Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа
Вопросы теории управленческого учета исследовались многими научными предшественниками. Имеются значительные по степени разработанности указанной проблемы труды, формирующие концептуальные представления о нем как виде практической деятельности, учебной дисциплине. Однако терминологическая неупорядоченность, неоднозначность понятийного аппарата, ограниченность теоретических исследований управленческого учета разработкой его целей, задач, функций, попыткой распространить на него действие общепринятых бухгалтерских принципов, слабая структурированность подтверждают, что целостной системы управленческого учета как совокупности прикладных приемов и теории, обобщающей и противостоящей практике их применения, к настоящему времени не сформировано.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава1.Исторические предпосылки и периодизация развития управленческого учета……………………………………………………………6
1.1 Древность и античность: от возникновения учета производства к ориентации на экономическую эффективность………………………………..6
1.2 Средневековье и новое время: изменения в методологии учета капитала и прибыли……………………………………………………………………...……9
Глава 2.Возникновение и распространение управленческого учета………...13
2.1 Промышленный этап…………………………………………………….......13
2.2 Современный этап……………………………………………………...…...15
Глава 3. Возникновения и развития управленческого учета в КР…………..20
3.1 Система и развития управленческого учета в КР……………………………….20
3.2 Законодательные акты КР, регламентирующие управленческий учёт………...23
Заключение…………………………………………………………………..…27
Список использованной литературы……………………………………….29
Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие основные функции управленческого учета:
1) оперативное управление предприятием;
2) оперативный контроль и оценка результатов работы предприятия;
3) планирование и координация будущего развития предприятия на основе исторического анализа и оценки результатов деятельности предприятия.
Структура управленческого учета и в теории, и на практике вытекает из потребностей аппарата управления в трех типах учетной информации. Ее можно выразить следующим образом:
1. Производственный учет (традиционный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости).
2. Планирование и контроль затрат и результатов.
3. Учетно-аналитическое обеспечение управленческих решений.
Глава 3. Возникновения и развития управленческого учета в КР
3.1 Система и развития управленческого учета в КР
В Кыргызской Республике с изменением условий хозяйствования также возникает необходимость, не отвергая наш опыт, использовать наиболее рациональные подходы и методы управленческого учета.
Управленческий учет перестал быть собственно учетом, а объединяет практически все функции внутрифирменного управления планирование, координацию, учет, контроль, анализ, принятие решения.
Одним из основных источников информации для планирования, принятия решений и управления на основе методики управленческого учета является учет производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции. Наши исследователи В.И. Ткач и М.В. Ткач сделали вывод о том, что возможны четыре системы организации учета производственных затрат и калькулирования себестоимости.
1. Управленческий учет полностью выделяется из финансового с помощью выведения специальных счетов-экранов. Этот вариант учета используют предприятия Франции, Бельгии, некоторых африканских стран, ряда латиноамериканских государств (всего 47 стран). При этом экономическая и контрольная взаимосвязь между управленческим и финансовым учетом осуществляется посредством счетов, называемых отражающими, или счетами - экранами.
2. Система управленческого учета становится автономной по отношению к системе финансового учета, при этом используются три класса счетов. Счета управленческого учета ведутся параллельно (одновременно) со счетами финансового учета, взаимосвязь между ними осуществляется при помощи системы распределительных счетов.
3. Управленческий учет не ведется, а учет затрат по носителям для исчисления себестоимости продукции, работ и услуг осуществляется статистически, т.е. вне системы бухгалтерского учета, хотя данные статистического учета увязываются с данными бухгалтерского учета.
4. Управленческий учет
отсутствует, а учет
Другое важное отличие нашей системы учета от применяемого в странах с развитой рыночной экономикой заключается в понимании функций бухгалтера. Так в западных странах к сфере приложения усилий бухгалтера относятся не только ведение бухгалтерского учета, но и руководство, координация работ па составлению бюджетов, подготовка отчетной информации, ее интерпретация при принятии решений, не говоря уже об анализе данных и участии в выборе решения на базе различных вариантов.
Как отмечает П.С. Безруких, на наших предприятиях большинство из этих функций выполняют плановая или планово-производственная служба, хотя в 20-х начале 30-х годов все эти функции выполняли работники бухгалтерии. По мере развития и укрепления в нашей стране централизованного планирования произошло постепенное отделение от бухгалтерской службы на предприятиях сметного или даже финансового отдела. На крупных, а потом и на средних предприятиях были созданы плановые службы, финансовые отделы и в отдельных случаях службы экономического анализа. За бухгалтерией был оставлен только бухгалтерский учет.
