Эффективность предприятия по нидерландски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 03:08, статья

Описание

Королевство Нидерланды, которое в России привыкли называть Голландией, - развитое государство с сильной экономикой, характеризующейся устойчивым ростом ВВП, самым низким среди европейских стран уровнем безработицы при беспрецедентно высокой доле работников, занятых неполное время. Вот почему авторы этой статьи, исследующие в течение ряда лет проблемы управления производительностью труда, с энтузиазмом примкнули к группе представителей пермских бизнес-кругов, отправлявшихся в июне 2010 г. в Нидерланды с целью изучить опыт предприятий в управлении. С некоторыми результатами этой поездки мы хотим познакомить профессиональное сообщество HR-ов.

Работа состоит из  1 файл

Эффективность предприятия по-нидерландски - производительность труда%2C.doc

— 2.23 Мб (Скачать документ)


Эффективность предприятия по-нидерландски: производительность труда, аутсорсинг, flexicurity

 

В статье рассматривается одна из современных технологий управления персоналом - аутплейсмент, который пока в России используется мало, но является перспективным направлением социально-ориентированной технологии работы с персоналом.

 

Королевство Нидерланды, которое в России привыкли называть Голландией, - развитое государство с сильной экономикой, характеризующейся устойчивым ростом ВВП, самым низким среди европейских стран уровнем безработицы при беспрецедентно высокой доле работников, занятых неполное время. Вот почему авторы этой статьи, исследующие в течение ряда лет проблемы управления производительностью труда, с энтузиазмом примкнули к группе представителей пермских бизнес-кругов, отправлявшихся в июне 2010 г. в Нидерланды с целью изучить опыт предприятий в управлении. С некоторыми результатами этой поездки мы хотим познакомить профессиональное сообщество HR-ов.

 

Взаимовыгодное партнерство: увидеть новую цель

 

Пермский край в последние годы активно взаимодействует с голландскими партнерами - уже реализованы или находятся на стадии внедрения более 140 совместных проектов в градостроительстве и архитектуре, информационных технологиях, торговле, гостиничном и ресторанном бизнесе, логистике, маркетинге, ландшафтном проектировании и т.д. Уже в течение нескольких лет в Пермском крае по инициативе Торгово-промышленной палаты работают консультанты из Голландии, сотрудничая с нашими компаниями по вопросам логистики, экологического и финансового менеджмента, маркетинга и выхода на международный рынок продукции пермских предприятий, инвестирования в развитие сельского хозяйства и туризма. Результаты такого сотрудничества оказались взаимовыгодными и перспективными для обеих сторон, однако наступление мирового финансового кризиса и особенно его последствия заставили по-новому определить цели взаимодействия с голландскими партнерами. Главной задачей сегодня для российских компаний является рост эффективности бизнеса, и предприниматели уже понимают, что стабильный рост организации невозможен без повышения производительности труда как ключевого условия стабильности в настоящем и реальных перспектив развития в будущем.

О проблемах производительности труда в России сейчас много говорится - свои позиции высказали и президент, и премьер, поставив задачу роста данного показателя на 6% ежегодно, появляются отдельные публикации в СМИ, но о конкретных инструментах и методах улучшения использования человеческих ресурсов, особенно на уровне предприятия, информации крайне недостаточно. Сегодня в России любой профессиональный менеджер по персоналу знает, что такое система управления персоналом, как ее сформировать и улучшить с течением времени, владеет технологиями подбора и оценки персонала, умеет организовать обучение и разработать программу мотивации. Вместе с тем, на вопрос об эффективности управления персоналом и особенно о производительности труда квалифицированный ответ получить практически невозможно. По нашим наблюдениям даже в крупных компаниях, где данный показатель регулярно рассчитывается и отражается в отчетах, отсутствует понимание того, для чего он нужен и как его использовать. Здесь правомерно самим себе задать вопрос: почему и как Россия - страна, в которой на протяжении десятилетий создавался мощный методологический и методический фундамент управления продуктивностью труда, - за 25 постперестроечных лет утратила эти знания и навыки?

