Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 01:41, реферат
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода, алгебраического вывода уравнения Слуцкого, и соотношение теории по этим вопросам с практикой, т.е. реальной жизнью, реальной политикой государства.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу………………………..5
1.1 Компенсированная кривая спроса по Хиксу……………………………8
1.2 Эффект замены и эффект дохода для товаров Гиффена (по Хиксу) ….10
Глава 2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому……………….12
2.1 Компенсированная кривая спроса по Слуцкому……………………13
2.2 Различия в подходах Слуцкого и Хикса……………………………..14
2.3 Уравнение Слуцкого……………………………………..……………16
2.4 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности………………18
Глава 3. Действие эффекта замены и эффекта дохода (на примере влияния налога на бензин в США).……………… ……………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы.………… …………………………..23
Реферат
На тему:
"Эффект замены и эффект дохода по
Хиксу и по Слуцкому. Уравнение Слуцкого."
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу………………………..5
Глава 2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому……………….12
2.1 Компенсированная
кривая спроса по Слуцкому……………
2.2 Различия в
подходах Слуцкого и Хикса……………
2.3 Уравнение
Слуцкого……………………………………..……………
2.4 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности………………18
Глава 3. Действие эффекта замены и эффекта дохода (на примере влияния налога на бензин в США).……………… ……………………………………………19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы.………… …………………………..23
Введение.
Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам. Изменение цены на товары прежде всего затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем повышается - благосостояние потребителя снижается, и наоборот. В своей курсовой работе я рассмотрела то, как поведёт себя рациональный потребитель1, в создавшейся ситуации (после снижения или повышения цены на товар). К примеру потратит ли он все высвободившиеся средства после снижения цены (возникает эффект дохода) на приобретение этого же товара или поведёт себя уже по-другому, т.е. возникнет эффект замены.
Теория эффекта дохода и эффекта замены актуальны сейчас как никогда. Ведь недавняя реформа по монетизации льгот, проведённая в России, есть не что иное как практическое применение теории эффекта дохода и эффекта замены. В третьей главе своей курсовой я обращаюсь к этой проблеме на примере США, где в начале 90ых годов была притворена в жизнь программа возврата налогов, причём достаточно успешно, главная цель - снижение потребления бензина была достигнута, а значит программу можно считать удавшейся. Здесь просматривается чёткая аналогия с реформой о монетизации льгот, используется тот же принцип - принцип возврата или компенсации.
Моя курсовая построена таким образом, что первые две главы дают полное теоретическое представление об эффекте замены и эффекте дохода с точек зрения двух учёных: Дж. Хикса и Е. Слуцкого. Третья глава полностью посвящена практическому применению теорий.
Целью моей курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода, алгебраического вывода уравнения Слуцкого, и соотношение теории по этим вопросам с практикой, т.е. реальной жизнью, реальной политикой государства.
Сначала
выясним что представляет собой
эффект дохода и эффект замещения.
Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. "Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен."2 Эффект замены вызывает рост потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.
Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е.Слуцкого.
Теория Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, "тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов."3 Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.
Глава 1. Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
Общий эффект изменения цены распадается на эффект дохода и эффект замены по Хиксу так, как показано на рис. 1.
Первоначальная бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рx и Рy. Ее касание с кривой безразличия U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х1. В случае снижения цены X до Рxt и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х1 до Х2.
Попробуем теперь
определить, каким должен был бы
быть денежный доход потребителя, чтобы
при изменившемся соотношении цен
обеспечить ему прежний уровень
удовлетворения. Для этого проведем
вспомогательную бюджетную
Следует заметить, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U1U1. Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х3 - Х1. Следовательно, эффект дохода составит Х2 - Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E2 выше, чем в точке E3.
Таким же образом мы можем разложить общий эффект в случае, когда цена товара X повышается (рис. 2). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U1U1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 - Х3, эффект дохода Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода переходом с одной кривой на другую.
"Эффект
замены всегда отрицательный.
Снижение цены одного товара
побуждает потребителя
–– отрицателен, как показано на рис. 1 и 2 для нормальных товаров,
––
положителен (в случае
–– нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна).
В рассмотренных примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен, чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3 (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E1, E3) общий результат повышения цены товара X – (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2). Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается его объем изменяется в том же направлении, что и цена. Особый случай — товар Гиффена.
1.1 Компенсированная кривая спроса по Хиксу.
Существует 3 типа кривых спроса. Кривая первого типа (обыкновенная, или кривая спроса Маршалла), может быть построена на основе кривой цена-потребление, полученной в результате вращения бюджетной прямой вокруг точки К. Такая обыкновенная кривая спроса отражает совместное влияние на объем спроса и эффекта замены, и эффекта дохода.
Напротив, скомпенсированная кривая спроса отражает влияние на объем спроса лишь эффекта замены. Она может быть построена, исходя из предпосылки о том, что при повышении цены какого-либо товара или группы товаров реальный доход потребителей остается неизменным; это может быть достигнуто путем компенсации роста цен либо прямым увеличением номинальных доходов, либо увеличением располагаемого дохода за счет сокращения налогов, либо какими-то другими способами.
Чтобы построить
скомпенсированную кривую
В нижней части рис. 4 показано взаимное расположение обыкновенной (D0D0) и скомпенсированной (DkDk) кривых спроса для нормального товара (при определении эффекта дохода по Хиксу). Они построены на основе линий цена-потребление ЕЕ и Е'Е'. Как видим, при цене Рxi и отсутствии компенсаций спрос составил бы Х3, тогда как при скомпенсированном повышении цены - Х2.
Заметим, что при ценах выше первоначального уровня Рx линия DkDk лежит выше D0D0, а при ценах ниже Рx - ниже. Для некачественных товаров взаимное расположение кривых спроса окажется противоположным, поскольку для таких товаров кривая цена-потребление имеет отрицательный наклон (рис. 5).
1.2. Эффект замены и эффект дохода для товара Гиффена (по Хиксу).
"Теоретически для некоторых товаров эффект дохода может быть достаточно большим, чтобы вызвать рост спроса на товар. Такой товар мы называем товаром Гиффена. На рис. 6 показаны величины эффектов дохода и замещения для такого товара."5 Первоначально потребитель находится в точке А, покупая относительно немного одежды и много продовольствия. Затем цена продуктов питания снижается. Ее снижение высвобождает достаточную часть дохода, так что потребитель хочет приобрести больше одежды и меньше питания, что и отражает точка В. Вероятно, более прилично одетый индивидуум получит больше приглашений на обед и сократит необходимость приготовления пищи дома.
Хотя
товар Гиффена теоретически интересен,
практически он встречается редко. Это
товар с большой отрицательной величиной
эффекта дохода. Но обычно эффект дохода
невелик — на большинство отдельных товаров
тратится лишь небольшая часть всего бюджета
потребителя. Большие же эффекты дохода
чаще бывают у нормальных, а не у неполноценных
товаров (таких, как жильё, питание, перевозки
и т.п. )
РИС. 6, Возрастающая кривая спроса — товар Гиффена. Если продукт второстепенный, а эффект дохода достаточно велик и превышает эффект замещения, то кривая спроса может сместиться влево. Первоначально потребитель выбирает точку А. После падения цены на продукты питания он переходите точку B и потребляет меньше провизии. Эффект дохода F2F1 по величине больше эффекта замещения EF2, так что убывание цены продуктов питания Приводит к уменьшению спроса на них.
"В
действительности потребление
Информация о работе Эффект замены и эффект дохода по Хиксу и по Слуцкому. Уравнение Слуцкого