Важно отметить и то, что периодически составляемые отчетные калькуляции фактической себестоимости продукции в большинстве случаев не использовались. Выявляемые на ряде предприятий отклонения фактической себестоимости отдельных видов продукции от плановой (нормативной) часто применялись не для помощи руководителям всех рангов в устранении причин отклонений, а лишь для негативной оценки их работы. Кроме этого, не всегда должное внимание уделялось проблемам определения эффективных методов и приемов изготовления продукции, определению ее рентабельности, учету конечных финансовых, результатов. При этом немало прогрессивных методов, методик и приемов, созданных нашими экономистами практиками и теоретиками, двигавшими вперед организацию бухгалтерского учета и его основной части - производственного учета, не находили широкого применения на наших предприятиях.
Исходя из всего вышесказанного, на наш взгляд, недостаточно развитая система управленческого учета в Кыргызской Республике будет являться существенным тормозом и фактором ограничения возможности развития отечественных предприятий и экономики в целом. Тогда как введение системы управленческого учета на предприятиях Кыргызстана является необходимой предпосылкой работы приватизированных и вновь создающихся предприятий, создания оптимальной рыночной инфраструктуры, выживания предприятий в условиях растущей внутренней и внешней конкуренции и роста их экономического потенциала.
Основные характеристики управленческого учета: гибкость; четкая направленность на конечный результат (постоянное соизмерение затрат, выпуска и результатов по всем сферам и сегментам деятельности, структурным подразделениям, центрам ответственности); оперирование различными категориями себестоимости: полной, стандартной, переменной, маржинальной; обособленность, автономность в целях соблюдения коммерческой тайны.
3.2 Законодательные акты КР, регламентирующие управленческий учёт
Основные нормативные документы, регламентирующие управленческий учет, разработаны применительно к бухгалтерскому учету. Это в некоторой степени подтверждает методологическую взаимосвязь управленческого и бухгалтерского учета, которая основывается на единстве применяемых принципах и методах учета. Вместе с тем многие положения нормативных документов можно использовать и в управленческом учете. Например, первичные документы в управленческом учете целесообразно составлять в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете»; положения по бухгалтерскому учету также целесообразно отнести к управленческому учету, хотя они для него не обязательны (в отличие от бухгалтерского учета).
К настоящему времени систему нормативных документов, регламентирующих бухгалтерский и управленческий учет, можно представить иерархично в виде четырехуровневой системы3.
Первый уровень образуют законодательные акты, указы Президента КР и Постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского управленческого учета и отчетности в организации. Основным законодательным актом на данном уровне является Государственный закон «О бухгалтерском учете». Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета и отчетности, их содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
К законодательным нормативным документам также относятся: Гражданский кодекс КР, в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности (наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятие дочерних и зависимых обществ); «Об акционерных обществах»,
Постановление Правительства КР «О Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными учетными стандартами финансовой отчетности».
Так как в настоящее время происходят весьма существенные перемены в финансовом учете, связанные с переходом Кыргызстана на международные стандарты финансового учета, то следует обратить внимание на положения Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в КР на среднесрочную перспективу, которая была утверждена приказом Минфина. Концепция, разработанная по решению Правительства КР, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
Концепция раскрывает такие положения, касающиеся учета и отчетности, как:
- необходимость
дальнейшего развития
- цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности;
- необходимость повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменение системы
регулирования бухгалтерского
- подготовка и повышение качества квалификации кадров;
- а также основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
В концепции говорится об управленческой отчетности. «Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе е тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основывается на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Главная задача в области финансовой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта Использования ее в управлении хозяйствующим субъектом».
Второй уровень составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином КР согласно государственной программе перехода Кыргызстана на принятую в международной практике систему учета и отчетности в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Учетные стандарты призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности, и рассматривают отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы учета в Кыргызстана. План счетов — документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, комментарии, письма Минфина КР и других ведомств, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и БУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Документы данного уровня регулируют конкретные операции. Четвертый уровень включает в себя приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации. Документы этого уровня определяют особенности организации и ведения учета и отчетности в нем.
На основе нормативных документов служба управленческого учета разрабатывает рабочие документы, в их числе:
- приказ по учетной политике;
- формы первичных
документов и учетных регистров
- графики документооборота;
- план счетов управленческого учёта;
- формы внутренней отчетности.
Заключение
Управленческий учет является
достаточно сложной системой, чтобы
возникнуть лишь из общих предпосылок.
Как свидетельствует
Информация о работе История возникновения и этапы развития управленческого учета