Возвращаясь к теме нашей статьи, скажем только, что эти потери во многом повлияли на отставание российской экономики от западных стран, и теперь, чтобы достичь лидирующих позиций, нам необходимо изучать зарубежные достижения и разработки. Нидерланды представляются в данном случае очень интересной площадкой для обмена опытом, и не из-за налаженных контактов, а потому, что это крохотное государство, занимающее всего 0,003% земной поверхности, стабильно входит в число стран с лучшими социально-экономическими результатами. Именно поэтому, формируя программу визита, мы определили для себя ряд ориентиров: а) посмотреть, как работает голландский бизнес изнутри; б) изучить опыт и принципы управления производительностью труда; в) познакомиться с коллегами, занимающимися проблемами управления человеческими ресурсами. Именно эти ориентиры объединили интересы участников нашей делегации - представителей бизнеса, науки и региональной власти.

 

Статистический "портрет" Королевства Нидерландов

 

В 2009 г. в Королевстве Нидерландов уровень занятости населения составлял 64,1%, и это самый высокий показатель среди экономически развитых стран: к примеру, в Италии - 44,1%, Японии - 56,1%, Франции - 52,1%, Германии - 54,0%, Австралии - 62,8% и в России - 47,1% [1, 2]*(1). Рис. 1 отчетливо демонстрирует тенденцию, характерную только для Нидерландов, - уверенный поступательный рост уровня занятости населения в течение всего рассматриваемого периода.

 

"Рис. 1. Динамика уровня занятости населения в экономически развитых странах с 1990 по 2009 гг."

 

Структура занятости в Нидерландах существенно отличается от других стран. Доля занятых в промышленности (производственные, добывающие и строительные организации) составляет 17,1%, в то время как в России, Германии и Италии этот показатель находится на уровне 28%, Японии - 25%, а в сельском хозяйстве трудится 2,7% населения, обеспечивая внутренний спрос и направляя 75% продукции на экспорт. Самое значительное количество работников занято в сфере услуг (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, торговля, финансы, государственное управление, частные хозяйственно-бытовые и прочие услуги) - 80,2%. По этому показателю Нидерланды занимают второе место в мире, после США (80,9%). В российской экономике также увеличивается уровень занятости в непроизводственном секторе, составивший в 2009 г. около 70%.

В Нидерландах отмечается самый низкий среди экономически развитых стран уровень безработицы, составивший в 2009 г. 2,8%. Данная позиция сохраняется и для женщин - 3,5%, и для молодежи в возрасте от 15 до 24 лет - 6,7%, в то время как, например, в Швеции этот показатель в прошлом году был на уровне 24% [1]. По количеству вакантных рабочих мест Нидерланды занимают 5-е место в ЕС27.

Актуальная стратегия ЕС принимает в качестве ключевого показателя устойчивого роста по направлению социально-экономического развития темпы роста ВВП на душу населения. По предварительным оценкам Евростата за 2009 г., значение этого показателя варьировало от 41 до 268% в среднем по государствам-членам ЕС. В этом рейтинге Нидерланды занимают 2-е место (130%) после Ирландии (131%), существенно опережая Финляндию, Францию, Великобританию, Германию [3] *(2). Что касается России, то, начиная с 2005 г., рост ВВП на душу населения не превышает 25% в год [4].

Другим важным показателем является рост производительности труда на 1 отработанный  час. И здесь достижения Нидерландов видимы отчетливо: по информации за 2008 г. данный показатель определялся на уровне 1,3%, тогда как в целом по ЕС27 отмечен уровень в -0,2%, снова в число "отстающих" попали Германия (0%), Франция (-0,6%), Финляндия (-0,5%), Швеция (-2,0%) [5]. Если обратиться к глобальным сопоставлениям, то Нидерланды лишь на 0,5% отстают от Японии, опережая Канаду, Австралию и Сингапур [1] *(3).

