Второе
– полная экспертиза всех законов,
нормативных актов, постановлений,
управленческих решений на предмет
их направленности на укрепление экономической
безопасности.
Необходимо
уйти от традиционной строго вертикальной
схемы государственного управления,
которая не обеспечивает горизонтальные
межфункциональные связи, а значит, и механизмы
взаимоконтроля и взаимной ответственности.
Обеспечение
экономической безопасности представляет:
- Своевременное
прогнозирование и выявление внешних
и внутренних угроз экономической безопасности;
- Реализация
оперативных долговременных мер по предупреждению
и нейтрализации внутренних и внешних
угроз;
- Подъем экономики
страны, осуществление независимого и
социально ориентированного экономического
курса;
- Элиминацию
научно-технической и технологической
зависимости России от внешних источников;
- Обеспечение
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества
России в первую очередь с ведущими странами
мира;
- Создание
эффективного механизма контроля за исполнением
законодательства страны;
- Повышение
уровня конкурентоспособности российской
промышленной продукции;
- Повышение
уровня и качества жизни населения страны;
- Устранение
деформаций в структуре отечественной
экономики;
- Обеспечение
преимущественного роста производства
наукоемкой продукции;
- Поддержание
отраслей, являющихся фундаментом расширенного
воспроизводства, для обеспечения занятости
населения;
- Государственную
поддержку инвестиционной и инновационной
активности;
- Создание
устойчивой банковской системы, отвечающей
интересам реальной экономики.[2, с.62]
Обеспечение
экономической безопасности предполагает
использование следующих направлений:
- Усиление
государственного регулирования экономики;
- Правовое
обеспечение реформ и создание эффективного
механизма контроля за соблюдением законодательства
страны;
- Принятие
мер по сохранению и развитию научно-технического,
технологического и производственного
потенциала;
- Элиминирование
деформаций с структуре экономики, нацеленное
на опережающее развитие наукоемких отраслей
и производств;
- Наращивание
государственной поддержки инвестиционной
и инновационной активности;
- Создание
необходимых условий для преимущественного
развития конкурентоспособных отраслей
и производств независимо от формы собственности;
- Сосредоточение
материальных и финансовых ресурсов на
приоритетных направлениях науки и техники;
- Оказание
поддержки ведущим отечественным научным
школам.
- Государственная
стратегия экономической
безопасности.
Государственная
стратегия экономической безопасности
включает в себя:
- Определение
национальных интересов РФ в области экономики;
- Характеристику
наиболее вероятных внешних и внутренних
угроз экономической безопасности как
совокупности условий и факторов, создающих
опасность жизненно важным экономическим
интересам личности, общества и государства;
- Целевые установки
социально-экономической политики развития
страны;
- Определение
критериев и параметров состояния экономики,
отвечающих требованиям экономической
безопасности и обеспечивающих защиту
жизненно важных интересов страны;
- Систему и
механизмы обеспечения экономической
безопасности государства, защиты ее жизненно
важных интересов на основе применения
всеми институтами государственной власти
правовых, экономических и административных
мер воздействия.
Реализация
Государственной стратегии экономической
безопасности РФ направлена на создание
в прогнозном периоде необходимых
и достаточных условий для
обеспечения возможности РФ:
- Самостоятельно
и эффективно решать внутренние социальные,
экономические и политические задачи,
исходя из собственных национальных интересов
при максимальной неуязвимости от внешнего
негативного воздействия;
- Обеспечивать
уровень и качество жизни населения, гарантирующее
социальный мир и стабильность в обществе
и необходимые для всестороннего развития
личности;
- Своевременно
адаптироваться к динамичным изменениям,
происходящим в мировом хозяйстве, нарастающим
ресурсным ограничениям и условиям глобальной
конкуренции, адекватно отвечать на внутренние
и внешние вызовы;
- Влиять на
экономические , политические и военные
процессы в мире, отстаивая интересы России,
путем активной внешней политики и экономической
дипломатии, эффективной и равноправной
интеграции в мирохозяйственные связи.
Практическая
реализация Государственной стратегии
экономической безопасности должна осуществляться
на основе сформулированных в Государственной
стратегии экономической безопасности
РФ национальных интересов в сфере экономики
характеристик внешних и внутренних угроз
экономической безопасности РФ через
формирование экономической политики,
направленной на обеспечение национальной
безопасности государства в целом, в виде
системы конкретных мер, механизмов, реализуемых
на основе качественных индикаторов и
количественных показателей–макроэкономических,
демографических, внешнеэкономических,
экологических и др. Такая система конкретных
мер и механизмов представляет собой основу
и содержание экономической политики
государства.
