Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для того чтоб достичь заданную цель, необходимо внимательно разъяснить следующие пункты:
разобрать понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1 Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
2 Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

     Система мер, получивших количественное выражение, разрешает заблаговременно сигнализировать об угрожающей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Немаловажно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности может достигнуть при условии, что весь комплекс показателей будет находиться в границах допустимых пределов своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в урон другим. Например, уменьшение темпа инфляции до предельного уровня не должно привести к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или уменьшение дефицита бюджета до порогового значения - к полной остановке капиталовложений и падению производства и т. д.

     Отсюда, можно сделать вывод, что за границами значений пороговых показателей экономика нации теряет способность к постоянному саморазвитию, конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках, и делается объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разрушается под действием коррупции, криминала, получает ущерб от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди всех показателей экономической безопасности можно выделить такие показатели как показатели [11, с.146]:

  • экономического роста (постоянное развитие, структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевое строение хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  • характеризующие природный, ресурсный, производственный и научно-технический потенциал страны;
  • характеризующие развитие и уровень адаптивности хозяйственного механизма, а также его подчиненность внешним факторам (уровень инфляции, недостаток консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, неизменность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  • качества жизни (уровень ВВП на душу населения, уровень разделения доходов у населения, обеспеченность основных групп населения вещественными благами и услугами, трудоспособность жителей, состояние пребывания окружающей среды и т.д.).

     Пороговые уровни понижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отображающих, в частности [11, с.147]:

  • максимально допустимый уровень понижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за границами которого невозможно независимое экономическое развитие государства на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение и исполнение демократических основ общественного строя, поддержание оборонных, научно-технических, современных, инвестиционных и образовательных возможностей;
  • максимально допустимое понижение уровня и качества жизни главной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых общественных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; возникает угроза утраты наиболее производительной части национального "человеческого капитала" и нации как важной части цивилизованной общности;
  • максимально допустимый уровень понижения расходов на поддержание и восполнение природно-экологического потенциала, за границами которого возникает опасность необратимого полного разрушения элементов природной сферы, утраты немаловажных ресурсных источников экономического роста, а также больших территорий проживания, размещения производства и рекреации, причинение непоправимого ущерба здоровью современного и будущего поколения и др.

     Общую схему обеспечения экономической  безопасности, возможно, представить в следующем виде [13, с.20]:

  1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).
  2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).
  3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).
  4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики от неопасного).
  5. Оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с пороговыми значениями.
  6. Концепция и стратегия обеспечения экономической безопасности.
  7. Организационно-управленческий блок.

     Во  главу угла ставится система национальных интересов. Национальные интересы – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [2].

     Бесперспективно подменять национальные интересы другими категориями, будь то приоритеты, задачи и т.п. Именно с национальными интересами связаны угрозы и вызовы. Причем важно классифицировать национальные интересы, а также учитывать интересы страны в широком геополитическом, экономическом и социально-культурном пространстве. Например, в связи с повышением значимости в экономическом развитии углеводородного сырья оказались актуальными национальные интересы России в Арктике.

     Угрозы  и вызовы могут быть только в контексте национальных интересов страны, ее сохранения и развития. В отличие от показателей индикаторы обладают сигнальными функциями, т.е. они более чувствительны к внутренним и внешним факторам. Далее идут пороговые значения, иными словами, та «красная черта», которая отделяет опасное состояние экономики от неопасного. За ним следует уже оценка безопасности на основе сопоставления фактического и прогнозного состояний индикаторов с их пороговым значением.

     Следующий шаг – формирование концепции национальной безопасности и более конкретного ее проявления – стратегии. Отдельно стоит организационно-управленческий блок. Этот блок «отвечает» за креативное, творчески активное отношение к объекту анализа, в том числе за оценку состояния экономики с позиций безопасности, которая является универсальной категорией и занимает особое место среди других категорий (эффективности, устойчивости, конкурентоспособности, приоритетов, целей, задач и др.).