 

Flexicurity - гибкая политика на рынке труда

 

Каковы причины того, что Королевство Нидерланды занимает сегодня лидирующее положение по макроэкономическим показателям в области занятости? Конечно, здесь, как и в других странах, потоки рабочей силы на рынке труда складываются по-разному: в малом предпринимательстве всегда присутствует более высокий оборот персонала, чем в более крупных компаниях; такая же ситуация отмечается в финансово-хозяйственной деятельности, в сфере торговли, гостиниц, ресторанов, бытового обслуживания и в сельскохозяйственном секторе, но эти показатели динамики рынка труда являются сравнительно низкими для организаций-работодателей в государственном управлении и в обрабатывающей промышленности. Поэтому ключевые отличия мы стали искать (и нашли) в том, каким образом в этой стране складываются процессы использования трудовых ресурсов.

В первую очередь нужно принять во внимание, что в Нидерландах, как нигде в мире, высока доля работников, занятых неполное рабочее время*(4), - в 2007 г. этот показатель составлял 46,8%, практически вдвое превышая уровень других стран. Три четверти работающих женщин (75,0%) трудятся на условиях неполного рабочего дня, и это самый высокий уровень среди стран-членов ЕС, где данный показатель составляет около трети (31,2%).

В России к занятым неполное рабочее время относятся 8,7% работников [2] - меньше только в странах бывшего социалистического лагеря, например, в Болгарии - 1,7%, Венгрии - 4,1%, Словакии - 2,6%, а также в недавно вошедшей в ЕС Греции - 5,6%. Как можно заметить, для экономически развитых стран характерна тенденция к росту данного показателя, и только Россия стремится сократить численность таких работников.

Доля занятых на основе контрактов с ограниченным сроком действия в Нидерландах составляет около 20%, но такое положение также является "достижением" этой страны - из экономически развитых стран Европы только во Франции и Германии этот показатель находится на уровне примерно 15% [6] *(5). Можно предположить, что такие отличия обусловлены все-таки особенностями национальной политики и практики в вопросах регулирования спроса на труд.

Так, Нидерланды реализуют на практике концепцию flexicurity - комплексную стратегию, основанную на механизме, обеспечивающем сбалансированность, с одной стороны, рынков труда, организации труда и трудовых отношений, а с другой - гарантий в сфере использования рабочей силы и социального обеспечения. Другими словами, речь идет о выборе варианта политики занятости, при котором интересы наемных работников, бизнеса и государства могут быть удовлетворены наилучшим образом, а значит, могут содействовать росту и развитию страны. Такая стратегия базируется на положении о том, что наилучшее соответствие между потребностями конкретного работника и конкретной организации достигается только через внешнюю и внутреннюю мобильность рабочей силы, реализующей, по сути, механизм адаптации субъектов занятости к изменениям. Особенно важна гибкость рынка труда для растущих или новых отраслей экономики, для которых дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда создает препятствия для развития.

С 1999 г. в Нидерландах действует Закон о гибкости и гарантиях (Wet Flexibiliteit ан Zekerheid), определяющий механизм установления баланса между необходимостью усиления гибкости трудовых отношений для работодателей, и определяющий при этом больше гарантий для временных работников. Результаты применения этого закона на практике оказались весьма позитивными - именно со времени его принятия начинается рост экономических показателей, приведенных ранее. Не случайно сегодня Евросоюз видит в политике flexicurity большой потенциал для формирования современного рынка труда.