Экономическая
безопасность обеспечивается как чисто
экономическими методами, так и средствами
неэкономического характера: политическими,
военными и иными, включая защиту секретов.
Безопасность в смежных внеэкономических
сферах обеспечивается не только специфичными
для них методами, но в значительной мере
и экономическими средствами, в том числе
всегда с привлечением денежных и иных
ресурсов экономического характера. Кроме
того, экономическая оценка последствий
угроз безопасности в любых сферах, как
правило, обеспечивает универсальный
подход, давая возможность количественно
оценить ущерб и на этой основе определить
систему приоритетов.[6,с. 134]
- Характеристика
основных угроз безопасности
и основные причины
их возникновения..
Основные
угрозы экономической безопасности
– это такие явления процессы,
которые отрицательно влияют на экономическое
состояние страны, ограничивают экономические
интересы личности, общества, государства,
создают опасность для национальных ценностей
и образа жизни.
Основными
причинами, вызывающими возникновение
угроз, являются неустойчивость финансового
положения предприятий, неблагоприятный
инвестиционный климат, сохранение инфляционных
процессов и другие проблемы, связанные
с финансовой дестабилизацией в экономике.
В
самом общем виде экономические
угрозы подразделяются на внешние и
внутренние.
К
внутренним угрозам экономической
безопасности можно отнести следующие:
- Сокращение
численности населения и его старение,
влекущее за собой в перспективе значительное
сокращение трудового потенциала государства
и рост демографической нагрузки на сокращающееся
по численности трудоспособное население.
- Деградация
учреждений социальной сферы, ограничение
доступа многих малообеспеченных людей
к системе охраны здоровья, образованию
и культуре и ухудшение на этой основе
физического и духовного здоровья населения;
негативное воздействие социально – экономических
условий жизни населения, рост заболеваемости
значительной части населения, некомфортные
жилищные условия, сокращение и ухудшение
структуры рациона питания человека, плохая
экологическая среда, большая загруженность
женщин в общественном производстве и
др.
- Криминализация
экономики, рост организованной преступности,
ее проникновение в ключевые отрасли российской
экономики вследствие ослабления системы
государственного контроля, высокий уровень
правонарушений в информационной и интеллектуальной
сферах экономики, обострение социальных
проблем – наркомании, проституции, бродяжничества
и т.д. Сохранение условий для роста коррупции
и криминализации хозяйственно – финансовых
отношений.
- Сохранение
и возможное усиление значительной имущественной
дифференциации (имущественного расслоения)
населения с высокой долей и возможным
увеличением численности населения, проживающего
ниже уровня бедности (прожиточного минимума),
и безработных, ограничивающих платежеспособный
спрос и экономический рост в государстве
и приводящих к нарушению социального
мира и общественного согласия.
- Структурная
деформированность и малоэффективность
структуры российской экономики, выражающаяся
в приоритетном сохранении ее топливно–сырьевой
направленности, недостаточном развитии
наукоемких и высокотехнологичных производств,
особенно в машиностроении, низком уровне
инвестиционной активности, усилении
объективно существующей территориальной
дифференциации уровней экономического
и социального развития регионов.
- Низкая с
возможной тенденцией дальнейшего понижения
конкурентоспособность российской экономики.
- Возрастание
рисков возникновения аварий и катастроф
техногенного характера со значительными
негативными экологическими последствиями.
- Неустойчивое
состояние финансово-денежного обращения
и кредитно-банковской системы.
- Сохранение
реальной угрозы ограничивающего воздействия
налогово-бюджетной сферы на экономический
рост в государстве.
- Снижение
возможностей обеспечения необходимого
по объему, структуре и качественному
составу мобилизационного резерва мощностей
и материальных ресурсов.
- Ухудшение
состояния сырьевой базы промышленности
и энергетики.
- Увеличение
разрыва в уровне социально-экономического
развития субъектов и регионов РФ, а так
же города и села.
- Высокий
уровень инфляции.
- Несовершенство
механизмов формирования экономической
политики (высокая степень воздействия
регионального и отраслевого лоббизма
на принятие экономических решений; непоследовательность
и несогласованность действий центральных
экономических ведомств), которые может
приводить к нарушению финансовой сбалансированности,
порождать угрозы социальных конфликтов,
искусственно ослаблять конкурентоспособность
отечественных производителей.
- Негативная
политика в сфере приватизации, резкое
занижение стоимости приватизируемых
объектов.
