Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является анализ проблем обеспечения национальной экономической безопасности.
Для того чтоб достичь заданную цель, необходимо внимательно разъяснить следующие пункты:
разобрать понятие «экономической безопасности»;
выделить индикаторы экономического состояния страны;
выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
1 Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности
2 Проблема обеспечения экономической безопасности в настоящее время
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)
 

     Кроме того, низки позиции в экспорте продукции обрабатывающих отраслей и конкурентоспособности, более  низкий уровень качества жизни. Есть все основания утверждать, что  обширная территория и огромные природные  ресурсы могли бы давать гораздо  большую финансовую отдачу, однако, к сожалению, этого не происходит, даже несмотря на финансовые резервы, накопленные в последние годы.

     Вывод второй. В системе обеспечения внутренней безопасности нарушены законы гармоничного развития, принципы справедливого распределения богатств и доходов.

     Выполненные в Центре финансово-банковских исследований аналитические работы показывают, что  по финансовым индикаторам вся «чаша» наших достижений переполнена: значительные резервы, профицит бюджета (кроме, может  быть, некоторых кредитных индикаторов). Что же касается развития инновационной сферы, машиностроения и социальной сферы, то пороговые значения здесь не обеспечиваются (табл. 2.3, 2.4).

 

      Таблица 2.3

     Сопоставление фактических показателей экономической  безопасности с пороговыми значениями за 2007 г. [13, с.22]

Показатели  Пороговые значения 2007 г.
Соотношение среднедушевых денежных доходов  населения и величины прожиточного минимума, раз 3,5 3,26
Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченных групп и 10% населения, раз 89 16,8
Уровень монетизации (М2 % к ВВП на конец  года) 50 40
Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд. долл. 40 476,4
Доля  продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных  ресурсов 25 36
 

     Проблемы  глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных причин мирового финансового кризиса стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д. 

     Таблица 2.4

     Сопоставление фактических и прогнозных показателей экономической безопасности с пороговыми значениями за период 2007-2011 гг. [13, с.21]

Показатели Пороговые

значения

2007 2008 2009 (прогноз) 2010 (прогноз) 2011 (прогноз)
Объем ВВП, млрд руб. 6000 38533 47742 52277 56355 60094
Фактически  и прогнозные данные   32987 44056 51475 59146 67619
Сбор  зерна, млн т 70 81,8 85,0     100,0
Инвестиции  в основной капитал, % к ВВП 25 20 20,6 22,8 24,8 26,1
Расходы на национальную оборону, % к ВВП 3 2,5 3,3 2,5 2,4 2,2
Отгруженная инновационная продукция, % ко всему объему отгруженной промышленной продукции 15 5,5       6,5-6,7
Доля  населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % ко всему населению 7 13,4 12,4 11,2 10,4 10,0
Уровень безработицы по методологии МОТ, %вЭАН 5 6,3 6,3 6,0 5,5 5,0
Уровень инфляции, % (декабрь текущего года к  декабрю прошлого года) 125 111,9 110,5-111,8 107-108,5- 105,5-107 105-106,8
Обслуживание  государственного внутреннего и внешнего долга, % к расходам федерального бюджета 20 2,4 2,4 22 2,3 2,7
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП 3 Бюджет  профицитен
5,4 5,6 3,7 2,4 2,3
 

     В связи с этим необходима новая  архитектоника мирового финансового  рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, – разработка системы  индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.

     Гармонизация  – это, прежде всего сбалансированность основных сфер и секторов экономики.

     Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового производства внутри страны. При этом обязательно должны быть обеспечены достаточно высокие темпы роста в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при поддержании достигнутых его масштабов.

     Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных передовых технологий.

     В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие  отрасли, а в обрабатывающих и  перерабатывающих секторах ощущается  значительное отставание. Правда, в последние два года некоторое оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда как основной потребитель новаций – машиностроение – остался на низком уровне.

     Н. Комков, профессор РАН, подчеркивает, что конкурентоспособность определяется новизной технологий, их превосходством на рынке. И хотя в России темпы роста по отдельным видам продуктов достигают 15-20% в год, уровень их продаж на мировом уровне, к сожалению, составляет около одного процента [14, с.117].

     Анализируя  причины этого отставания, ученый заключил: «Россия импортирует инновации  вместе с зарубежной техникой и технологиями, а они не рассчитаны на резкое повышение  темпов развития экономики конкурентов».

     Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов – инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10%. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», - констатирует академик [14, с.118].

     Для России характерная проблема продовольственной  безопасности. Имея около 10% мировых  запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство  неэффективно: доля страны в мировом агропроизводстве не превышает 1,34%. Причина в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия. В то же время Европа с ее 100 млн га сельхозугодий полностью обеспечивает себя продуктами питания. Япония, имея только 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 122 млн своих граждан. Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%. «Если мы хотим сохранить свой статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село и страну от экономического умирания, необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса», - говорит член Совета по аграрной политике при Председателе Совета Федерации М.Коробейников. По его мнению, такой подход требует резкого усиления роли государства, что подтвердил мировой финансовый кризис. Например, в США мгновенно забыли о так называемом свободном рынке, как только возникли серьезные проблемы на финансовом и банковском поле. Был национализирован ряд обанкротившихся банков, подтвердив тем самым, что в реальной жизни свободный рынок должен быть социально ориентированным, а значит, регулируемым государством [14, с.119].

     Другой  важной проблемой экономической  безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, проведенного учеными Академии госслужбы совместно с рядом других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране сократится на 17 млн человек, а количество граждан пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн человек. Статистики ООН также прогнозируют демографический спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у нас некому будет осуществлять [14, с.121].

     По  мнению специалистов, выход здесь  может быть только один – кардинальное(в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

     Б. Гусев высказывает убеждение, что  инновационным процессом должны заняться профессиональные инженеры. Правильно выбрав принцип инновационного развития страны, они дадут импульс прогрессу всей экономики. К сожалению, сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1 %, тогда как в развитых странах Запада она достигает 20-25%. Причина известна: уже несколько лет в России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств. «Для того чтобы преодолеть отставание, исполнительная власть, прежде всего Минобрнауки России, должна думать о подготовке кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством», - подчеркивает Б. Гусев [14, с.122].

     Одна  из причин нашего экономического отставания – отсутствие долгосрочной социально-экономической стратегии страны, считает академик А. Абалкин. Ведь еще в 1999 г. в правительстве было принято решение о разработке долгосрочной концепции развития страны. Но первый ее вариант научная общественность отвергла как несовершенный. С тех пор самое большое, что делалось, был прогноз на три года. Но при таком подходе эффект от инвестиций в новые технологии нельзя точно установить, он проявляется лишь на четвертый год и даже позже. В результате получается затратная перспектива.

     Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации  от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 г.» была утверждена Концепции  национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе собраны самые важные направления, позиции государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

     Концепция имеет следующую структуру [2]:

  1. Общие положения.
  2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
  3. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
  4. Обеспечение национальной безопасности.
  5. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии
  6. Основные характеристики состояния национальной безопасности

Информация о работе Экономическая безопасность России