Выбрав для себя путь максимальной гибкости в регулировании спроса на рабочую силу, голландцы уделяют самое пристальное внимание соблюдению прав работников и ответственности работодателей. Так, Министерство социальных дел и занятости Нидерландов, помимо общих задач в области охраны труда, его оплаты, социальной поддержки уязвимых категорий населения (инвалидов, длительно не работающих граждан, этнических меньшинств), направляет свою деятельность на поощрение хороших производственных отношений между работодателями и работниками, цель которой заключается в содействии и стимулировании формирования современных трудовых отношений и защиты прав трудящихся. Что касается временных работников, то законодательство Нидерландов способствует решению проблемных вопросов - права, оплата труда, гарантии и компенсации, пенсионное страхование и безопасность. В частности, предусмотрен порядок автоматического изменения временного трудового договора на постоянный контракт: после того, как работодатель три раза подряд заключал временный договор с работником, четвертый контракт автоматически становится постоянным; кроме того, если общая продолжительность второго или последующего договора превышает 36 месяцев, то договор автоматически преобразуется в постоянный, при условии, что перерыв между контрактами составлял не более 3 месяцев. Надо отметить, что привлечение работников через агентства временной занятости также регулируется нормами законодательства, включая весьма специфические ситуации: например, если фирма, для которой такой работник выполнял определенные виды работ, хочет заключить с ним постоянный трудовой договор, то продолжительность временной занятости включается в испытательный срок.

Конечно, экономический кризис не мог не отразиться на сфере занятости Нидерландов. Однако, поскольку политика flexicurity поддерживается широкой сетью различных институтов, многие проблемы нашли своевременное решение. К числу институтов рынка труда относится общенациональная сеть из 33 региональных центров мобильности (WERKbedrijf), созданных в начале 2009 г. на основе государственно-частного партнерства, целью которых является помощь компаниям в вопросах регулирования занятости, трудовых отношений и общей мобильности работников для того, чтобы свести к минимуму избыточность персонала в условиях падения производства вследствие экономического кризиса. К примеру, если предприятие хочет сохранить опытных работников, то центр мобильности может предоставить частичное пособие по безработице в качестве временной меры (есть соответствующее решение Министерства социальных дел и занятости, определяющее порядок выплаты пособия работникам, когда их рабочее время сокращается из-за проблем на предприятии), помогает перейти на краткосрочные контракты или неполный рабочий день, направляет работников на обучение. Если увольнения неизбежны, центр помогает работникам найти новую работу, обращаясь к работодателям, учебным заведениям и учреждениям повышения квалификации. Центры проводят оценку и составляют профиль компетенций для высвобожденных работников, а также помогают в создании собственного бизнеса. Таким образом, тесное сотрудничество службы занятости с местными властями и университетами, другими заинтересованными сторонами в государственном и частном секторах способствует выравниванию конъюнктуры рынка труда.

Результаты гибкой политики в сфере занятости таковы: даже в условиях экономического кризиса Нидерланды имеют самый низкий в ЕС уровень безработицы (включая молодежь), высокий уровень экономической активности в сочетании с широко распространенной частичной занятостью, а также средний уровень мобильности на рынке труда, около 30% временных работников переходят в категорию постоянных менее чем за год, 80% работающего населения охвачены коллективными соглашениями*(6).

Вместе с тем, исследователи считают, что расширение частичной и временной занятости может оказать негативное влияние на рост производительности труда, поскольку люди, которые работают меньше, имеют меньше знаний и опыта, а значит, если бы все работали полный рабочий день, доля валового внутреннего продукта на душу населения могла бы быть больше. Известно, что в современном мире производительность труда будет расти на основе углубления знаний, технологического прогресса, а также применения существующих инноваций, в т.ч. управленческих. Поэтому одним из направлений политики занятости в этой стране является рост доли экономически активного населения с высшим образованием до уровня 40%, а также содействие непрерывному обучению в течение всей трудовой жизни (life-long learning). Вот почему, составляя прогноз экономического развития Нидерландов, аналитики указывают, что даже при худшем сценарии, когда увеличение производительности труда составит 1,2% в год, к 2040 г. это обеспечит ее совокупный рост на 60%, из которых примерно половина необходима, чтобы компенсировать негативные эффекты (например, старение населения), но остаются еще более 30%, чтобы поднять уровень материального благосостояния на душу населения [7].

Информация о работе Эффективность предприятия по нидерландски