ростом торговли появилось морское судоходство – гребные, а затем и парусные суда. Но народ не только мечтал, он искал, изобретал чудесные машины для преодоления пространства.
Моей
целью при написании данной работы
было изучение литературы на тему: «История
развития транспорта». Передо мной стояла
задача показать различные типы транспорта
в их историческом аспекте.
Возникновение
транспорта относится к древнейшим
временам. В условиях первобытного
хозяйства, когда появляются лишь зачатки
общественного разделения труда, нужда
в транспорте невелика. Средства транспорта
примитивны - протоптанные тропы, вьюки,
катки для особо тяжелых
В
эпоху рабовладельческого хозяйства,
построенного на эксплуатации труда
рабов, транспорт делает шаг вперед
в своем развитии. Рабовладельческие
государства вели многочисленные войны
за покорение других стран, получение
с них дани, захват рабов. Военные
потребности и нужды управления
требовали развитие транспорта. В
Китае, Персии, Римской империи было
построено большое количество мощеных
дорог для военных целей. Сеть
римских военных дорог
При
рабовладельческом хозяйстве
Создание транспорта общего пользования, т. е. выделение транспорта в особую отрасль производства происходит в Западной Европе в эпоху промышленного переворота (с последней трети 18 века). Развивающаяся крупная капиталистическая промышленность требовала дешевой перевозки большого количества грузов. Для перевозки массовых грузов (каменного угля, руды, строительных материалов, хлопка) в Англии, во Франции и в Германии стали строить каналы и железные дороги с конной тягой. В России такая дорога была построена в 1806-1809 годах П. Фроловым на Алтае.
В
1-й четверти XIX века совершается
переход к механическим средствам
транспорта.; появились пароходства и
паровые железные дороги. В 1803 году был
построен паровоз Р. Тревитика (Англия),
передвигавшийся по рельсовому пути. В
1807 году Р. Фультоном (США) был практически
применен паровой двигатель для речных
судов. Несколько лет спустя появились
и первые пароходы в России. В 1825 году Д.
Стефенсоном в Англии была впервые применена
паровая тяга на железной дороге общего
пользования (линия Стоктон-Дарлингтон).
В России первый паровоз был построен
уральскими крепостными мастерами отцом
и сыном Е. А. Черепановым и
М. Е. Черепановым в 1833-1834 годах. В 1837 году
построена и открыта для движения первая
железная дорога общего пользования между
Петербургом и Царским селом с продолжением
до Павловска. К середине XIX века сооружение
паровых дорог общего пользования развернулось
почти во всех странах Европы и в США.
В
XVI веке на рудниках появились первые
рельсы гладкие деревянные брусья,
уложенные на лежни, зарытые в
землю. Телега по таким рельсам катилась
легче, чем по земле, и лошадь могла
везти значительно больший
В 1764 году гениальный русский гидротехник Козьма Дмитриевич Фролов построил на Алтае на берегах двух рек Змеевки и Корбалихи, где раскинулся Змеиногорский рудник, первое в мире полностью механизированное предприятие по добыче и обработке руды. На этом предприятии вагонетки, груженные рудой, перемещались, по первым в мире металлическим рельсам. На этом же руднике Фролов сделал первую попытку использовать для передвижения вагонеток механическую силу. Они двигались с помощью вращаемых водой колес, лебедок и канатов.
Рельсовый
путь Фролова намного опередил подобные
изобретения за пределами России,
в частности и «первый
Прошло почти полвека, прежде чем человек поставил паровую машину на колеса и заставил ее перемещать грузы. Первые прототипы будущего паровоза появляются в начале XIX века. В то время еще плохо были изучены законы сцепления колес с рельсами, и люди думали, что колеса самодвижущейся повозки будут скользить по гладкой поверхности рельса, вращаясь на одном и том же месте. Поэтому человек стал работать над созданием таких приспособлений, которые могли бы помочь повозке передвигаться по гладким рельсам.
Появляется паровоз с зубчатыми колесами. При вращении они зацеплялись за зубья рейки, уложенной вдоль пути. Но зубья оказались плохими помощниками - часто ломались, и поэтому от них пришлось отказаться. Вслед за паровозом с зубчатыми колесами появляется паровоз с ногами, похожий на гигантского кузнечика. Но не суждено было этому необычному шагающему паровозу благополучно закончить свой путь. Спустя несколько минут, когда поезд уже преодолел два десятка метров, раздался взрыв - лопнул котел. За свои ноги этот паровоз получил название «шагающей машины».
Весной 1813 года один из владельцев Клингвортских копей лорд Лавенсворт получил письмо, в котором машинный мастер Стефенсон предлагал заменить лошадей «ходячими машинами». Автор письма сам брался построить их и просил лишь средств на покрытие расходов. Стефансон получил согласие, а вместе с ним и необходимые деньги.
Спустя год паровоз был готов. Он имел четыре колеса диаметром 90 сантиметров и котел длиной 2. 4 метра. Машина состояла из двух цилиндров. Движение поршней передавалось колесам при помощи зубчатой передачи. 25 июля 1815 года паровоз испытали. По словам очевидца, он мог «тащить помимо собственной тяжести, восемь груженых по возок, общим весом около тридцати тонн со скоростью четыре мили в час».
Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с "железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.
Однако
к середине XX в. интенсивность железнодорожных
перевозок в мире резко сокращается
из-за увеличения числа автомобилей
и развития авиаперевозок.
2.2
Автомобильный транспорт
Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Слово» автомобиль» означает «самодвижущийся». Первые попытки создать самодвижущуюся повозку были сделаны еще два века назад. Так, в России в 80-е гг. ХVIII в. над ее проектом работал известный русский изобретатель И. П. Кулибин. В 1769-1770гг. французский изобретатель построил трех колесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считать предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили.
Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Карл Бенц построил четырехтактный бензиновый одноцилиндровый двигатель с искровым зажиганием. На стенде он развил 300 оборотов в минуту и показал мощность около 2/3 лошадиной силы. В 1886 году Карл Бенц получил патент на свое самоходное детище. Но понадобилось еще около десяти лет, чтобы сделать его практически пригодным и коммерчески рентабельным.