     Стратегия безопасности – основа долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны, а не наоборот. На наш взгляд, долгосрочную стратегию нельзя сформировать без определения национальных интересов страны. Именно они выражают субстанцию сущности страны, суверенитет и основные ее характеристики в мировом геополитическом пространстве. 

     2. Проблема обеспечения  экономической безопасности  в настоящее время 

     Для выявления проблем обеспечения  безопасности прежде всего необходимо выделить уровни, на которых рассматриваются  эти проблемы.

     Первый  уровень – глобальная экономическая безопасность – характеризует уязвимость России перед угрозами и вызовами глобальной экономики со стороны других стран по всему периметру границ. Иногда его называют международной или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.

     Второй  уровень – региональная безопасность – включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.

     Конечно, существующая ныне в России система  округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов  и выделение указанных поясов.

     Третий  уровень – внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.

     Рассмотрим  проблемы глобальной экономической  безопасности России. Для начала оценим текущее состояние России, сложившиеся в последние годы.

     Данные, позволяющие оценить глобальную безопасность, приведены в табл. 2.1 и 2.2 (значения, отмеченные *, относятся  к 2005 г., отмеченные ** - к 2006 г., остальные - к 2007 г.).

     Анализ  информации, приведенной в табл. 2.1 и 2.2, позволяет сделать ряд  фундаментальных выводов.

     Вывод первый. При самых высоких показателях в сравнении с США, ЕС и Японией по размеру территории, природным ресурсам, добыче газа, нефти, лесным ресурсам в России производится на порядок меньший объем ВВП, а также ВВП на душу населения.  

     Таблица 2.1

     Сопоставление России с ведущими странами, % [13, с.20]

  Россия/ Россия/ Россия/ Россия/ мир
  США ЕС Япония в целом
Территория 174,0 683,6 4525,3 3,0
Население 47,1 45,1 111,2 2,2
ВВП 9,3 10,6 29,4 2,4
ВВП по ППС 15,1 20,3 48,7 3,2
Добыча  нефти 145,1     12,2
Запасы  нефти (доказанные) 270,1 9925,0   6,4
Добыча  газа 111,3 693,0   20,7
Запасы  газа (доказанные) 747,0 19756,1   25,2
Лесные  ресурсы* 186,0 651,5 1894,1 20,1
Вырубка леса* 33,3 73,3 805,9 5,8
Производство  леса и лесопродуктов* 10,4 18,3 69,1 3,1
Экспорт товаров и услуг** 23,5 7,9 31,8 2,1
Импорт  товаров и услуг** 9,1 4,8 28,7 1,6
Золотовалютные  резервы 676,1 93,5 49,1 8,8
Доходы  консолидированного бюджета 12,0 9,1    
Расходы консолидированного бюджета 9,3 7,7    
Активы  банковской системы 7,0 2,3 11,6  
Инвестиции  в основной капитал 11,8 14,0 24,7  
 

     Таблица 2.2

     Основные  показатели экономического развития России и ведущих стран [13, с.20]

  Россия США ЕС Япония Мир
ВВП, млрд долл. 1289,6 13 843,8 12 114,0 4383,8 54 395,4
ВВП на 1 км территории, тыс. долл. 75,4 1408,8 4843,0 11602,3 95,4
ВВП по ППС на 1 км территории, тыс. долл.* 122,1 1408,8 4115,1 И 353,7 114,1
ВВП на душу населения, тыс. долл.* 9,1 45,8 38,5 34,3 8,4
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл.* 14,7 45,8 32,7 33,6 10,0
Доходы  консолидированного бюджета/ВВП, % 39,1 30,4 45,6   '
Расходы консолидированного бюджета/ВВП, % 33,3 33,5 46,2    
Профицит (дефицит) консолидированного бюджета/ВВП, % 5,8 -3,0 -0,6 «2,7  
Активы  банковской системы/ВВП, % 59,0 79,0 271,0 149,9  
Инвестиции  в основной капитал/ ВВП, % 19,5 15,3 14,8 23,2  
Справочно: курс единиц национальной валюты по отношению  к долл., в среднем за год 26,5 1 1,47 117,8  

Информация о работе Экономическая безопасность России