- Слабая диверсификация
ВВП в целом и экспорта в следствие высокой
степени зависимости России от сырьевого
экспорта.
- Россия по-прежнему
не рассматривается инвесторами в качестве
привлекательной страны ни для прямых,
ни для портфельных вложений.
- Одна из
причин неуверенности – слабость гражданских
институтов в России, неразвитый банковский
сектор. По-прежнему сохраняется недоверие
инвесторов к российской финансовой системе
после фактического дефолта 1998 года.
К
внешним угрозам экономической
безопасности можно отнести следующие:
- Высокая зависимость
российской экономики, всех ее важнейших
сфер от внешнеэкономической конъюнктуры,
от политических и экономических решений
интеграционных группировок зарубежных
стран, международных финансовых и торговых
организаций, ущемляющих интересы РФ в
области экономики.
- Приобретение
инофирмами российских предприятий вытеснения
отечественной продукции как с внешнего,
так и с внутреннего рынка и, как следствие,
завоевание ими внутреннего рынка России
по многим видам товаров широкого потребления
и зависимость России от импорта многих
видов продукции, в том числе стратегического
значения, продовольственных товаров,
а так же комплектующих изделий для машиностроения.
- Дискриминационные
меры зарубежных стран или их сообществ
во внешнеэкономических отношениях с
Россией, особенно в связи с вступлением
России в ВТО.
- Недостаточный
экспортный и валютный контроль и необустроенность
таможенной и государственной границы.
- Неразвитость
транспортной инфраструктуры экспортно-импортных
операций, в частности несанкционированный
отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов,
проходящих по территории Украины, Белоруссии,
Чеченской республики и Латвии.
- «утечка умов»
заграницу, эмиграция населения, как правило,
его интеллектуального слоя, что ведет
к сокращению интеллектуального потенциала,
и, следовательно, к сдерживанию экономического
роста.
Наиболее
опасны в настоящий период внутренние
угрозы. Вместе с тем внешние угрозы
в силу системности всей совокупности
угроз, зачастую усиливают опасность
некоторых внутренних угроз.
1.6.
Индикаторы (показатели,
параметры) экономической
безопасности.
Макроэкономические
индикаторы представляют собой наиболее
важные параметры экономики, которые
характеризуют состояние экономики в
целом. Макроэкономические показатели
применяются всеми развитыми странами
мира.
Из
более чем тысячи индикаторов
экономической безопасности, которые
используются на макро- и мезоуровне
для анализа и прогнозирования
угроз экономической безопасности,
целесообразно использовать 19 индикаторов,
которые отражают наиболее важные сферы
экономической безопасности в реальном
и финансовом секторах экономики, в социальной
сфере. К ним относится:
- Объем валового
внутреннего продукта;
- Валовой сбор
зерна;
- Доля в ВВП
инвестиций в основной капитал;
- Доля в ВВП
расходов на оборону;
- Доля в ВВП
затрат на гражданскую науку;
- Доля инновационной
продукции в общем объеме промышленной
продукции;
- Доля продукции
машиностроения и металлообработки в
общем объеме промышленного производства;
- Доля во всем
населении лиц с денежными доходами ниже
прожиточного минимума;
- Соотношение
доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного
населения;
- Уровень безработицы;
- Уровень монетизации;
- Внешний долг;
- Внутренний
долг;
- Доля расходов
на обслуживание государственного долга
в расходах федерального бюджета;
- Дефицит федерального
бюджета;
- Уровень инфляции;
- Объем золотовалютных
резервов;
- Отношение
выплат по внешнему долгу к объему годового
экспорта;
- Доля поступившего
по импорту продовольствия в общем объеме
продовольственных ресурсов страны.
Помимо
перечисленных выше общих макроэкономических,
выделяют следующие базовые макроэкономические
индикаторы:
- Структура
собственности: доля государственного
и частного секторов в ВВП, национальном
доходе, численности занятых.
- Динамика
разгосударствления и приватизации государственных
и муниципальных предприятий.
- Монополизации
я и демонополизация.
- Развитие
рыночных структур.
- Механизм
государственного регулирования экономики.
- Налоговая
система.
- Денежное
обращение.
- Внешнеторговые
тарифы.
- Процентная
и учетная ставки.
На
макроуровне выделяются следующие
частные количественные производственные
индикаторы:
- Темп роста
продукции промышленности;
- Структура
ВВП;
- Производственный
ВВП;
- Использованный
ВВП;
- Валовые и
частные капитальные вложения;
- Розничный
товарооборот и др.